Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Некоторые аспекты саморегулированияИсточник: Журнал "Аудит" добавлено: 29-07-2013
просмотров: 3496 В настоящее время чрезвычайно актуальна связка между обеспечением благоприятного инвестиционного климата, развития саморегулирования и местом российского аудита в складывающейся структуре взаимоотношений экономических субъектов. В связи с этим главный редактор журнала «Аудит» взял интервью у депутата Государственной Думы РФ, первого заместителя председателя комитета ГД по вопросам собственности Селезнева Валерия Сергеевича. В настоящее время во главу угла многих решений, в том числе законодательных, ставится обеспечение «мягкого инвестиционного климата для иностранных инвесторов». На Ваш взгляд, достаточно ли прорабатываются интересы соответствующего сектора экономики российских заинтересованных юридических и физических лиц? Прежде чем ответить, я бы хотел сказать о проблеме инвестиционного климата России. Недавно Всемирный банк и Международная финансовая корпорация обновили ежегодный экономический рейтинг «Doing Business 2013». Наша страна по реальному состоянию инвестиционного климата занимает 112-е место в мире, учитывая, что в 2012 г. она занимала 120-е место, а если вспомнить 2011 г., то Россия была еще на 4 позиции ниже. Радует, что мы идем в правильном направлении, но расстраивает то, что это происходит достаточно медленно. В настоящее время еще не созданы условия, позволяющие начать мощное привлечение прямых производительных иностранных инвестиций. Нельзя не согласиться с мнением многих исследователей, что для решения этого вопроса необходимо перейти к новому экономическому курсу - реконструкции национального хозяйства. В ходе его реализации будет существенно обновлен механизм привлечения прямых производительных инвестиций из иностранных источников. А достаточно ли прорабатываются интересы экономики соответствующего сектора для юридических и физических лиц... Скорее всею, недостаточно. Улучшая инвестиционный климат для иностранных компаний, не следует забывать и об отечественном производителе. Надо думать о снижении налогового бремени, смягчении штрафных санкций и предоставлении большей самостоятельности предприятиям - особенно для направлений, обеспечивающих продовольственную, энергетическую и экологическую безопасность нашего государства. Взять, например, аудит. По мнению многих аудиторов, законодательно в России идет подстройка под иностранные аудиторские компании. В результате вся экономика нашей страны (включая оборонные предприятия, крупнейшие банки) как на ладони у иностранцев. Иностранцы верят больше своим, и поэтому будут вкладывать больше средств в нашу экономику. А если будут преобладай» российские аудиторы, то и вложений будет намного меньше... Как Вы считаете, может, это и правильно? Иностранные инвестиции играют важную роль в экономике любой страны, включая Россию. Привлечение иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Они обусловлены международным разделением труда, развитием международных связей, интегрированием национальной экономики в мировом хозяйстве. Конечно, это все прекрасно, но не будем забывать о том, что Россия - великая страна, и для начала у нас должна быть внутренняя крепкая, именно крепкая, экономика. Эго я к тому, что если будут преобладать российские аудиторы... Пели рассматривать сферу аудита - то преобладает влияние иностранных аудиторских компаний. Их экспансия в государстве не только не ограничивается, по и поощряется. Сам»! клиенты часто заинтересованы, чтобы их проверяла крупная сетевая аудиторская организация. Законодательно также происходит совершенствование, которое очень удобно для иностранных компаний, но осложняет жизнь и заставляет переучиваться отечественных специалистов. Эго, возможно, и полезно, но дает иностранцам хорошую фору в бизнесе. Например, переход аудиторов на единый аттестат только потому, что это принято в мире, - отвлечение средств и времени. Заставили аудиторов, которые не занимались никогда банками, экстерном выучить банковский учет и МСФО. Теперь те, кто получил такой аттестат, могут проверять банки фактически с начальными знаниями банковского учета. Кому-то это и выгодно. Но основная масса аудиторов теперь лишена возможности проверять общественно значимые предприятии. Считаю, что иностранные аудиторы должны проверять, в первую очередь, предприятия с иностранными инвестициями - как это и было изначально. Отдавать всю экономическую и финансовую информацию путем создания косвенных преимущественных условий иностранным аудиторским фирмам - это составная часть. разрушения безопасности государства. Причем за счет наших предприятий и налогов. Эго да же не бизнес - это финансовая разведка в масштабах государства за счет этого государства! Конечно, вопрос