19 сентября 2021 г. Воскресенье | Время МСК: 22:41:40
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Договора с «пугалками» для сотрудников неплохо работают



Владимир Ванин
Источник: Журнал "Управление персоналом"
добавлено: 27-09-2013
просмотров: 2286
В технологических бизнесах роль производственных секретов наиболее важна. С точки зрения технологий наш бизнес не особенно сложный, но все равно какие-то тонкости по окрасу камня знают только мастера и я сам. Здесь мы стараемся хранить определенную тайну, чтобы другие конкурирующие компании не узнали. Любые технологии имеет смысл оберегать. Как? Когда мы принимаем человека на работу, обязательно заключаем договор о неразглашении коммерческой тайны.

В договоре мы прописываем очень жесткие штрафные санкции. При увольнении заставляем человека подписать расписку, чтобы он не разглашал эту информацию еще три года. В противном случае штраф — от одного миллиона рублей. Понятно, что по Гражданскому кодексу РФ, скорее всего, денег не взыщешь, но когда человек читает, осознает и подписывает такую огромную цифру, то она для него очень значима. Он начинает понимать, что лучше помолчать. Миллион — это цифра для малого бизнеса. Если бизнес средний или крупный, то можно умножить цифру и в десять раз!

Производственные секреты — это, прежде всего, элементы технологии производства. Если это просто коммерческая компания, то способы решения коммерческих задач и вопросов. Условно говоря, компания должна осуществить крупный проект. Как правильно, но оперативно получить техусловия — это и будет коммерческая информация: как это сделать и через кого. Умение и знание таких секретов — важное сильное конкурентное преимущество на рынке.

Ограничение круга лиц, допущенных к производственным секретам, также важный момент профилактики. У нас, например, тонкости производства знают только несколько человек на заводе. Да, зачастую личный помощник собственника или генерального директора знает важную, секретную информацию. А подобрать человека, которому будешь доверять на все сто, очень сложно. В этом деле нет универсальных советов. Одному человеку можно довериться и знать, что он не подведет, а другой может сливать информацию конкурентам. В этом деле поможет только интуиция.

Подбирая себе личного помощника, важно понимать ментальность человека, и на каких ценностях базируются его взгляды. Через общение постепенно выясняйте, что человеку ценно, задавая ему различные вопросы. Причем знать производственные секреты может не только помощник и секретарь, но и юрист, который потом может эти секретные данные использовать по своему усмотрению. Если человек гипотетически готов к шантажу, то необходимо и вам быть готовым к этому.

Хочешь мира — готовься к войне. Знает один — не знает никто. Знают два — знают все. Во многом эта фраза справедлива. Мы сталкивались с утечкой информации. Я столкнулся с этим не в своей компании, а в Высшей школе экономики, где я преподаю. Как противостоять этому? Иногда даже не знаешь, откуда ветер подует. Поэтому всегда нужно вести себя очень аккуратно. Если уж кто-то становится посвященным в производственные секреты, не стоит надеяться, что человек будет все носить в себе и хранить информацию. Заранее проговорите, какую информацию нельзя распространять. И по возможности пропишите это на бумаге: какие последствия понесет сотрудник, разгласив коммерческую тайну.

Маркетинговые секреты — это планомерный, последовательный, скрупулезный сбор информации из прямых и косвенных источников, через различные каналы. Если кто-то планомерно собирает твои секреты, об этом можно никогда не узнать. Увольнение сотрудника — это потенциальная утечка информации. Подстраховаться можно через договор о неразглашении и через про прописывание очень жестких штрафных санкций, чтобы человек, ставя роспись в бумаге, понимал, на что он соглашается. Аппарат Правительства закупил недавно печатные машинки, глядя на «Шереметьевского пленника». С одной стороны, это шаг назад, отказ от современных достижений, а с другой — только таким кардинальным образом и можно подстраховать себя и свой бизнес.

Опытного засланного «казачка» раскусить сложно. Но в российском бизнесе таких примеров мало. Это мы в американских фильмах про шпионов насмотрелись — в реалиях российского бизнеса такой сбор информации встречается редко. Когда компания такого масштаба, то правильно вести все новые разработки на секретных базах, как это делал последние годы Стив Джобс. Сейчас есть закрывающие технологии, которые позволяют другими способами перерабатывать новые источники энергии. И даже существующую энергию. Иных вариантов, кроме как вести разработки на закрытых объектах в этом случае, нет.

Лучший способ сокрытия секретов — это дезинформация. Полностью согласен с этим! Не нужно всех, даже первых лиц компании, приближенных к производству, до конца посвящать в стратегические планы. Приведу небольшой пример. Общались мы с одним конкурентом — открыто, эмоционально. И я очень аккуратно закинул ему дезинформацию по поводу механизмов, происходящих на нашем заводе, на что они слили мне достаточно много очень важной информации, которую можно было использовать на благо нашей компании. Но такой способ сбора информации о конкурентах не носит системный характер. Иногда с помощью дезинформации можно направить усилия конкурентов в другое русло — чтобы они копали в другом направлении.

Итак, как защитить себя от воровства производственных секретов? Первое и обязательное правило — договор с «пугалками» для сотрудников, где будут прописаны крупные штрафные санкции. В личном общении регулярно очень жестко предупреждать, объяснять и рассказывать сотрудником, какая информация является секретной. Ограничивать сферу общения посвященных людей искусственно, чтобы не было утечки информации.

* Владимир Ванин, собственник и генеральный директор холдинга, собственник и генеральный директор производственной компании «Неолит».

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2021, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.225 сек.
Яндекс.Метрика