29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 15:15:01
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Лизинг: тонкости импорта



Андрей Николаенко
Источник: E-xecutive
добавлено: 07-10-2013
просмотров: 10155
Цепочка дилеров, дистрибьюторов, лизинговых компаний, таможни – и это далеко не полный перечень посредников между официальным производителем оборудования за границей и отечественным покупателем. Андрей Николаенко рассказывает о нюансах импортированного лизинга.

В данной статье изложена часть положительного (пусть и субъективного) опыта автора по импорту в РФ предметов лизинга вместе с кратким описанием действий при этом (согласование контракта, валютный контроль, таможня и в связи с перечисленным – возможные нюансы).

Соответственно предыдущая статья автора: «Особенности импорта сложных технологических линий для целей лизинга», является частным случаем настоящей статьи и ее дополнением, а адресована статья в первую очередь специалистам лизинговых компаний, занимающимся структурированием лизинговых проектов.

С чего же начинается импорт предмета лизинга для лизингодателя? Все, как правило, начинается с того, что в лизинговую компанию обращается потенциальный лизингополучатель, который уже выбрал необходимое ему имущество зарубежного производства. Вполне вероятно, что подобное имущество необязательно покупать напрямую у производителя т.к. мы можем приобрести его у официального дилера, дистрибьютора и т.п. компаний посредников в РФ. Выгода налицо:

  • механизм поставок отлажен,
  • проще проверить поставщика т.к. он «ближе» т.е. резидент,
  • нет необходимости выстраивать логистический процесс,
  • имущество уже выпущено в свободное обращение на территорию РФ,
  • не надо урегулировать вопросы валютного контроля.

Итог: быстро и удобно!

Тем не менее, на практике не всегда вышеприведенные выгоды очевидны, поскольку:

  • Далеко не каждый производитель активно работает с Россией, а значит, нет его представительств, дистрибьюторов и дилеров. Возможно, он занимается исключительно производством, гарантирует высокое качество своего товара и не заинтересован нести ответственность по контракту за сроки транспортировки, таможенное оформление и т.п.
  • Насколько корректно было ввезено это имущество «посредником», насколько правильно (без задействования «серых» схем) было произведено таможенное оформление? В связи с чем появляется угроза незачета НДС.
  • Не факт, что посредники (в т.ч. дилеры, дистрибьюторы и т.п.) осуществят все быстро и четко.
  • И главное, вопрос цены. Прямая покупка имущества у производителя позволит с той или иной долей вероятности приобрести имущество покупателем (в частности, лизинговой компанией) по справедливой цене, исключив из логистической цепочки процесса лишних посредников и ненужные «вознаграждения».

В нашем рассматриваемом случае по ряду совокупных факторов, значимыми из которых являются минимизация закупочной цены и прочих логистических издержек, выбираем способ покупки – напрямую у производителя. Другими словами, будем сами импортировать, что позволит нам минимизировать стоимость имущества после выпуска в свободное обращение на территорию РФ и снизить стоимость договора лизинга в конечном итоге, что немаловажно в конкурентной борьбе на лизинговом рынке, где с каждым днем становится теснее.

Итак, клиент выбрал предмет лизинга и производителя. Импортировать будет непосредственно лизинговая компания, для чего она должна быть участником внешнеторговой деятельности. Вместо термина «участник внешнеторговой деятельности» обычно используется термин «участник внешнеэкономической деятельности» или сокращенно «участник ВЭД». Поскольку при осуществлении ВЭД необходима постановка компании на учет (до начала таможенного оформления) в органах ФТС, как юридического лица осуществляющего ВЭД, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

Приступаем к обсуждению договора международной купли-продажи товаров (внешнеторгового контракта) на поставку имущества предназначенного для передачи в лизинг. Контракт может быть как двухсторонний, между продавцом и покупателем (лизингодателем), где лизингополучатель является уведомленным субъектом лизингового проекта, так и трехсторонний, между продавцом, покупателем (лизингодателем) и получателем (лизингополучателем). При импорте предмета лизинга более предпочтительно, когда лизингополучатель выступает стороной по контракту, т.к. это позволяет избежать затруднений при выпуске имущества в свободное обращение на территорию РФ (для чего лизингополучатель тоже должен быть участником ВЭД). В трехстороннем контракте лизингополучатель выступает стороной, которая имеет все те же полномочия, что и покупатель (лизинговая компания), кроме обязательства оплатить это имущество и получить его в собственность. Т.е. все вопросы, связанные с финансовым урегулированием контракта: оплата имущества поставщику, взыскание с поставщика пеней, штрафов – только в ведении лизинговой компании. Во всех остальных вопросах: предъявление претензий по качеству имущества поставленного по контракту, урегулирование гарантийных вопросов, и т.п. лизингополучатель имеет такие же права, обязанности, как и ЛК.

В случае если покупатель и получатель зарегистрированы как участники ВЭД в различных таможнях в разных регионах РФ, то таможенные органы по месту регистрации получателя могут потребовать так называемое «открепительное письмо» от таможенных органов по месту регистрации покупателя.

В первую очередь, в деликатной форме, желательно запросить полномочия (естественно, подтвердив свои) представителей контрагентов участвующих в подготовке контракта. Поскольку не исключен вариант, когда мы обсуждаем контракт с представителем контрагента, ведущим переговоры от имени своей фирмы, достигаем определенной договоренности, компромисса по спорным вопросам, закрепляем договоренности на кредитном комитете (условия оплаты, поставки и т.п.), а потом выяснится (накануне подписания контракта), что у этого человека не было подобных полномочий, и подписант со стороны поставщика заявляет, что он на подобные условия не пойдет! Не исключен и момент шантажа, когда важен фактор срочности, но в любом случае жалко потраченного времени (контракт мог обсуждаться долгие месяцы).

Нелишне в домашних заготовках держать свой шаблон импортного контракта, самый привлекательный для компании, где заложено максимум условий и подробностей (лучшие условия поставки, оплаты, гарантии, штрафы и т.п.). Это контракт, где все максимально прописано в пользу лизинговой компании и отчасти ее клиента-лизингополучателя. Правда, этот «свой» контракт вряд ли будет отражать все необходимые нюансы каждой конкретной сделки, но проще вносить правки в свой контракт, нежели в вариант контракта поставщика, где какие-то моменты, важные для лизингодателя, как покупателя, вообще не учтены. Естественно, в процессе переговоров поставщик захочет предложить наиболее выгодный вариант для себя. И мы, конечно, пойдя путем компромисса, сойдемся на середине.

Работа над контрактом усложняется, когда в лизинговую компанию приходит потенциальный клиент с готовым договором и заявляет, что его специалисты давно обсудили все условия с поставщиком и новые доработки, которые может предложить лизинговая компания, займут слишком много времени. Тем не менее, лизинговой компании необходимо в контракте, как минимум уведомить поставщика о том, что имущество приобретается для дальнейшей передачи в лизинг и скорректировать платежную статью в соответствии с условиями привлеченного финансирования. Далее, не взирая на «срочность», лизингодателю лучше трезво оценить свои риски по контракту, и в случае несогласия поставщика разделить их с контрагентами, постараться перевести их на лизингополучателя, как сторону, выбравшую продавца и предмет лизинга. Если это предусмотрено договором лизинга, согласно ст.2 гл.1 ФЗ №164 «О финансовой аренде (лизинге)».

Наименее комфортно, когда клиент уже является держателем контракта и успел выплатить аванс поставщику (и т.д. платежи), а в лизинговую компанию его привели финансовые осложнения, выраженные в невозможности самостоятельно осуществлять дальнейшие платежи по контракту. Он даже обращался в банк за кредитом, но ему было вежливо отказано в прямом кредитовании (вероятно, было недостаточно обеспечения, а соответственно приобретаемое по данному контракту, но еще не поставленное и не перешедшее в собственность имущество таковым являться не может). Однако банк согласился финансировать проект через дочернюю лизинговую компанию.

Новоявленный лизингополучатель вероятнее всего будет заинтересован в уступке контракта лизинговой компании, и предложит «считать» аванс, уплаченный им поставщику, авансом по новоиспеченному договору финансовой аренды (лизинга).

Этот вариант для лизингодателя неприемлем, поскольку для него договор лизинга первичен (этого же мнения придерживается и ФНС), а подписывать его задним числом (датой подписания контракта), мягко говоря, некорректно. «На основании договора лизинга лизингодатель обязуется: приобрести у определенного продавца в собственность определенное имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю (Федеральный закон №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», гл.II, ст.15, п.4)».

Поэтому, лизинговая компания в данном случае подписывает договор лизинга с лизингополучателем и заключает новый контракт с поставщиком (как уже говорилось, возможно, и желательно участие 3-й стороны – лизингополучателя, как получателя груза по контракту).

Все прежние взаимоотношения по прежнему контракту между клиентом и поставщиком (расторжение контракта, возврат ранее уплаченных сумм) никоим образом не должны упоминаться в новом контракте. Поставщик вряд ли обрадуется внезапной замене покупателя («шило на мыло»), и вероятнее всего ранее уплаченные суммы по расторгаемому контракту вернет только после поступления не меньших сумм по новому контракту.

На стадии согласования и подписания контракта целесообразно подключить для параллельного обсуждения, также:

1. Того кто возьмет на себя выпуск имущества в свободное обращение (в обиходе – «растаможку») на территорию РФ:

  • Если в вашей лизинговой компании есть сотрудник или целое подразделение занимающееся вопросами таможенной логистики, то можно обойтись и без таможенного представителя Агапас-экспорт (ранее именовавшегося таможенным брокером), особенно если ваша компания осуществляет ввоз имущества (особенно устоявшегося перечня) постоянно в одном регионе на одну и ту же таможню. Но если география ввоза и растаможки имущества по РФ широка, не всегда собственные сотрудники смогут оперативно (в т.ч. «экономно») разрешить вопросы на разных таможнях в разных регионах.
  • Возможно, подобные специалисты есть у вашего лизингополучателя и они от вашего имени по вашей доверенности могут осуществить растаможку. Но в любом случае риски остаются на лизинговой компании и в случае возникновения нарушений при растаможке и возникновения в связи с этим дополнительных расходов, вызванных недостаточно квалифицированными действиями сотрудника лизингополучателя, действующего от вашего имени, ответственность будет нести лизинговая компания.
  • Если компания все же привлекает непосредственно таможенного представителя, то он должен иметь лицензию ФТС. И он, при заключении соответствующего договора с лизинговой компанией, имеет право ставить свою подпись и печать на таможне без присутствия самой лизинговой компании. Компания, именующая себя таможенным представителем, но не имеющая лицензии – просто консалтинговая компания, и она может только представлять интересы лизинговой компании в ФТС по ее доверенности.