нужно ставить ребром. В первую очередь, мы должны стремится, чтобы преобладали российские аудиторы внутри арапы. И активнее надо распространять свои интересы аудиторским компаниям за рубеж. Или туда наших аудиторов не допускают? Вот то-то и оно! Думаю, летальные комментарии излишни. В аудите, как и в ряде других отраслей, введено саморегулирование. Сама идея саморегулирования прекрасна. Саморегулирование должно было уменьшить государственную бюрократию в отраслях… Произошло ЛИ это в реальности? Создание саморегулируемых организаций является важным шагом для повышения качества работы отечественных предприятии и обеспечения их конкурентоспособности. Но многие руководители считают, что СРО будут тяжелым бременем для их компаний. Опыт зарубежных стран показывает, что данные объединения обладают максимальной степенью эффективности для всех членов. При этом значительно снижается денежная и физическая нагрузка на государственные структуры. Например, в сфере строительства система саморегулируемых организаций в настоящее время находится в фазе бурного внутреннего развитии, однако, в перспективе она, несомненно, будет способствовать как экономическому росту строительной отрасли, так и формированию цивилизованного рынка. Согласно статистике, наибольшую пользу приносят межрегиональные представительства, которые имеют право голоса на различных тематических конференциях Тем не менее, СРО в строительстве отличается обязательным получением допуска в саморегулируемую организацию каждому предприятию, работающему в данной сфере. При этом конечный потребитель получает качественное жилье класса «эконом+», а государство - интересные инвестиционные проекты на будущее. В аудите своя специфика. Небольшое количество СРО уменьшает экономическое бремя на аудиторские организации, но не уменьшает, а скорее увеличивает бюрократическое давление на них. СРО – это такая форма «бизнес-управления». Чтобы быть хорошим в глазах «регулятора», СРО должно быть строгим бюрократом по отношению к членам. В то же время перегибать палку нельзя - люди побегут туда, где лучше. В аудите выбор небольшой, и это несколько настораживает. Как говорится, далеко никто не убежит. Считаю, что необходимо создать возможность для большего выбора аудиторам и подумать о возможности необязательности на хождения в СЮ. СРО должно приносить какую либо ощутимую пользу своим членам, а не только предоставлять возможность работать по выбранной специальности людям, которые, как правило, являются и являлись и без СРО специалистами. В СРО, к сожалению, большинство - административный аппарат, который следит больше да сроками оплаты членских взносов, исполнения подачи отчетов, подготовки справок, сообщений и т.н. Безусловно, есть и польза - разрабатываются методические материалы, контролируется качество. Кроме СРО, их продолжает контролировать Минфин через Росфиннадзор. Причем достаточно серьезно. В этом случае контроль государства ничуть не ослабевает. Или я ошибаюсь? Безусловно, продолжается совершенствование работы СЮ. Им необходимо давать больше свободы и чаше советоваться с ними в решении государственных вопросов. Но пока рано говорить о глобальных результатах. И еще вопрос об аудите. Аудиторам фактически «заказывают музыку» особенно при обязательном аудите не собственники, а исполнительный аппарат от собственников. Возможно, здесь кроется самое глубокое противоречие интересов в аудите. Может, правильнее вывести законодательным образом решение о найме аудитора собственником? Да, вопрос сложный. Есть опыт, когда собственник-государство в лице Росимущества (Агентства) нанимало аудиторов для аудита ФГУПов и различных процедур по приватизации. Безусловно, когда отбор аудитора берет в свои руки не собственник, а исполнитель - именно так происходит сейчас повсеместно - говорить об объективном аудите затруднительно. Вряд ли здесь кардинально поможет контроль качества, различные устрашающие процедуры и возможные наказания аудиторов. Проблема заключается в том, что собственники - акционеры win участники - не всегда организованны и просто не хотят заниматься различными текущими вопросами. Их и на ежегодные собрания организует исполнительный аппарат. Нм так удобно. Все остальное происходит по принципу «верим - не верим» и методом демократического голосования. Особенно им скучны процедуры, связанные со специальными знаниями. Вы ведь наверняка знаете, что любые собрания акционеров, участников и т.п. проводятся но отработанному и установившемуся сценарию. Если, конечно, изначально акционеры или другие собственники не установили другой порядок. Чтобы влиять на эти ситуации, необходимо приложить значительные усилия и преодолеть определенное сопротивление аппарата. Над этим надо серьезно подумать. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|