28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 11:32:11
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

«Консультационный вариант» основ интегрированной отчетности от IIRC




Источник: GAAP.ru
добавлено: 21-08-2013
просмотров: 3413
Международный комитет по интегрированной отчетности (IIRC) выпустил сегодня очень важный документ, обходить который вниманием, мы полагаем, будет совершенно неправильным. Это, как они назвали его, «консультационный вариант» Основ интегрированной отчетности, которые лягут в основу новой модели. Хочется надеяться, что эта модель получится жизнеспособной, и с ее помощью организации смогут эффективно доводить до сведения конечных пользователей информацию о том, как они создают стоимость.

В основу новой версии «Основ» легли все предыдущие наработки международных экспертов, а также учитывались результаты предыдущих консультаций по еще более ранней версии, которую называли «Прототипом» (см. http://gaap.ru/news/133514). Рассмотрим в деталях наиболее важные аспекты.

Концепция интегрированной отчетности

Под интегрированной отчетностью (лично придуманная IIRC стилизация для нее на письме выглядит так: <IR>) представляет собой процесс, приводящий к информированию пользователей отчетности о создании стоимости в компании в течение определенного времени. Наиболее явное, хотя и не единственное проявление ее – собственно интегрированный отчет, который определяется следующим образом:

«Это краткое информационное сообщение о том, как стратегия организации, управление, результаты деятельности и дальнейшие перспективы в контексте ее внешнего окружения способствуют созданию стоимости в кратко-, средне – и долгосрочной перспективе».

(перевод на звание официального, разумеется, не претендует, а оригинальное определение доступно в публикации IIRC, ссылку на которую мы привели выше и приводим еще раз в конце – GAAP.RU)

В основе лежат три фундаментальные концепции (возможно, о каких-то мы уже писали, но повторимся ввиду несомненной их важности)

  • Капиталы. Именно во множественном числе. Грубо говоря, то, что случит источником стоимости организации, и в чем стоимость по итогу сохраняется; изменяются по мере осуществления деятельности. Это не только финансовый или производственный капитал, но и все другие его виды: интеллектуальный, социальный, человеческий, природный капитал, даже человеческие отношения могут рассматриваться в таком контексте. Конечно, не все эти многочисленные виды могут иметь прямое отношение конкретно к Вашему предприятию, и наоборот – может быть и так, что Ваша организация ведет такую нестандартную деятельность, что для нее потребуется определение каких-то своих видов капитала, и они также будут важны.
  • Бизнес-модель. Это то, как организация создает стоимость через выбранную систему, определяющую потребляемые ресурсы, деловые операции, результаты производства (товары и услуги) и общие результаты (внутренние и внешние последствия, положительные или отрицательные).
  • Создание стоимости. Концепция стоимости для целей интегрированной отчетности имеет более широкое значение, чем традиционное, фокусирующееся на финансовых результатах. Сюда ведь входят и другие формы стоимости, созданные путем увеличения, уменьшения или трансформации капитала, что в конечном итоге оказывает влияние на финансовые результаты. Таким образом, тут стоимость – более широкое понятие, включающее разные временные горизонты для разных категорий пользователей, и при этом учитываются разные формы капитала, о которых говорилось выше.

Интегрированная отчетность полезна, прежде всего, поставщикам финансового капитала, так как им нужно знать, как сделать это максимально эффективно, однако несомненную пользу она приносит и многим другим категориям, в том числе работникам предприятий, клиентам, бизнес-партнерам, законодателям, регуляторам и многим другим. Решения, принимаемые ими, становятся более эффективными, потому что <IR> способствует «интегрированному мышлению». Там, где организация раньше принимала в расчет простые взаимосвязи между принятыми ею решениями и капиталом, который она использует, теперь учитывается более широкое влияние в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах. Кроме того, внешняя и внутренняя отчетность с необходимостью согласуются между собой, в особенности на высших организационных уровнях.

Предлагаемый сегодня вариант предназначен к использованию, прежде всего, именно коммерческим предприятиями, но его авторы говорят, что в случае надобности все эта конструкция подойдет и для государственных организаций, и для некоммерческих структур.

Составные части интегрированного отчета

Промежуточная версия «Основ» уже оговаривает определенные требования к отчету. Что же в нем должно обязательно содержаться?

  • Руководящие принципы. Собственно, на их основе и осуществляется подготовка отчета. Стратегический фокус и ориентация на будущее, взаимосвязь информации, степень вовлечения сторон, существенность и сжатость, надежность и полнота, сопоставимость и последовательность…
  • Ключевые элементы. Категории информации, которые требуются к включению в состав стандартного интегрированного отчета. В промежуточной версии «Основ» авторы оговаривают их не списком, а в виде вопросов, на которые должен давать ответ Ваш отчет.

Требования к интегрированному отчету

КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

  • Интегрированный отчет должен подготавливаться в соответствии с «Основами»
  • Интегрированный отчет составляется согласно всем основанным на принципах требованиям «Основ» до тех пор и в той степени, пока наличие надежных данных и/или отсутствие законодательных ограничений и вреда свободной конкуренции проводят к раскрытию надежной и существенной информации. В противном случае используются дополнительные раскрытия.
  • Интегрированный отчет представляет собой полностью самостоятельное сфокусированное изложение информации, имеющее, однако, связи с другими отчетами и другими способами доведения информации до заинтересованных в ней сторон.

СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

  • Обзор организационной структуры и ее внешнее окружение – Что компания делает, и в каких условиях она это делает?
  • Управление – Как структура управления в компании способствует созданию стоимости в кратко-, средне – и долгосрочной перспективе?
  • Риски и возможности – Какие специфические возможности и риски влияют на способности организации создавать стоимость в кратко-, средне – и долгосрочной перспективе, и как она на них реагирует?
  • Стратегия и распределение ресурсов – В каком направлении собирается двигаться компания, и как именно она планирует это делать?
  • Бизнес-модель – Какая это модель, и до какой степени она устойчива?
  • Результаты деятельности – В какой степени компания реализует поставленные стратегические цели, и каковы результаты в плане влияния на капитал?
  • Прицел на будущее – С какими вызовами и неопределенностями может столкнуться компания, следующая за своей стратегией развития, и каковы потенциальные эффекты этого для бизнес-модели и результатов деятельности в будущем?

ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАСКРЫТИЯ

  • Подход к определению существенности
  • Структура управления, регулирующая интегрированную отчетность
  • Границы раскрытия и то, как они определяются
  • Природа и существенность сделанного выбора, повлиявшего по итогу на создание стоимости с течением времени
  • Причины, почему компания в обстоятельствах, сложившихся на данный момент, не считает какой-либо из ее капиталов существенным, в случае если это имеет место

Взаимосвязь с финансовой отчетностью

Конечно, ничего из этого не заменит собой стандартную финансовую отчетность, но таких целей авторы «Основ» и не преследуют. Скорее, это полезная надстройка, которая расширяет сферу применения ключевых концепций и привносит «интегрированное мышление». Предполагается, что интегрированные отчеты будут параллельно готовиться со стандартными формами из года в год. «Отчеты устойчивого развития», таким образом, определяются «Основами» как изначально необязательная, дополнительная отчетность, которую, однако, вполне могут сделать обязательной законодательные требования, либо же ее могут попросить акционеры для удовлетворения своих информационных потребностей. В документе дополнительно акцентируется внимание на том факте, что недавние технологические достижения сделали процесс подготовки интегрированной отчетности очень легким: с помощью электронного языка XBRL возможна быстрая ее подготовка в электронном виде.

Приведем еще одну цитату, которая как бы подводит итог всему вышесказанному: «Хотя <IR> основывается на разработках в финансовой и других видах отчетности, интегрированный отчет отличается от других отчетов и других способов доведения информации по ряду параметров. В частности, для него характерна общая ориентация на сжатость, стратегический фокус и будущие перспективы, взаимосвязь информации, капиталы, бизнес-модель, способность к созданию стоимости в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах, и на поставщиков капитала как основную целевую аудиторию».

Важно помнить, что в интегрированный отчет входит информация за пределами финансовой отчетности, способная показать наличествующие возможности, риски и события, которые могут оказать влияние на создание стоимости с течением времени. Сюда, например, можно включить «связанные стороны», определяемые согласно IAS 24, но ничто не мешает приплюсовать и другие стороны, которые также могут являться источником рисков или полезных возможностей. Например, у продовольственной компании может быть поставщик, причем профориентация этого поставщика оказывает влияние на создание стоимости в самой компании – почему бы тогда не показать этого в отчете? Т.е. с концептуальной точки зрения все может быть очень близким к тому, с чем мы уже привыкли работать, просто в случае с интегрированной отчетностью это всегда будет чуть шире.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика