18 сентября 2021 г. Суббота | Время МСК: 22:03:31
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Потребительский спрос перестает быть драйвером роста




Источник: OPEC
добавлено: 27-09-2013
просмотров: 2666
Опасения перед возможным будущим кризисом меняют поведение населения, граждане предпочитают сберегать, а не тратить. Страдает торговля, остававшаяся чуть ли не единственным растущим сектором российской экономики. Мониторинг состояния делового климата в оптовой торговле от Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ.

Розничная торговля скатывается в стагнацию. Пониженные деловые ожидания предпринимателей обуславливают невысокий потенциал стратегических планов на будущее. Находясь в рисковой зоне конъюнктурных колебаний, предприниматели вынуждены думать «о дне сегодняшнем», тем самым нивелируя возможности внедрять и реализовывать различные варианты поступательного развития.

Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности 4 тыс. организаций в III квартале текущего года, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики на основе данных Росстата.

Как отмечают эксперты ЦКИ ИСИЭЗ, основным фактором, повлиявшим на снижение деловой активности в отрасли в III квартале 2013 года, стало сокращение спроса на реализуемую продукцию, что повлекло за собой и сокращение товарооборота: «В III квартале по сравнению с предыдущим периодом потребительская активность ослабла, что выразилось в некотором сокращении новых заказов на поставку товаров. Вслед за небольшой просадкой спроса последовало сокращение темпов роста объема продаж и товарооборота (баланс оценки изменения показателя составил +4% против +8%  во II квартале соответственно)».

Один из центральных показателей деятельности розничных организаций – прибыль, после балансирования на отметке 0, в анализируемом периоде взял курс на понижение, составив -2%. Обеспеченность фирм собственными финансовыми ресурсами также ухудшилась.

На складывающуюся негативную конъюнктуру рынка ритейлеры отреагировали усилением темпов сокращения персонала. Четверть предпринимателей в III квартале отметили  сокращение сотрудников. Это возможно было бы рассматривать как очередное обострение текучести кадров, возникающее в торговле после пика летних продаж. Однако в ЦКИ обратили внимание на то, что сокращается и рекрутинговая деятельность в отрасли. Это «следует расценивать как тревожный сигнал, указывающий не только на факт ослабления делового климата в отрасли, но и на грядущее замедление темпов экономического роста». Это косвенно подтверждается и прогнозными оценками предпринимателей, которые в своем большинстве выразили готовность в IV квартале активно сокращать кадры.

Завершение III квартала 2013 года ознаменовалось незначительным понижательным ценовым трендом на реализуемые товары. Для рыночных экономик это – один из классических признаков наступающего кризиса. Тем не менее, мониторинг фиксирует, что основной результирующий индикатор исследования – индекс предпринимательской уверенности, в III кварталене снизился, закрепившись на отметке +6%, что соответствует результатам предыдущего периода – II квартала 2013-го года.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович:

К сожалению, ожидаемого качественного перелома в понижательной траектории развития в III квартале не произошло, что на фоне набирающих обороты мощных инерционных процессов предопределило сформировавшиеся и обозначило последующие краткосрочные тенденции в отрасли.

Тем не менее, наличие преимущественно позитивной динамики посткризисных трендов, отождествляющих центральные показатели торговли, позволяет утверждать, что для данного сегмента экономики, по крайне мере в среднесрочной перспективе, риск наступления рецессии маловероятен. Экстраполируя ретроспективные результаты функционирования организаций на текущий период, наиболее вероятный сценарий завершения торгового сезона 2013 г. для розничного сегмента видится как стабильно депрессивный, что в сложившейся макроэкономической конъюнктуре отнюдь не самый плохой расклад.

Следует обратить внимание, что по итогам текущего года более явственно обозначился ряд важных признаков, агрегированное воздействие которых способно внести определенные неприятные сюрпризы для дальнейшего формирования делового климата.

Прежде всего, настораживает увеличившийся в экспертном сообществе и СМИ накал страстей относительно вероятной рецессии, что постепенно подтачивает и оказывает дестимулирующее влияние на весь потребительский сектор. В частности, согласно официальной статистике, в течение года модель потребления домашних хозяйств постепенно смещалась в формат накопления сбережений, что свидетельствует о наличии неуверенности и определенной степени волнения в обществе. Население все чаще откладывает покупки товаров длительного пользования, ослабляя действие потребительского мультипликатора на рыночную экономику в целом.

Однако у этой проблемы есть и еще одна сторона, которая уже в ближайшем будущем может стать существенным тормозом для деловой активности не только розничного сегмента, но и других взаимосвязанных отраслей. Так, выступающий одним из главных двигателей посткризисного роста – потребительский спрос, в течение последнего времени подогреваемый кредиторским бумом, может в достаточно короткие сроки нивелировать свой вклад в экономику.

Известно, что в конце 2012 г. - начале 2013 г. коммерческие банки в определенной степени понизили свою активность в кредитовании физических лиц. Однако данная мера отнюдь не решает проблему необходимости возврата займов многочисленными заемщиками. Всплеск массовой доступности кредитования, возникший в предшествующие годы, обусловил не только высокие затраты на обслуживание долгов, но и закредитованность российских потребителей. Если учесть, что пользователями займов выступают, в том числе, и малообеспеченные граждане, у которых, как правило, далеко не один кредит, то нетрудно предположить реальные размеры  долговых обязательств и возможные последствия.

Опираясь на данные банковской статистики и Национального бюро кредитных историй (НБКИ), а также на очевидное оживление на рынке коллекторских услуг, просрочка российских заемщиков в настоящее время – неопровержимый факт. Четко отработанного института банкротства пока нет, а права кредиторов в разы сильнее, нежели пользователей банковских продуктов.

Также на общем фоне происходящих и наметившихся конъюнктурных преобразований привлекает внимание снижение общей атмосферы позитивного настроя среди участников опроса, которая, как показывает практика подобных обследований, является чутким барометром не только происходящих, но и ожидаемых изменений.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2021, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.163 сек.
Яндекс.Метрика