В любом случае не рекомендуется доверять сторонним представителям свою печать или ставить подпись и печать на пустые листы, бланки и т.п.

2. Ваш расчетный и финансирующий банк (возможно, это будет в одном лице). В частности, подразделения, занимающиеся валютным контролем и торговым финансированием.

На что лучше сразу обратить внимание при подготовке внешнеторгового контракта?

Стороны, как правило, придерживаются хоть и неофициальной, но общепринятой практики подготовки контрактов с вполне устоявшимся перечнем разделов. Тем не менее, это не означает, что его форма не может быть произвольной, главное, чтобы она была едина для всех сторон контракта.

При заключении контрактов стороны обычно используют язык страны продавца и/или покупателя. В тексте контракта допустимо использование и языка третьей страны. При этом подготавливаются полностью аутентичные тексты на обоих иностранных языках (или на каком-то одном). Как правило, иностранного поставщика устроит импортный контракт только на одном русском языке, когда он имеет представительство в России и переговоры от лица поставщика уполномочены вести сотрудники представительства. Они сами для своих акционеров и т.п. руководства за рубежом переведут основные моменты контракта, и работать над аутентификацией двух текстов уже не надо.

Уже упомянутый «домашний» шаблон контракта достаточно подготовить на русском и английском языке (или языке страны, поставки из которой происходят более часто). Далеко не каждая лизинговая компания позволит себе иметь в штате людей обладающих многими иностранными языками на профессиональном уровне, достаточно иметь специалистов с английским языком.

Если в процессе переговоров поставщик настоял на языке контракта, которым вы и ваши сотрудники профессионально не владеете и правильность текста проверить самостоятельно не можете, то обратитесь в бюро переводов за сертифицированным (нотариально заверенным) переводом. В дальнейшем нотариальные переводы будут полезны на случай ротации кадров и при работе с налоговыми и аудиторскими проверками. Не стоит излишне доверять в этом ответственном деле контрагентам.

Зачастую в контрактах встречается такая формулировка как: «Контракт составлен на двух языках, оба языка имеют равную юридическую силу», но при этом все равно бывают случаи, когда расхождения бывают в версиях, в каких-то нюансах. Один специалист прочитал и перевел так, а другой придаст этому другое значение. Нельзя исключить, что расхождения есть, даже если с первого взгляда кажется, что все идентично. Поэтому всегда нужно прописывать – язык какой страны при разночтениях имеет приоритет.

Пожалуй, самая распространенная и банальная ошибка оформления любого договора – это неправильное написание наименований сторон контракта (адресов, банковских реквизитов, фамилий, имен, должностей), в т.ч. транслитерация российских названий в иностранный язык и наоборот. Этому стоит уделить повышенное внимание, т.к. импортный контракт в итоге не только документ, регулирующий наши коммерческие риски сторон, но и документ, который предоставляется в банк для целей валютного контроля и в таможенные органы при растаможке. И чем меньше поводов для претензий, разногласий, вопросов, тем лучше, поскольку за каждую незначительную ошибку, на первый взгляд, таможня имеет полное право предъявить претензию, запросив разъяснения, заверения и т.п., а на это опять уйдет время и деньги. Поэтому лучше лишний раз «свежим глазом» проверить соответствие наименований контракта прочим документам (дополнительные соглашения, отгрузочные документы, инвойсы, коносамент, CMR и т.д.).

Распространенный недочет отмечен в работе с иностранными поставщиками, заключается в том, что российская сторона склонна излишне доверять. Бытует мнение, что какие-то случаи, проблемы, неувязки могут возникнуть только в работе с отечественными поставщиками (и их надо тщательней проверять), нежели с иностранными. Тем не менее, случаев, когда недобросовестно себя ведет иностранный поставщик достаточно.

Более того, опасность работы с неблагонадежной отечественной компанией и зарубежной существенно отличается.

Подписав сделку с сомнительным отечественным поставщиком, покупатель может быть обвинен в связях с «однодневками» и получении необоснованной налоговой выгоды. А вот если сомнительным окажется поставщик по внешнеторговому контракту, к проверке деятельности покупателя приступит целый комплекс государственных структур: ФНС, ФТС, органы валютного контроля.

Таким образом, от каждого из них может последовать реакция:

  • от ФНС – отказ в вычете НДС или признании нулевой ставки по этому налогу,
  • от ФТС – задержка груза на границе,
  • от банка – передача информации о готовящейся транзакции в соответствующие органы валютного и экспортного контроля,
  • ну а от последних – выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности.

Поэтому проверить полномочия (то, что эта фирма зарегистрирована, существует, есть люди, которые уполномочены подписывать контракт) – это далеко нелишне. Запросите документ, на основании чего действует компания-поставщик. Как правило, запрашивается выписка из торгового реестра, либо выписка из налогового реестра (это апостилированный документ, где говорится, что такая компания зарегистрирована и от имени компании имеют право авторизированно подписывать документы такие-то лица). Если документ подписывается прочим представителем компании, например, менеджером по продажам по РФ, то должна быть правильно оформленная доверенность, подписанная тем самым первым лицом поставщика.

Немаловажно в предмете контракта однозначно идентифицировать имущество: его наименование, количество, максимально подробные характеристики, код ТН ВЭД, помня, что требования таможенных органов РФ зачастую сильно отличаются от требований таможенных органов стран поставщиков.

В статье 18 «Оценка работы таможенных органов» Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» оговариваются критерии эффективной работы ФТС:

  1. скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;
  2. своевременность и полнота поступления таможенных платежей;
  3. эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

На первом месте – содействие бизнесу и облегчение торговли! До сих пор таможня отвечала только за пополнение бюджета и ни в коем случае – за срыв поставок, остановку предприятия, уход бизнеса в другую страну.

А таможенные органы Евросоюза, США и других наших торговых партнеров никогда и не противопоставляли сбор платежей упрощению торговли…

Если европейские таможенники лояльно отнесутся к «приблизительным» названиям, то наши строго, согласно ТН ВЭД. Например, сложно объяснить на словах наименование в спецификации ввозимого агрегата – «горячий пар», вызванного некорректным переводом на русский язык. Да и налоговики потом заинтересуются сдачей в лизинг «горячего пара».

С ответственным за растаможку должно быть согласовано на 100%:

  1. Наименование и описание товара по контракту – что также оговаривается в отношении договора лизинга, в Федеральном законе №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», гл.II, ст.15, п.3.
  2. Его стоимость (в т.ч. включены ли в стоимость контракта монтаж, ПНР и обучение или нет, а если включены, то выделены ли отдельной суммой).

Будьте внимательней при определении кода ТН ВЭД. Не пропустите наименования с таможенной пошлиной (Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 (ред. от 20.06.2012) «О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» вместе с «Единым таможенным тарифом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС)») или НДС (Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 372 (ред. от 08.11.2012) «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость») (возможно временные) со ставкой 0%.

В ходе осуществления международной торговли сложились определенные обычаи, которые получили название «базисные условия поставок». Их использование в определенной степени упростило внешнеторговую деятельность, однако в силу их различного толкования между контрагентами нередко возникали разногласия относительно определения обязательств сторон.

В целях унификации толкования базисных условий поставок Международная торговая палата (МТП, Париж) в 1936 году издала Международные правила толкования международных терминов (Инкотермс), в который неоднократно вносились изменения, корректировки, дополнения. Последнее новшество, внесенное в 2010 г. сделали возможным использование Инкотермс 2010 – Incoterms 2010 не только в международной, но и во внутренней торговле. Инкотермс являются нормативным документом в том случае, если на них сделана прямая ссылка в контракте и при этом не предусмотрено ничего иного, чем в самом тексте Инкотермс.

В н.в. применяются 11, содержащихся в Инкотермс 2010, терминов (EXW, FCA, FAS, FOB, CFR, CIF, CIP, CPT, DAT, DAP, DDP), которые определяют базисные условия поставок.

Бытует мнение, что в Инкотермс от базиса поставки EXW к базису поставки DDP вырастают риски покупателя и соответственно снижаются риски продавца. Соответственно, для покупателя базис EXW наименее интересен. Я не согласен с этой трактовкой. От базиса поставки EXW к базису поставки DDP у покупателя возрастают (соответственно у продавца уменьшаются) обязанности и расходы по доставке товара. Риски здесь абсолютно ни при чем.

Успех применения (в т.ч. в конечном итоге минимизация издержек для договора лизинга) зависит от грамотного и эффективного применения того или иного базиса. Это подтвердит любая квалифицированная логистическая компания, занимающаяся перевозками и растаможкой, поскольку 100%-й результат по доставке и растаможке груза (сроки, затраты) от производителя к получателю в РФ она может гарантировать, только, когда сама изначально готовит документы (активно участвует в подготовке) и сама выстраивает логистическую цепочку из пункта А в пункт Б, а не когда ее подключили на расстоянии «икс» и времени «t» по пути к пункту Б. С подобной точки зрения базисы EXW и FCA более предпочтительны и менее затратны, чем DAT и DAP (DDP не в счет, поскольку это практически российская поставка).

Используя в контракте тот или иной базис поставки необходимо осознавать, что Инкотермс не заменяет собой целиком внешнеторговый контракт в нем:

  • оговаривается, какая из сторон контракта должна осуществить необходимые для перевозки и страхования действия, когда продавец передает товар покупателю, и какие расходы несет каждая из сторон;
  • не оговариваются суммы, подлежащие к оплате и/или способ их оплаты;
  • не регламентируется переход права собственности и санкции за нарушение договора.

Все, что не оговаривается и не регламентируется Инкотермс, прописывается непосредственно в тексте контракта. Необходимо учитывать, что Инкотермс и условия согласованного контракта не имеют приоритета над национальным законодательством.

Обязательно пропишите в контракте четкий перечень документов подготавливаемых непосредственно поставщиком и поставляемых вместе с грузом, необходимых для растаможки груза. Точно оговорите, из каких стран будет вестись поставка в РФ груза от поставщика. Обяжите поставщика до отгрузки отправить вам на проверку проекты отгрузочных документов. Указываемые данные в этих документах должны соответствовать требованиям российской таможни. Например, в случае поставки имущества автомобильным транспортом необходимо указывать номер таможенного поста дополнительно к адресу доставки в товаросопроводительных документах (в отгрузочном инвойсе). Пограничные таможни также строго требуют указания кода по ТН ВЭД в товаросопроводительных документах.

Покупателю необходимо проверить и согласовать в отгрузочных документах описание, состав поставляемого имущества в соответствии со спецификацией, прилагаемой к контракту, так как в случае большого числа отдельных позиций оборудования существует вероятность опечаток, ошибок в названиях позиций и т.п., которые, в конечном итоге, могут стать причиной задержки при проведении таможенных процедур.

Документы необходимо просмотреть на предмет выявления самовольных изменений внесенных поставщиком. Все изменения необходимо отразить в дополнительных соглашениях к контракту, чтобы не возникло проблем при растаможке, поскольку в РФ отношения к подобным несоответствиям и изменениям более жесткие (недопустимые), чем в странах ЕС. Например, если поставщик взвесил груз, весящий 10,6 т., а в отгрузочных документах округлил показатель (что допустимо в ЕС) до 11 т., то на российской таможне возникнет вопрос о контрабанде на 400 кг. Для разрешения вопроса понадобится тщательный досмотр и корректировочное письмо от поставщика о том, что было указано приблизительное значение. Во что выливаются такие недоразумения? Они выливаются в простой на СВХ и, как следствие, в дополнительные расходы.

При обсуждении платежной статьи и финансовых условий контракта, оговорите в контракте: валюту платежа, сроки и этапы платежей, способ платежа и форму расчетов (положения, направленные на уменьшение или устранение валютного риска и т.п.). Во многом платежная статья может быть привязана к условиям финансирования заимствованного для осуществления конкретной сделки. Но в целом продавец и покупатель, неся предпринимательские риски, вольны выбирать: «утром деньги, вечером стулья» или на оборот. Если не брать эти два полярных варианта, то выбор разнообразен. Однако особое значение при обсуждении платежных условий контракта необходимо придавать получению надежного банковского обеспечения платежей по импорту, четкому определению форм и условий проведения расчетов, что конечно вызовет лишние, но не бесполезные затраты при осуществлении платежей. Один из наиболее проверенных и безрисковых вариантов для сторон:

  1. С подписанием контракта покупатель оплачивает продавцу аванс (как правило, не более 30% цены контракта). А поставщик – гарантии первоклассного банка (признаваемым сторонами) на возврат аванса в случае непоставки имущества.
  2. Оставшаяся часть стоимости контракта оплачивается путем открытия покупателем безотзывного, подтвержденного первоклассным банком документарного аккредитива, платежи по которому производятся различными (согласованными сторонами) суммами. А продавец предоставляет в свой банк оговоренный перечень и количество оригиналов и/или копий документов. Например:

Международная товарно-транспортная накладная CMR, где указаны:

  1. номер контракта, грузополучатель, вес (брутто), количество мест, адрес пункта назначения.
  2. Коммерческий счет с указанием общей стоимости отгруженного товара, суммы, оплаченной ранее и суммы, причитающейся к оплате по аккредитиву.
  3. Упаковочный лист.
  4. Копия экспортной лицензии или письменного подтверждения продавца, что таковая не требуется.
  5. Сертификат происхождения.
  6. Сертификат соответствия.
  7. Страховой полис в пользу покупателя.
  8. Акт ввода имущества в эксплуатацию, подписанный уполномоченными представителями сторон по контракту, для завершающего платежа по контракту, если предусмотрены монтажные и/или шеф-монтажные работы выполняемые поставщиком.

Более редкий случай, характерный для особо уникального имущества, когда в свою очередь продавец требует от покупателя еще и гарантию первоклассного банка на последующие за авансом платежи.

Обсуждая платежную статью, покупатель, как лизингодатель, должен иметь ввиду, что в зависимости от тех или иных условий могут возникнуть расходы, которые необходимо включить в сумму лизингового платежа лизингополучателю. Например:

  • Банковские расходы, связанные с оплатой за рубеж.
  • Комиссия банка за перевод.
  • Комиссия банка за авизование гарантии.
  • Комиссия банка за открытие аккредитива и его обслуживание.
  • Комиссия иностранного банка за подтверждение аккредитива и т.п.

Безусловно, все «профессионально-технические» вопросы определяются в контракте получателем (лизингополучателем), тем не менее, стоит обратить внимание на сроки выполнения гарантийных обязательств со дня наступления гарантийного случая. Они должны быть разумными и не тормозить действующий бизнес лизингополучателя. Даже если в контракте (вне зависимости от выбранного базиса поставки, кроме DDP) по гарантии запчасти поставляются бесплатно (без прочих уточнений), то расходы за растаможку, а они могут быть значительные в зависимости от вышедшего из строя агрегата, в рамках гарантийных обязательств поставщика, будет нести покупатель (лизингодатель). Что влечет за собой лишние затраты в рамках договора лизинга. Поэтому для допоставки запчастей лучше избрать базис «бесплатной» поставки запчастей – DDP, либо вообще вынести гарантийные поставки в отдельное соглашение между поставщиком и получателем (лизингополучателем).

Поскольку в процессе исполнения внешнеторгового контракта между его сторонами могут возникнуть разногласия (в т.ч. из-за различного толкования от­дельных его условий), в контракте необходимо предусмотреть специ­альный раздел о путях их разрешения. И если спорный вопрос не может быть разрешен путем переговоров между сторонами, он передается в ар­битраж (третейский суд).

Все разногласия между сторонами контракта международной купли-продажи (в т.ч. с партне­рами из СНГ), передаются на рассмотрение международных арбитражных судов. В контракте должны быть оговорены порядок и место рассмотрения претензий сторон. На этапе заключения контракта немаловажно обратить внимание на выбор места разрешения возможного разногласия. Рассмотрим альтернативы (в порядке убывания затрат на юридическое представительство в них):

  • Лондонский Международный Третейский Суд – редко встречается во внешнеторговых контрактах, поскольку для него более характерны споры по корпоративным сделкам.
  • Парижский арбитраж при МТП является известным и уважаемым, в нем рассматривается большая доля международных споров, но, как уже отмечено, для ведения дела потребуются значительные затраты.
  • Международные арбитражные суды: в Стокгольме (пользуется особой популярностью при заключении внешнеторговых контрактов отечественными компаниями), Вене или Варшаве. Расходы в этих судах на ведение дела будут ниже, чем в Лондоне или Париже.
  • Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ в Москве, тоже весьма авторитетен, в нем рассматриваются многие споры с участием российских и иностранных компаний. Для российской стороны он удобнее всего для рассмотрения разногласий, поскольку более доступен, исковые заявления могут готовиться на русском языке, слушание дел также ведется на русском языке и его решения обязательны для исполнения иностранными контрагентами.

Споры с контрагентами также можно рассмотреть в Российских государственных арбитражных судах (они тоже накопили определенный опыт по рассмотрению дел с участием иностранных лиц, но добиться исполнения решения российского арбитражного суда за рубежом практически невозможно) или в государственных судах по месту нахождения иностранного поставщика (но добиться исполнения решения такого суда на территории другого государства может быть достаточно проблематично, а в РФ – практически невозможно).

Особенностью разрешения разногласия с использованием любого международного коммерческого арбитража – это необходимость в дальнейшем обращаться в государственные суды для принудительного исполнения (Исполнение возможно в любой из стран – участниц Нью-Йоркской Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года). Решения же государственных судов могут быть исполнены без дополнительной процедуры, но, как правило, только на территории страны, где находится государственный суд.

Поэтому я рекомендую в контракте оговорить, что любое разногласие (спор), которое может возникнуть из контракта или в связи с ним, подлежит передаче на рассмотрение международного арбитража, с исключением подсудности местным судам.

При заключении внешнеторгового контракта необходимо закрепить в договоре, право какой страны будет применяться, поскольку в разных странах к одним и тем же сделкам применяются разные, а порой и противоречащие друг другу требования.

Стороны по взаимному соглашению могут выбрать любое право, которому и будут следовать в договоре в целом или в отдельных его частях (ст. 1210 ГК РФ). Такая договоренность должна быть указана в договоре или вытекать из его условий. И конечно, при выборе применимого права российской компании следует приложить максимум усилий, чтобы по отношению к контракту применялось российское право.

Стоит прислушаться к рекомендациям Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11.04.1980) (вместе со Статусом Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 года). К этому международному соглашению присоединилось свыше 60 государств, в том числе и Россия. Если российская торговая организация заключает договор купли-продажи с компанией, находящейся на территории иностранного государства, присоединившегося к Конвенции, то права и обязанности сторон регулируются положениями Конвенции. В части договора, неурегулированной Конвенцией, применяется зачастую право страны, где находится продавец.

Если не удается достичь договоренности применяемого права, то можно попробовать договориться с позиции применения права той страны, с которой договор имеет наиболее тесную гражданско-правовую связь. Что это значит? Обычно деятельность одной из сторон имеет решающее значение для договора. Страна, с которой наиболее тесно связан договор, в которой находится основное место деятельности этого контрагента, и определяет выбор права (п.2 ст.1211 ГК РФ).

По отношению к договорам купли-продажи решающей стороной является продавец. Но в контрактах, заключаемых с целью дальнейшей передачи предмета контракта в лизинг, получается, что к России этот контракт относится больше, потому что платежи идут из РФ, поставка идет в РФ, монтаж производится в РФ, гарантийное обслуживание в РФ. В итоге, если все взвесить, контракт больше затрагивает Россию, поэтому это можно использовать как аргумент для переговоров с поставщиком.

Если же не удалось договориться (встречаются еще такие поставщики, которые панически боятся Россию и всего, что с ней связано), то нужно выбирать нейтральное право. Если, например, поставщик из Германии, то не спешите договариваться о немецком праве (особенно, исключая Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров из контракта), а выбирайте что-то нейтральное, наиболее приемлемое для вас. Но прежде чем соглашаться на применение того или иного права (например, набирающего популярность у отечественных импортеров Шведского материального права с арбитражем в Стокгольме), проконсультируйтесь с юристами, знакомыми хотя бы с основными принципами этих норм, которые планируется применять к контракту. В н.в. прослеживается тенденция, когда даже договора между резидентами РФ все чаще выводятся в иностранные юрисдикции. Несмотря на усложнение структуры сделок, иногда это проще и безопаснее, чем действовать в соответствии с российским законодательством. Однако стоит заметить, что ВАС не одобряет предпочтения отечественных предпринимателей иностранных судов российским.

Очень важно чтобы в контракте четко были прописаны все даты и сроки выполнения обязательств либо описать возможность расчета этих дат и сроков, от момента вступления контракта в силу (как правило, момент оплаты первого авансового платежа по контракту):

  1. когда происходят оплаты имущества покупателем?
  2. когда начинаются и заканчиваются отгрузки?
  3. когда груз поступает на таможенную территорию?
  4. когда выходит в свободное обращение (каковы конкретные сроки поставки)?
  5. когда завершается монтаж и т.д?

(Эти данные так же необходимы для оформления паспорта сделки).

Не допускайте в контракте неопределенности наступления того или иного события, недвусмысленно прописав его сроки и/или даты его наступления в контракте, либо задать в контракте алгоритм расчета наступления событий в зависимости друг от друга. Избегайте фраз подобных: «оплата суммы «N» после уведомления об отгрузке». Когда именно будет это «уведомление», через месяц, год или «как только, так сразу»? Всегда приветствуются контракты с четко составленным графиком выполнения обязательств по контракту.

В н.в. не регламентируется срок поставки после оплаты имущества зарубежному контрагенту (операция на которую раньше требовалось получение разрешения ЦБ РФ). Срок поставки допускается достаточно длительный, когда поставляется очень сложное оборудование с длительным периодом изготовления. Тем не менее, есть требование, заключающееся в точном исполнении сроков поставки (срок поставки должен быть выполнен, не позднее указанного в контракте срока).

Задержка поставки на один день может рассматриваться валютным контролем, (Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ 12.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле») как грубое нарушение по данному контракту.

Внешнеторговые контракты могут быть очень долгосрочными (длительное изготовление, потом отгрузка, транспортировка, таможенные процедуры, что-то еще) и исполняться месяцами, в голове, бывает, всего не удержишь.

Покупатель заплатил деньги по контракту (выставил аккредитив) и расслабился т.к. обязательства перед поставщиком выполнены. Если бизнес компании не автоматизирован (недоавтоматизирован) можно что-то забыть, что нужно в какой-то момент проконтролировать (например, заранее обзавестись необходимыми сертификатами, заплатить на таможню какой-то платеж, заранее согласовать отгрузочные документы, и т.п.), а там уж не просрочка ли?

Задержки зачастую встречаются, но их нужно заранее согласовать и сделать соответствующие дополнительные соглашения (например, о продлении срока поставки на неделю, месяц и т.п.). Всякое может случиться, но это уже не будет нарушением валютного законодательства, если изменения в контракте зафиксированы заранее (по крайней мере не спустя месяцы после того как пошла просрочка поставки). По факту того, что деньги ушли, и груз не поставлен в срок – вам могут быть предъявлены штрафные санкции 100% сумм уплаченных вами за рубеж. Поэтому перед тем как вы поставили свою подпись на контракте, его должен согласовать покупателю еще и валютный контроль и отдел документарных операций.

Итак, контракт согласован и подписан. Для того чтобы по контракту шли какие-то операции, необходимо открыть паспорт сделки. Паспорт сделки (далее – ПС) – это документ, который делается в нашем случае покупателем по контракту (лизинговой компанией), если оплата предполагается в иностранной валюте и сумма контракта превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта. (Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.08.2012 N 25103).

Это документ вполне простой (на двух страницах), где передаются основные сведения по данному контракту: названия сторон (контрагентов по контракту), реквизиты по контракту, сумма контракта, дата исполнения всех обязательств, валюта контракта, код ТН ВЭД). Бланк заполняется в двух экземплярах, подписывается руководителем и главным бухгалтером. Вместе с контрактом ПС передается в банк. Банк сверяет контракт с ПС на предмет корректности отражения информации. Если все корректно, банк заводит ПС в свою базу данных и ставит подпись и печать на этот ПС. Один экземпляр ПС хранится в банке, другой экземпляр возвращается покупателю по контракту. В принципе оригинал ПС больше не потребуется т.к. для таможни нужна только заверенная копия ПС, поэтому оригинал подшивается в досье клиента (или сдается на хранение, например в бухгалтерию или юридический и т.п.).

ПС – это источник дополнительных расходов, потому что банк может брать комиссию за оформление ПС (в т.ч. комиссию за внесение в ПС изменений, в связи с изменениями условий контракта). Покупатель это должен уточнить в банке, чтобы учесть все эти расходы в графике лизинговых платежей, и не покрывать их из собственной прибыли.

Таможенное оформление производится по аналогии с ввозом компонентов технологической линии, но в более упрощенной форме.

Отличие в том, что в случае ввоза первой партии компонентов технологической линии по классификационному решению, у нас есть время на оформление всей разрешительной документации на имущество по контракту. Т.е. возможность ее сертифицировать, в т.ч. получить разрешение от Госкомэкологии РФ, а возможно (в зависимости от ввозимого имущества): гигиеническое заключение Минздрава РФ; сертификат Минсвязи, решение Гос. Комиссии по радио частотам, пожарный надзор, технадзор и т.п.

При ввозе имущества единовременно необходимо все подготовить заблаговременно, так как сроки получения могут стать неприемлемыми для покупателя (лизингодателя), и он будет нести дополнительные затраты по контракту (и как следствие по договору финансовой аренды (лизинга) из-за:

  • вынужденного хранения имущества на СВХ (таможен­ном складе временного хранения),
  • нарушения графика поставки,
  • задержки ком­мерческого использования оборудования лизингополучателем
  • штрафных санкций и т.д.

К моменту оформления грузовой таможенной декларации (ГТД) покупатель в составе положенного пакета документов предоставляет в орган ФТС все разрешительные документы государственных органов, которые прилагаются к ГТД.

После ввоза оборудования компания-импортер обязана отчитаться в органы валютного контроля о получении груза и прохождении таможенной очистки. Копия ГТД с отметкой о выпуске груза направляется в банк вместе с необходимыми документами (справка о подтверждающих документах).

Проблемы, периодически возникающие при прохождении таможенных формальностей

Таможенная стоимость на ввозимый, вывозимый товар

Таможенные органы вправе потребовать подтверждения стоимости товара. Под нормальной стоимостью понимается цена аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в стране производителя или экспортера при обычном ходе торговли таким товаром.

Стоимость товара по контракту, паспорту сделки и банковское подтверждение о валютном переводе по контракту могут оказаться недостаточными аргументами. На самом деле существует множество естественных рыночных факторов, приводящих к цене товара ниже мировых среднестатистических цен или цен в стране производителя. Такими факторами может быть более низкая конкурентная цена от производителя, предоставляемые скидки, конкретной конфигурацией имущества и многие другие. Тем не менее, данные аргументы могут быть недостаточными, и в этом случае можно предложить следующие варианты действий в разрешении спора по поводу цены:

  • Подтвердить цену можно копией экспортной декларации от продавца (из страны продавца). Стоимость, указанная в данной декларации, является дополнительным подтверждением стоимости товара.
  • Предоставить в ФТС от продавца и покупателя письма, подтверждающие данную стоимость товара.

Для отдельных видов ввозимых товаров применяется специальный порядок контроля таможенной стоимости (Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (ред. от 09.12.2011) «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»), что подразумевает возможность предоставления иных документов, подтверждающих таможенную стоимость.

Вступление РФ в ВТО нашей таможне теоретически должно помочь с методикой определения таможенной стоимости (ТСт). Большинство стран членов ВТО даже не беспокоятся по поводу занижения ТСт, т.к. у них применяется сбалансированный фискальный подход, заключающийся в следующем: чего таможня не доберет на пошлине, то налоговая служба доберет на налоге с прибыли.

В РФ это пока невозможно, т.к. при пополнении бюджета ФТС и ФНС скорее конкуренты, чем партнеры (каждый выполняет и перевыполняет свой план).

Для определения ТСт необходимо располагать большими юридическими и экономическими компетенциями, но отечественная ФТС слабо обеспечена современными методическим материалами.

Во Всемирной таможенной организации работает Технический комитет по таможенной оценке, который обладает большими методическими наработками. Но пока об использовании этого богатого опыта в РФ речь вести рано, т.к. у РФ есть обязательства выполнять соглашения, принятые в рамках ВТО, но не методические материалы, носящие консультативный характер. И пока у нас по-прежнему нет единообразной практики определения ТСт и нет единых подходов для этого.

Поэтому каждый прецедент по определению ТСт в РФ индивидуален для каждой таможни и для каждого арбитражного суда. В связи с чем при одной и той же ситуации в одном регионе арбитражный суд признает ТС заявленную декларантом справедливой, а в другом – нет.

Скидки

Часто поставщик-нерезидент желает зафиксировать скидку, предоставляемую покупателю до подписания контракта в ходе переговоров в самом контракте или в приложениях, дополнениях к контракту и в отгрузочных документах. Указываемые таким способом скидки могут быть восприняты ФТС как занижение инвойсной стоимости. Поэтому скидки лучше зафиксировать в отдельном соглашении или протоколе между двумя сторонами.

Официальное разрешение вопросов

Возникающие нестандартные вопросы по условиям поставки, особенностям импортных операций и т.п. могут быть рассмотрены таможенными органами по так называемой процедуре предварительного решения. Приказ ФТС от 4 февраля 2011 г. №206 «Об утверждении инструкции об особенностях заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар». Данный приказ заменил собой в н.в. устаревший Приказ ГТК РФ от 23 апреля 2001 г. № 388 «Об утверждении инструкции о порядке классификации в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов». Участник ВЭД или иная фирма вправе направить в таможенные органы письмо с просьбой разъяснить тот или иной вопрос, связанный с прохождением таможенных процедур, соблюдения таможенного законодательства, может подать запрос на классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД. В ответ таможенные органы принимают предварительное решение, например решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД.

Впервые статья была опубликована в журнале «Лизинг Ревю», № 6 2012 г.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.164 сек.
Яндекс.Метрика