28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 09:59:09
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Эффективность бюджетных социальных программ близка к нулю




Источник: OPEC
добавлено: 19-09-2013
просмотров: 3068

Ежегодные расходы на выполнение социальных указов президента составят более 10 триллионов рублей. Центр анализа доходов и уровня жизни Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ провел математический анализ этих расходов, запланированных до 2018 года. Оказалось, что их эффективность может оказаться крайне низкой.

В мае 2012 года, сразу после вступления на пост главы государства, Владимир Путин дал новому правительству целый ряд амбициозных поручений, призванных побороть бедность в стране, сократить социальное неравенство в обществе и повысить лояльность к действующей власти.

Так, президент поручил правительству обеспечить увеличение к 2018 году реальной зарплаты в 1,4-1,5 раза, принять программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение зарплаты достижениями конкретных показателей качества работы,увеличить до прожиточного минимума ежемесячное пособие на третьего и последующего ребенка и пр.

Год спустя на фоне замедляющихся темпов роста экономики страны и снижения бюджетных доходов правительство заявило о необходимости сокращения бюджетных расходов. Встал вопрос: какие расходы можно секвестировать безболезненно, и что делать с повышенными социальными обязательствами. Как отмечали экономисты, эффективность последних ни кем до сих пор не просчитывалась, и определить последствия для корректировки бюджетных расходов также до сих пор не представлялось возможным. Между тем Минфин уже предложил отменить материнский капитал, сократить индексации зарплат бюджетникам и повысить пенсионный возраст.

Средства не оправдывают цель

Центр анализа доходов и уровня жизни Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ на основе инструментария «СТЭНД» оценил эффективность растущих социальных расходов, запланированных правительством как выполнение предвыборных обещаний президента до 2018 года. Выводы этого исследования были представлены на семинаре Института 3 сентября докладом ведущего научного сотрудника Центра анализа доходов и уровня жизни Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Вячеслава Сопцова «Микросимуляция мероприятий в области социальной политики».

Как отметила, открывая семинар,директор Центра анализа доходов и уровня жизни Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Лилия Овчарова, к сожалению, до сих пор конкретных расчетов и оценок эффективности социальных расходов практически не проводилось. Оценка эффективности тех или иных мероприятий давалась, не исходя из их обследования, а исходя из той мысли, что чем больше денег, тем лучше.

Моделирование показало, что далеко не все дополнительные инвестиции в «социалку» могут быть оправданы, то есть дать желаемый результат. Так, например, почти 7 млрд рублей в год, запланированных на увеличение до прожиточного минимума ежемесячного пособия на третьего и последующего ребенка, не оказывают влияния на рост благосостояния россиян и сокращение бедности в стране. То же можно сказать и об увеличении заработной платы работникам государственных и муниципальных организаций в 1,4-1,5 раза. 5 трлн ежегодных бюджетных рублей выливаются в 0,1% социальной эффективности (интегрированное значение по росту благосостояния, снижения бедности).

База данных системы экономико-математических моделей «СТЭНД-РОССИЯ», на основе которой производились расчёты эффективности, имеет в своей основе негруппированные бюджеты более чем 44 000 домашних хозяйств и после калибровки (перевзвешивания представительности каждого домохозяйства) и актуализации (корректировка показателей всех видов доходов в каждом домохозяйстве) в общих чертах представляет собой всё население России, интегральные социально-демографические и экономические характеристики которого соответствуют всем показателям макростатистикина соответствующий период времени в общероссийском и региональных разрезах.

Эксперименты на системе «СТЭНД-РОССИЯ» сводятся к корректировке показателей доходов в каждом домохозяйстве в соответствии с происходящими изменениями в области социальной, семейной и демографической политики, расчету их социально-экономических последствий и оценке социальной эффективности этих решений.

Дети в выигрыше

В основе исследования Сопцова лежат правительственные решения по поддержке доходов населения к 2018 году (майские указы президента). А именно: увеличение ежемесячного пособия на третьего и последующего ребенка до прожиточного минимума (ребенка) для данного региона, увеличение в 1,4-1,5 раз заработной платы работников государственных и муниципальных организаций,  а также увеличение до средней заработной платы в данном регионе и до двух средних заработных плат для работников с высшим образованием зарплат всех работников здравоохранения и образования. Эффективность данных мероприятий сначала была просчитана по-отдельности, а затем и для всех социальных программ вместе взятых.

Эффективность первой из программ для снижения бедности была признана ничтожной. Оказалось, что 6,8 млрд рублей в год детских пособий приведут к снижению уровня абсолютной бедности в стране на 0,01%, доля детей, живущих за чертой бедности снизится с 33,20% до 33,15% (от числа всех детей в РФ). Среднедушевой денежный доход российского населения вообще практически не изменится.

Эффективность второй программы (увеличение зарплат) оказалась чуть выше, но также незначительной. Для увеличения зарплат бюджетников в 1,45 раз требуется почти 5 трлн рублей ежегодно. Эти инвестиции снизят уровень абсолютной бедности на 0,03%, а среднедушевой денежный доход повысят с 39419 рублей до 42725 рублей (сценарий 2018 года).

На реализацию третьей программы из казны должно быть выделено 5,4 трлн рублей. Ее эффективность выше предыдущих. Уровень абсолютной бедности снижается с 8,94% до 7,87%, среднедушевой денежный доход возрастает с 39419 до 43069 рублей.

Совокупный эффект от совместного исполнения всех трех программ значительно больше, чем от исполнения их по-отдельности, но также в корне не меняет ситуацию. Так, за 10,2 трлн рублей абсолютная бедность уменьшается с 8,94% до 7,52%, среднедушевой доход увеличивается с 39419 до 46259 рублей. Общая эффективность всех социальных мероприятий, по подсчетам Сопцова, составляет 0,36%. При этом наибольший эффект ожидается для доходов многодетных семей.

Вывод, который делает Сопцов: несмотря на огромные бюджетные траты, влияние разработанных социальных мер на социальное неравенство незначительно.

Социальная политика сдерживает кризис

Доходы могут расти, а неравенство при этом увеличиваться, – сделали заключение экономисты ВШЭ, присутствовавшие на обсуждении доклада. «Ожидается, что если повысить зарплату бюджетникам, социальная напряженность снизится. Но она, напротив, может только усилиться», – заявила Овчарова. С ней согласился научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин, пояснив, что с улучшением благосостояния меняются жизненные приоритеты, взгляды и интересы, растет недовольство сложившейся экономической и политической ситуацией. При этом, отметил Ясин, расслоение и неравенство в обществе нарастает. Бюрократия и крупный частный бизнес богатеют, бюджетники и аграрии беднеют. «Структура распределения зарплат сильно деформирована», – утверждает экономист.

Социальные расходы растут, отнимают все больше денег, но эффект от них не велик. По мнению Ясина, эффективней было бы сделать единовременный большой рывок, чем понемногу увеличивать доходы, чего часть населения даже не замечает.

С такими подходом не согласилась и.о. директора Института гуманитарного развития мегаполиса Елена Авраамова. По ее мнению, нынешний рост социальных расходов все же не дает развалиться бюджетной сфере, поддерживает работу системы здравоохранения и образования. «Без этого могло бы быть гораздо хуже. А сейчас ситуация сбалансирована, кризиса нет», – пояснила специалист.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика