29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 14:29:11
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Что следует учитывать при разработке стратегии финансирования



Beра Геннaдьeвна Koгдeнко, доктор экономических наук
Источник: Элитариум
добавлено: 26-08-2013
просмотров: 3811
Одна из ключевых проблем финансового менеджмента — источники финансирования, их стоимость, структура, влияние на стоимость бизнеса. Существуют различные методы привлечения средств инвесторов и кредиторов для организации или расширения деятельности предприятия. Основные среди них — эмиссия долговых и долевых ценных бумаг, банковское кредитование, заимствование у аффилированных лиц, лизинг.

Для оценки структуры финансирования организации, разработки базовых параметров стратегии финансирования используются следующие аналитические процедуры:

  1. оценка эффекта финансового рычага;
  2. определение оптимальной структуры финансирования;
  3. расчет и анализ важнейших показателей финансового менеджмента, связанных со структурой финансирования (показателей финансового рычага, средневзвешенной стоимости капитала, а также базовой прибыли на одну акцию);
  4. расчет и анализ абсолютных и относительных показателей балансовой и операционной финансовой устойчивости.

При разработке стратегии финансирования организации учитывают следующие основные факторы.


1. Отраслевые особенности организации: структура активов. Организации с тяжелой структурой активов и высоким уровнем операционного рычага обычно имеют более низкий кредитный рейтинги вынуждены ориентироваться в своей деятельности на использование собственного капитала, поскольку именно собственный капитал должен служить основным источником финансирования внеоборотных активов.

2. Отраслевые особенности организации: продолжительность операционного цикла. Чем короче операционный цикл, тем в большей степени организация может использовать заемный капитал.

3. Вид принадлежащих организации активов. Если компания располагает материальными активами, характеризующимися высоким качеством и ликвидностью, то заемный капитал для нее доступнее, чем в том случае, когда значительную долю в ее активах занимают нематериальные активы, стоимость которых подвержена колебаниям, или же если материальные активы организации имеют невысокое качество.

4. Устойчивость рыночного положения организации. Чем более устойчиво положение организации на рынке сбыта и закупок, тем в большей степени она может использовать деньги своих контрагентов, как покупателей, так и поставщиков, и тем в меньшей степени нуждается в заемном капитале. С другой стороны, устойчивое рыночное положение организации повышает ее кредитоспособность и делает заемный капитал более доступным.

5. Устойчивость денежного потока. Чем устойчивее денежный поток, тем больше заемного капитала может привлечь организация, поскольку устойчивый денежный поток обеспечивает своевременное обслуживание внешнего заемного капитала.

6. Уровень рентабельности активов. При высоком значении этого показателя кредитный рейтинг организации возрастает, и она расширяет потенциал возможного использования заемного капитала. С другой стороны, этот потенциал может остаться невостребованным в связи с тем, что при высоком уровне рентабельности предприятие имеет возможность удовлетворять дополнительную потребность в капитале за счет более высокого уровня капитализации полученной прибыли.

7. Стоимость источников финансирования. Чем дороже источник, тем при прочих равных условиях он менее выгоден организации. Следует учитывать не только прямые затраты в виде процентных платежей или выплат дивидендов, но и косвенные расходы, например затраты на эмиссию, на дополнительные услуги лизингодателя при использовании лизинга.

8. Уровень налогообложения прибыли. Поскольку процентные платежи по заемным источникам уменьшают налоговую нагрузку на организацию, при высокой налоговой нагрузке на прибыль организации выгодно активно привлекать заемные источники.

9. Стадия жизненного цикла организации. Растущие предприятия, находящиеся на ранних стадиях жизненного цикла, могут привлекать для своего развития значительную долю заемного капитала. Предприятия, находящиеся в стадии зрелости, в большей мере используют собственный капитал, тем более что собственный капитал у них к этому времени уже значителен.

10. Размер предприятия. Чем крупнее организация, тем она кредитоспособнее; кроме того, некоторые источники финансирования, например эмиссия облигаций и публичное размещение акций, доступны только крупному бизнесу.

11. Конъюнктура финансового рынка. При существенном возрастании стоимости заемного капитала дифференциал финансового рычага организации может достичь отрицательного значения, что делает неэффективным и опасным использование заемного капитала.

12. Уровень риска, связанный с источниками финансирования. Источники, привлечение которых приводит к необходимости постоянных выплат, увеличивают уровень риска организации.

13. Контроль собственников. Привлечение некоторых источников финансирования, например вкладов участников, меняет структуру контроля над бизнесом, что снижает привлекательность источника для собственников организации.

14. Отношение кредиторов и инвесторов к предприятию. При оценке кредитного рейтинга предприятия кредиторы руководствуется разными критериями, например качеством кредитной истории, надежностью руководителей и собственников организации, качеством управления. В ряде случаев, несмотря на высокую финансовую устойчивость предприятия, у кредиторов может сформироваться его негативный имидж; такому предприятию будет присвоен низкий кредитный рейтинг, что уменьшит его возможности в привлечении внешнего капитала.

15. Финансовый менталитет собственников и руководителей организации. При консервативном подходе собственников и руководителей организации, неприятии риска и нежелании делить контрольный пакет с другими участниками организация будет ориентирована на собственные источники развития — на нераспределенную прибыль. И наоборот, стремление получить высокую прибыль на собственный капитал, невзирая на высокий уровень рисков, формирует агрессивный подход к структуре финансирования предприятия, при котором заемный капитал используется в максимально возможном размере.


Краткая характеристика источников инвестированного капитала организации приведена далее в таблице 1. К основным характеристикам источников относятся их стоимость с учетом налоговой экономии, финансовый риск, связанный с привлечением источников, влияние источников на структуру баланса, кредитоспособность и внешнюю инвестиционную привлекательность, сложность бюрократических процедур, сопровождающих привлечение источника.

Таблица 1. Сравнительная характеристика источников инвестированного капитала

  Преимущества Недостатки
Нераспре-
деленная прибыль
Уменьшение финансового риска за счет увеличения собственного капитала
Сохранение контроля над организацией (нет угрозы потери контроля вследствие роста задолженности или появления новых участников)
Улучшение структуры баланса и повышение кредитоспособности организации
Свидетельство прибыльности деятельности в прошлом и долгосрочности целей владельцев
Повышение внутреннего и устойчивого темпа роста бизнеса
Неиспользование эффекта финансового рычага
Высокая стоимость источника, оплачиваемого из чистой прибыли
Неполучение доходов участниками в виде части прибыли; угроза продажи акций
Ограничение роста организации использованием только этого источника
Средства участников (эмиссия акций, первичное размещение, вклады участников)
Крупное разовое поступление капитала
Уменьшение финансового риска
Отсутствие фиксированных выплат
Отсутствие необходимости возвращать привлеченные средства участников
Отсутствие необходимости обеспечения возвратности средств
Улучшение структуры баланса и повышение кредитоспособности организации
Увеличение вероятности получения кредитов
Свидетельство инвестиционной привлекательности
Обеспечение публичности компании первичным размещением, что повышает кредитоспособность и инвестиционную привлекательность
Сложность процедуры выпуска акций
Необходимость регистрации выпуска в госоргане по регулированию рынка ценных бумаг
Угроза для существующих владельцев потерять контроль над организацией
Высокая стоимость источника, оплачиваемого из чистой прибыли
Высокие сопутствующие первичному размещению затраты (5-10% объема эмиссии); необходимость реструктуризации и обеспечения прозрачности компании
Вероятность снижения курса акций
Банковский кредит
Возможность роста рентабельности собственного капитала за счет эффекта финансового рычага
Сохранение контроля над организацией при выполнении условий кредитного договора
Включение расходов в виде процентов в расходы до налогообложения (расходы ограничены НК)
Свидетельство кредитоспособности организации
Рост финансового риска
Краткосрочность кредита (как правило)
Возможность ограничительных условий в кредитном договоре
Необходимость обеспечения
Угроза потери контроля над организацией в случае нарушения условий кредитного договора
Займы учредителей и партнеров
Простота процедуры привлечения капитала
Сохранение контроля над организацией со стороны владельцев
Включение расходов в виде процентов по займам в расходы до налогообложения (расходы ограничены НК)
Большой срок заимствования
Более низкий процент по займам
Рациональность управления денежными потоками в группе
Свидетельство поддержки организации со стороны участников группы или партнеров
Ухудшение структуры баланса
Снижение кредитоспособности организации
Сложности с вычетом НДС, если налог был уплачен из заемных средств
Эмиссия облигаций
Возможность роста рентабельности собственного капитала за счет эффекта финансового рычага
Включение расходов в виде процентов в расходы до налогообложения (расходы ограничены НК)
Возможность более низкого процента, чем по кредиту, возможность плавающего процента
Большой срок заимствования, средний 3-5 лет
Более удобная и гибкая схема возврата привлеченных средств, эмитент может регулировать объем долга (возможен досрочный выкуп)
Обеспечение публичности компании, что повышает кредитоспособность и инвестиционную привлекательность
Возможность выпуска конвертируемых облигаций
Недоступность источника для малых и средних организаций
Необходимость регистрации выпуска в госоргане по регулированию рынка ценных бумаг
Необходимость обеспечения досрочного выкупа через 1-1,5 года (оферта)
Сложность в поиске инвесторов
Необходимость оплаты услуг андеррайтера (1-3,5% объема эмиссии)
Лизинг
Возможность роста рентабельности собственного капитала за счет эффекта финансового рычага
Включение лизингового платежа в расходы до налогообложения без ограничений
Возможность применения ускоренной амортизации (коэффициент до 3) в учете и налогообложении, что приводит к налоговой экономии
Необходимость авансового платежа
Необходимость залога (как правило)
Оплата дополнительных услуг лизингодателя
Ограничения по видам имущества, приобретаемого по лизингу
Вероятность дополнительного платежа в конце срока лизингового договора в счет выкупа имущества
Неурегулированность порядка включения лизингового платежа в себестоимость (в части выкупной цены)


При разработке стратегии финансирования целесообразно сбалансированное использование как внешних, так и внутренних источников, обеспечивающее высокую эффективность бизнеса при приемлемом уровне риска. Важно, чтобы у организации сохранялся резервный заемный капитал, т.е. сохранялась возможность дополнительного заимствования под рыночный процент.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика