29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 10:12:20
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Россиян объединяет ксенофобия




Источник: OPEC
добавлено: 04-06-2013
просмотров: 2980

Анализ дискуссий в социальных сетях показывает, что россияне разделены на несколько политических лагерей. Но все группы объединяет общая черта – ксенофобские настроения. Исследовательский проект под руководством политолога Эмиля Паина «Этнополитическая проблематика в российской блогосфере»

За власть, за демократию, за русских и империю…

Первые итоги исследования были представленыв Высшей школе экономики на семинаре цикла «Экономическая политика в условиях переходного периода» Э. Паиным и студентами и аспирантами ВШЭ С. Моховым, Е. Поляковым, С. Простаковым, С. Федюниным.

Авторы исследования создали карту российской блогосферы с точки зрения этнополитического дискурса, выделив четыре основных идеологических группы: провластные, левые, либералы и националисты. Результаты исследования дают возможность понять, как представители этих групп относятся кразного рода «чужим», действующей власти, оппозиции, а также каковы их взгляды на будущее России. Основным полем исследования стала социальная сеть «ВКонтакте». Авторы объясняют выбор в пользу именно этого ресурса его популярностью в России и тем, что с конца 2000-х мода на блоги стала меняться модой на социальные сети.

Но Facebook и Тwitter также не остались без внимания. С помощью анализа этих соцсетей авторы попытались понять, в том числе, настроения «элитарных» слоев интернета.

Кто такие «они»?

Россия сегодня в лидерах по темпам роста интернет-аудитории. На весну 2012 года количество интернет-пользователей составило 59,5 млн чел., что составляет более половины взрослого населения России. По количеству времени, проводимому в социальных сетях, россияне на третьем месте после жителей Израиля и Аргентины (It’s a social world, 2011).

Результаты исследования подтверждают, что граждане, поддерживающие лозунги типа «Россия для русских» и «Русский помоги русскому» в настоящее время способны быть опорой действующей власти. В группе названной, авторами, как «Русские националисты», негативное отношение к власти ограничено темами кавказофобии, мигрантофобии и исламофобии.

В то же время представители этой группы поддерживают такие действия властей, как противостояние с Западом и ущемление прав сексуальных меньшинств. Отношение к оппозиции у националистов – негативно-сдержанное, преобладают оценки, что либеральная оппозиция – это агенты Запада. В целом, как отмечают авторы исследования, среди представителей этой группы развит широкий спектр фобий, в том числе, западофобия. Идея о том, что Россия должна быть частью европейского мира противна националистам, поскольку современная Европа для них «царство Содома и Гоморры» и «торжествующего ислама».

К православию в этой группе отношение положительное, хотя в дискуссиях вопросы религии упускаются. В целом, националисты избегают любых разобщающих тем. Одна из особенностей националистов – пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ). Как поясняют авторы, низовой уровень национализма перешел к пропаганде ЗОЖ, чтобы избежать преследований по ст.282 УК («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»). В результате, пропаганда ЗОЖ стала одним из трендов в развитии русского национализма.

Следующая группа, выделенная авторами – «левые». У этой группы нет своего специфического языка. Ее представители, по мнению исследователей, в этом плане являются скорее ретрансляторами СМИ. Левые отождествляют себя с такими определениями, как «советские люди», «большевики», «коммунисты», «социалисты», «советские патриоты», «сталинисты».

В числе тех, кто для левых «они»: «буржуи», «путинисты», «капиталисты», «либерасты». Левые больны ностальгией по советскому прошлому и выступают за возрождение СССР. Власть для левых буржуйская и воровская, РПЦ – союзник власти, а к оппозиции отношение неоднозначное: от сдержанно-позитивного до сдержанно-негативного. Так, например, «белая лента» – это либералы, но они же и возможные сторонники протеста («временные союзники»). Левые негативно относятся к кавказским республикам. Ненависть к Кавказу часто зиждется на неправильном, по их мнению, распределении бюджетных ресурсов.

Слабые либералы и неуверенные кремлевцы

Что касается, группы либералов, то это самая атомизированная группа, негативно настроенная по отношению к власти, проявляющая высокий уровень толерантности к иным «несогласным» и поддерживающая лозунги «Хватит кормить Кавказ». Либералы выступают за демократию и правовое государство, но при этом плохо представляют пути их достижения. При всей нелюбви к власти, как отмечают авторы, представители этой группы являются ее слабыми оппонентами, но крайне позитивны в отношении «креативного класса» и видят в нем неисчерпаемый источник критики существующего режима.

Интернет-сообщество сторонников действующей власти, как отмечают авторы исследования, оказалось обширным. При этом столь же обширное представление среди них о том, кто такие «мы». Это «большинство», «масса», «сторонники партии реальных дел», «простые люди, выступающие против развала страны». «Они» для сторонников власти – «Запад», «либерасты», «националисты», «коммунисты», «зажравшиеся олигархи» и «коррумпированные чиновники». В рядах этой группы распространены западофобия, американофобия, страх новой революции, страх прихода к власти «не пойми кого», развала страны и «новых 90-х». Но при всем при этом, как отмечают авторы, поддержка власти этой группой в интернете крайне мала и недееспособна.

Разнообразие: хорошо, но перспективы не предсказуемы

Авторы делают вывод о том, что современное российское общество идейно расколото. Анализ социальных сетей Facebook и Тwitter показывает, что элитарные ячейки, которые появляются во всех идеологических течениях, способны лишь увеличивать политическую раздробленность.

При этом, авторы исследования обращают внимание, что интернет не представляет собой отдельную «партию», а всего лишь отражает общие настроения и не может ассоциироваться с образом свободомыслящего человека. Роль интернета в современной политике, по их мнению, слишком преувеличена.

Опасна ли политическая раздробленность в обществе? По мнению экспертов, у нее есть большой плюс, который заключается в том, что отсутствует возможность манипуляции массами, в силу их разнородности.

Но, как отмечает Эмиль Паин, для практически всех основных идеологических течений в России характерны ксенофобские настроения. А это опасная тенденция. Один из актуальных вопросов в этом плане: что произойдет, если рухнет вертикаль власти? Демократический путь возможен, но также реален и противоположный, считает эксперт.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика