19 сентября 2021 г. Воскресенье | Время МСК: 22:39:01
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Почему мы не Европа?

Ради ответа на этот вопрос известный режиссер Виталий Манский проделал путешествие из Кельна в Берлин через Новый Уренгой




Источник: Газета "Труд"
добавлено: 20-09-2013
просмотров: 2344
Фильм «Труба» документалиста Виталия Манского, рассказывающий о жизни людей вдоль газовой трубы от Сургута и Уренгоя до Праги и Кельна, уже прогремел на сочинском «Кинотавре», где получил приз за режиссуру, и на фестивале в Карловых Варах, где был назван лучшим неигровым фильмом. В среду ленту показали в РИА «Новости», а сегодня состоится показ «Трубы» в рамках фестиваля «Московская премьера».

Виталия Манского в эти дни застать в Москве не удалось, но наш обозреватель с помощью современных средств связи нашел режиссера на другом конце страны.

— Что поделываете, Виталий, во Владивостоке?

— Показываю фильм на фестивале «Меридианы Тихого». У картины, хотя она сделана совсем недавно, уже сложилась хорошая фестивальная судьба. Кроме премьер в Сочи и Карловых Варах были показы в Иваново, на Сахалине, теперь вот в Москве и Владивостоке. А на очереди — порядка 30 киносмотров, включая Лондон и Лейпциг, где нас ждут в ближайшие месяцы. Мы решили не отказывать ни одному фестивалю, особенно российскому. Куда приглашают, туда и едем; сегодня фестивали — это реальная альтернатива нашему ущербному прокату.

- Но ваши предыдущие работы, такие как «Девственность», «Родина или смерть» все-таки прорывались в ограниченный прокат...

— Мы не приспосабливали, не прилаживали «Трубу» для той аудитории, которая сегодня составляет в кинотеатрах большинство. Вкус этой аудитории сбит репертуаром чаще всего сугубо развлекательного толка, публика такого рода просто не способна общаться на том языке, который мы предлагаем в своем фильме. Поэтому я на прокат не рассчитывал. Но «Труба» неожиданно вызвала гораздо больший резонанс, чем мы ожидали. К нам на студию пошли запросы из регионов с просьбой показать картину. В этой ситуации мы решили обсудить прокатные перспективы фильма с двумя серьезными дистрибьюторскими компаниями. Переговоры только начались. Но независимо от их исхода показы «Трубы» в Москве еще будут. В декабре мне исполняется 50 лет, и недавно открывшийся Центр документального кино планирует ретроспективу моих работ. Там несколько раз покажут и «Трубу».

— Пора уже поговорить о самом фильме. Скажите, как вам пришла идея этого необычного проекта?

— Этот замысел родился не в одночасье, а вследствие моих давних размышлений — отнюдь не о газовой трубе и не о корпорации Газпром, а о месте России в современном мире, о вечных спорах славянофильства и западничества, актуальных и сегодня. Но для этих мыслей нужен был стержень. Так возник образ трубы, буквально пронизывающий Россию и Европу. С самого начала было понятно, что проект затратный, денег Минкульта не хватит. Стали искать партнеров, постепенно к «Трубе» подключились чехи, немцы. График съемок был жесткий. На специально выделенном немецкой стороной трейлере проделали маршрут от Кельна до Нового Уренгоя и потом от Нового Уренгоя до Берлина. Кельнский карнавал, праздник оленеводов под Сургутом, торжества 9 мая на Украине, слет бывших гэдээровских строителей газопровода под Лейпцигом, будни работника крематория в Чехии — эти и другие съемки заняли у нас 104 дня.

— Помните, у Эдварда Радзинского была пьеса — «104 страницы про любовь». Про что были ваши 104 съемочных дня?

— Ну, в самом общем виде: нас занимал такой вопрос — почему мы не Европа?

— И нашли ответ?

— В фильме нет готовых выводов, нет расставляющего нужные акценты дикторского текста, есть только достаточно большие сцены (всего их 12) нашей и чужой жизни вдоль этой самой трубы. Задача зрителей — смотреть, сравнивать, анализировать, делать те или иные выводы. А наша задача была — столкнуть на экране два мира, две цивилизации.

— Что вас лично поразило во время этого путешествия?

— В документальном кино есть одна несправедливая вещь: очень часто важные эмоции режиссера остаются за рамками фильма. Так, на меня очень сильное впечатление произвело посещение кладбища в Новом Уренгое. Мы там случайно притормозили, я стал ходить по давно никем не топтанным дорожкам и долго не мог понять, что меня так тревожит. Пока где-то на 20-й минуте не осознал, что 99% похороненных — моложе меня. Такое «молодое» кладбище в Европе даже вообразить невозможно. И это не единственное отличие между «ими» и нами.

— Так в итоге пресловутая труба соединяет или разъединяет Россию и Европу?

— Думаю, она сколь соединяет, столь и разъединяет народы и страны. Нас немногое связывает с Европой, и труба — одна из этих связующих нитей. Нас многое разъединяет с Европой, и труба — одна из этих разделительных линий. Газовая труба, в известном смысле, и наше общее славянское пространство начинает разъединять, разъедать. Если брать политико-экономическую сторону вопроса, которая в фильме не затрагивается, то мы с вами являемся свидетелями практически ежегодных баталий России с Украиной вокруг газового вентиля. И если Украину мы постепенно теряем из-за трубы, то Белоруссию пытаемся купить, подчинить с помощью той же трубы. То, о чем я сейчас говорю, находится, повторюсь, за рамками фильма. Но вдумчивый зритель по ходу ленты эти и другие проблемы для себя, надеюсь, артикулирует.

— Многого же вы хотите от современного зрителя, привыкшего, как мы уже говорили, к развлечению. Как вы считаете, документальное кино может в обозримом времени вернуться на широкий экран?

— Насчет широкого экрана не будем обольщаться. Документальное кино в прокате и на ТВ — это примета другой, более культурной, цивилизованной, духовно насыщенной жизни, а не той, которую мы с вами нынче проживаем. Документалистика не может вернуться на экраны в отрыве от серьезной литературы, от общей интеллектуальной атмосферы в стране, от достойного быта и поведения людей. Сначала должна наладиться жизнь, а вместе с ней на экраны вернется и серьезное, в том числе и документальное, кино —важная, на мой взгляд, составляющая культурного облика нации. Сегодня тем, кто управляет нашим сознанием, удобнее, чтобы это самое сознание было отключено. И для этих целей серьезный кинематограф не нужен и даже вреден. В отличие от телевидения, которое усердно вгоняет народ в духовный анабиоз. Предвижу, что Константин Львович Эрнст думает иначе, но оставим это на его совести. Хотя справедливости ради надо сказать, что его совесть по сравнению с руководителями других телеканалов, возможно, будет и почище.

— Но руководители телекомпаний могут сказать вам в ответ, что эфир подведомственных им каналов заполнен не только «развлекаловом», но и документальным контентом...

— Они могут так сказать. Они и в новостных программах много чего говорят. Но это не значит, что картинка программы «Время» как-то соотносится с реальной картиной жизни. Вот и так называемый документальный контент, который показывают многие телеканалы, к документальному кино отношения не имеет. Это чаще всего типичные телевизионные передачи, укравшие бренд у документального кино. Я на этот счет всегда привожу один внятный и понятный пример. Вот существует, например, балет Аллы Духовой. Ее артисты помогают выступлению наших звезд, они подтанцовывают у Филиппа Киркорова, есть у них и самостоятельные номера. Но вряд ли кто-то считает, что балет Аллы Духовой является наследником русского классического балета, школа которого по-прежнему существует на сцене Большого или в Маринке. Тем не менее, труппа Духовой называется балетом. Так вот, сейчас на телевидении вместо балета мы ежедневно видим балет Аллы Духовой.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2021, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.241 сек.
Яндекс.Метрика