Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Cредний класс не увеличиваетсяТатьяна Малева Источник: OPEC добавлено: 04-06-2013
просмотров: 2867 За последние 10 лет доля среднего класса в России не увеличилась. Социальный лифт работает с трудом. Чтобы изменить ситуацию, необходимо инвестировать в институты, отвечающие интересам среднего класса и создавать политические партии для них. Доклад Татьяны Малевой
Во главе экономического и социального развития ведущих мировых держав стоит средний класс. По словам Алексея Кудрина, «важнейшая черта среднего класса – восприимчивость ко всему новому и способность транслировать инновации всему остальному обществу». В то же время в России численность «среднего класса» не увеличивается, и хотя его значение в современном обществе никто не умаляет, реальных шагов для его развития не предпринимается. На конференции «Развитие среднего класса», прошедшей в конце апреля в РАНХиГС, директор Института соц. анализа и прогнозирования РАНХиГС, профессор НИУ ВШЭ Татьяна Малева выступила с докладом о том, что из себя представляет «средний класс» в России, какова динамика его развития, и какие меры необходимы, чтобы стимулировать увеличение данной социальной категории. Средний класс: мифыИзвестно, что общепринятого научного определения среднего класса не существует. Поэтому эта тема окружена огромным количеством мифов. По словам Малеевой, самых распространенных мифов три. Миф первый – среднего класса в России не было, нет и не будет. Данная точка зрения была особенно популярной в 90-х – начале 2000-х годов. Объяснялась она бедностью населения. Более мягким вариантом данного мифа стало суждение о том, что средний класс был, но исчез в кризис 1998 года. На смену этому мифу в середине 2000-х гг. пришло утверждение о том, что уже скоро средним классом станет половина или, по крайней мере, 40% россиян. По словам Малевой, такое утверждение стало особенно популярным перед выборами. «Средний класс всегда использовался в электоральных процедурах», – уточнила Малева. И, наконец, третий миф появился в последние годы. Согласно ему, в России представителей среднего класса мало, но они активны. Средний класс стал отождествляться с креативным классом. Средний класс: реальностьТрадиционно существует три подхода к определению среднего класса: материальный, социальный и субъективный. Говоря о среднем классе, чаще всего учитывают уровень материальных активов (куда входит как доход, так и имущество), а также набор социально-профессиональных признаков (образование, профессия, занимаемая должность) и субъективные самоощущения человека.
«Назначить человека средним классом нельзя, если он сам себя таковым не считает, – отметила Малева. – Мы решили попытаться примерить все эти подходы и оценить, сколько процентов населения можно отнести к среднему классу», – заявила эксперт. По ее словам, средний класс – это совокупность, которая характеризуется как материальными, так и не материальными ресурсами, а также признаками социального самочувствия. Статистика не позволяет провести глубокое исследование и получить точные данные, но регулярные изучения данного вопроса выявили интересный факт. С 2000 года к среднему классу в России можно отнести примерно 20% населения. Более чем за 10 лет данная цифра не изменилась. При этом 20% населения подходят под средний класс по материальному признаку, 22% – по социальному и 40% – по субъективному. «20% мы имели в 2000 году при переходе страны в стадию экономического роста. Все ожидали, что средний класс будет увеличиваться. Но и в 2007 году, и год назад мы получили тот же самый показатель», – констатировала Малева. Лифт не работаетПо словам экономиста, средний класс может расти двумя способами: сам и за счет присоединения к нему других членов общества – при помощи так называемого социального лифта. «Для страны, которая пережила тяжелые экономические кризисы, 20% – это немало. Открытым остается вопрос: каков потенциал у среднего класса, какие социальные группы могут его пополнить и что им мешает это сделать», – спрашивает Малева. По подсчетам исследователя, 70% населения находится между нищими слоями общества и средним классом, составляя его потенциал: «Это большая часть общества, зависшая между молотом и наковальней», – шутит Малева. Но отсутствие динамики пугает. Создается ощущение застывшей пирамиды с некоторыми границами. И даже бурный экономический рост 2000-х годов не смог сломать эту пирамиду. При этом стоит отметить, что и кризис ее сильно не пошатнул. «В застывшем состоянии российское общество находится более 10 лет», – констатировала эксперт. При этом за внешней стабильностью кроется внутренняя ротация. Направление социального лифта разнонаправленно: и вверх и вниз. Во имя развитияМалева считает ложным тезис о том, что средний класс в силу своей активности разовьется сам. По ее словам, средний класс – это не бунтари, не революционеры. Они, прежде всего, хорошие приспособленцы. Они выбирают достаток и стабильность. Поэтому в последнее время активно уходят из частного бизнеса в госструктуры. «Представитель среднего класса работает там, где стабильность и выгода больше. Он не является инициатором реформ, но может быть социальной базой реформ. Поэтому крайне важно инвестировать в те институты, которые отвечают интересам развития среднего класса (прежде всего, поддерживающим частный бизнес), а также создать политическую партию для него», – отметила Малева, подчеркнув при этом, что при всей своей непохожести различные представители среднего класса обладают рядом позитвных общих черт. А именно, стремлением к инновациям, стремлением способствовать стабильному экономическому развитию. «Чем больше среднего класса, тем успешнее экономическое развитие», – заключила экономист. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|