Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Собственники: смешные, агрессивные, эффективные... У вас какие?Сергей Занин Источник: E-xecutive добавлено: 22-10-2013
просмотров: 2950 Стиль руководства – вещь сугубо индивидуальная. Кто-то тиран и деспот, кто-то добр и великодушен, кто-то как отец родной. К какому типу относитесь вы? Свою классификацию предлагает Сергей Занин – в рамках состязания «Большая игра-2013» на E-xecutive.ru.
Постановка проблемыХозяин может быть владельцем небольшого магазина или международной корпорации, хозяином бизнеса в полном смысле этого слова или наемным, но по сути всесильным топ-менеджером – он все равно хозяин. Это значит, что над ним никого нет – в отличие от наемного работника любого ранга. Работник вынужден действовать с оглядкой, соблюдать субординацию, участвовать в корпоративных играх, скрывать свои истинные чувства и отношение к делу. Поэтому тип хозяина чаще всего совпадает с типом его характера. На работе он обычно такой же, как и вне работы: тиран, добряк, злопамятный негодяй, скряга, душа-парень, себе на уме и так далее. В чистом виде нижеописанные типы встречаются редко, да и повседневное поведение любого хозяина может меняться в зависимости от ситуации и настроения. Царь Додон«Делегируйте обязанности, но не полномочия» Царствует, лежа на печи. Дела ведет Золотой Петушок или группа «золотых петушков» в виде сильных менеджеров. Такой хозяин может отстраняться от своего бизнеса по двум причинам: из-за обычного нежелания заниматься текучкой или вполне намеренно – потому что ему удалось создать устойчивую систему управления, которая работает в автономном режиме и не нуждается в постоянном надзоре со стороны хозяина. Очевидные опасности Если бизнесу угрожает кризис, если все-таки надо вмешаться и снова взять дело в свои руки, то обнаруживается, что хозяин давно забыл, как функционирует его бизнес, а он сам никогда не видел большую часть сотрудников и плохо представляет, кто и за что отвечает. Другая угроза: даже самый лояльный Золотой Петушок при постоянном отсутствии царя начинает ощущать себя подлинным царем. И свернуть шею самозванцу удается далеко не сразу. Генератор идеальных организационных схем Такой хозяин озабочен созданием наиболее оптимальной системы управления. По его приказу подчиненные и наемные консультанты создают сотни служебных инструкций и положений. После утверждения всех этих документов хозяин ожидает, что его структура начнет работать как часы. Но скоро выясняется, что количество инструкций начинает мешать нормальному функционированию бизнеса. Сотрудники не желают делать работу, которая, как им кажется, выходит за рамки их обязанностей. Эту же работу не желают делать и другие сотрудники – по тем же причинам. По прошествии нескольких месяцев хозяин осознает, что его схема не идеальна и разрабатывает новую схему, которая устраняет недостатки предыдущей, давая большую свободу подчиненным в принятии решений. Решения эти не всегда оказывается правильными и хозяину приходится вмешиваться, принимать собственные решения, заниматься рутинными делами, что возвращает ситуацию в первичное состояние. Осознав это, хозяин… Вывод: Хозяин-Додон и успешная компания – понятия почти несовместимые. Господин ДаЕсть люди, которые по складу характера не способны прямо сказать «нет». Внешне вполне решительный и уверенный в себе человек, он в самом крайнем случае сделает выговор или скажет «нет» по телефону – и то лишь потому, что телефонный разговор можно прервать в любую минуту. Обычная практика «робкого тирана» – действовать через менеджеров, которым и достается неприятная обязанность объяснять своим сотрудникам, что ими недовольны, что они переведены в другой отдел, им объявлен выговор или они уволены. Господин Да не в состоянии сказать «нет» и на переговорах. Даже если его категорически не устраивают условия и цены, он говорит, что ему нужно все проанализировать. В общении использует туманно-подтверждающие фразы: «Почему бы нет?», «Не вижу проблем», «Это интересное предложение», после чего направляет посетителей к своим подчиненным, которым дает четкую инструкцию послать их подальше. ПатронЕго долг – кормить работников и защищать от внешних угроз. Их долг – оказывать услуги патрону, когда он это потребует. Тип распространен в России, в бывших советских республиках, в Азии, Африке. Работники находятся под защитой структуры, в которой они работают. Человек без патрона гол и уязвим. Честная, ревностная служба предполагает ответное отношение, в случае опасности работника защитят: «Мы своих в обиду не дадим». Стиль управления Патрона – патриархальный. Сам награждаю, сам наказываю, сам выругаю, сам похвалю. Верность Патрону – главный критерий профессиональной пригодности работника. Работник может ошибаться, может быть некомпетентным, ленивым, но Патрон простит ему многое, если уверен в его преданности. Контролеры и инвентизаторыКаждое утро начинают с утомительных планерок, каждый вечер заканчивают утомительными совещаниями. Ежедневно изучают сведения об опозданиях или отлучках во время рабочего дня. Не жалеют денег на системы мониторинга и видеонаблюдения. Вводят жесткий контроль за перекурами и «бесполезным» перемещением по офису. Обожают корпоративные кодексы и дресс-коды. Периодически устраивают набеги на кабинеты и фронт-офисы, чтобы проверить, как выполняется приказ о форме одежды и допустимом количестве и цвете косметики на лицах сотрудниц. Не пропуская ни одной детали, участвуют в обсуждении сценариев для корпоративных вечеринок. Отслеживают рутинную деятельность всех подразделений. Требуют предоставлять отчеты о промежуточных этапах выполнения заданий. Их интересует, сколько кофе потребляют сотрудники (если в офисе есть кофейные аппараты) и как много туалетной бумаги (и какого качества) закупается для служебных туалетов в пересчете на месяц. Им нравится принимать все решения и знать все, что происходит в их структуре. Харизматик, или прирожденный хозяинИсторические примеры: Александр Македонский, Цезарь, Наполеон, Черчилль, Суворов. Может быть демократом и тираном. Может быть непоследовательным, экцентричным, бережливым, расточительным, может обманывать или давать заведомо невыполнимые обещания – но люди все равно будут идти за ним и верить его самой откровенной лжи. Верить, даже зная, что это ложь. Окружающие, не желая этого, копируют его жесты, манеру говорить. Даже когда таких хозяев ненавидят, то эта ненависть всегда смешана с восхищением: «Конечно, мерзавец. Но мерзавец просто выдающийся!». Харизма или есть, или нет. Никакие тренинги не сделают нас Дональдом Трампом или Стивом Джобсом. Умный хозяинПостулат: хозяин всегда умнее своих работников. Следствие: все работники глупее, чем их хозяин. Это не преувеличение. Это констатация факта. Будучи наемным работником, я не раз с досадой замечал, что мой начальник видит дальше и острее меня, причем не только при обсуждении профессиональных вопросов, но и в разговорах на обычные, даже бытовые темы. В его присутствии я словно глупел. Позже я проверил свои наблюдения, уже перейдя на руководящую сторону баррикады. Почти во всех ситуациях я находил решение быстрее подчиненных. Конечно, я мог бы отнести это на счет своей незаурядности, но я хорошо помнил, что не всегда был таким сообразительным. Объяснения просты. Высоко сижу, далеко гляжу Хозяин имеет намного больше информации, чем любой из его подчиненных. Он придумал и продолжает придумывать свой бизнес. Поэтому хозяин видит или, по меньшей мере, чувствует перспективу. У него есть планы и намерения, о которых знает только он. Поэтому работники не могут оценить разумность или неразумность его решений. Каждый наблюдал по телевизору, как ведут себя министры на встрече с главой государства. Красноречивые, умные, волевые люди запинаются, как школьники. Трудно быть раскованным с человеком, от которого ты полностью зависишь. А вот сам хозяин свободен в своих мыслях и речениях. Он может произносить длинные монологи, рассказывать истории, шутить – зная, что все его истории будут выслушиваться с предельным вниманиям, а шутки – встречаться радостным смехом. Он умный, потому что умнее Но даже если некоторые работники не подавлены аурой хозяина и искренне считают его решения неправильными (пусть и не говорят об этом, не желая рисковать и выглядеть умнее хозяина), то следует иметь в виду еще одно важное обстоятельство. Значит, есть в любом хозяине нечто, превосходящее «умность» всех его людей. ТиранИсторические примеры: Нерон, Петр Первый, Генрих Восьмой, Мао Цзе-Дун, Николай I, Сталин. Многие крупные хозяева в начале своего пути были демократичны и доступны. Но все это преходяще. Прежние вольные отношения на равных начинают вредить делу. Друзья, входящие без доклада, обращающиеся на «ты», снижают авторитет хозяина, особенно в глазах новых работников, которые тоже начинают видеть в нем такого же человека, как они сами. Сотрудник, закончив тяжелую работу, реализовав сложный проект, облегченно вздыхает: он не будет наказан. Стиль управления сводится к одному-единственному постулату: «Потому что я так хочу!». «Его величество сегодня не в духе» Тиранические натуры держат своих сотрудников в подвешенном состоянии. Они любят угрожать лишением премии или снижением зарплаты, повторяют, что незаменимых людей нет, устраивают частые проверки и аттестации. Нервозное состояние и неуверенность в завтрашнем дне – этими словами можно описать рабочую атмосферу в таких структурах. Для подчиненных общение с тиранами – мучение и искусство одновременно. С тиранами нельзя просто поговорить, просто изложить аргументы, просто поспорить. Подчиненным необходимо прибегать к разнообразным ухищрениям. Если сотрудник хочет получить согласие на свой проект, он должен «найти подход», «улучить минуту», «поймать настроение», провести разговор так, чтобы хозяин решил, что это его собственная мысль, а не навязанная извне. Процесс – ничто. Результат – все Генри Форд, Джон Рокфеллер, Эндрю Карнеги построили самые преуспевающие компании Америки. Они были жесткими, а порой жестокими руководителями. Люди любят удачливых вождей, даже это тираны. Если точнее: успешные вожди почти всегда были тиранами. Добрые хозяеваЩедрые и великодушные Они охотно «входят в положение», отпускают сотрудников по личным делам, легко дают отгулы, соглашаются на гибкий график, даже если это мешает делу. Произвольно сокращая рабочий день, повышая зарплату, умножая бонусы, держа бесполезных сотрудников, такие владельцы расходуют деньги, на которые могли бы нанять более квалифицированных работников, и снижают конкурентоспособность своей компании. Но если у хозяина нет больших амбиций, если его устраивает размер бизнеса, а дружески-семейная атмосфера для него важнее, чем потогонно-прибыльная, то подобное отношение к сотрудникам вполне оправдано. Рефлексирующие «Кто слишком боится ненависти, не умеет управлять» Среди владельцев бизнеса и руководителей (особенно это относится к новичкам) немало таких, кто с большим трудом принимает решения, касающиеся наказаний. Они подолгу анализируют, не слишком ли они были резки в разговоре, что думают о них подчиненные, пользуются ли они авторитетом. Поэтому им просто необходимо завести Штатного Злодея. Жесткий заместитель делает всю грязную работу, контролирует и наказывает, делает выговоры и внушения, а хозяин может оставить себе право поощрять и награждать, воодушевлять и сообщать хорошие новости. Рефлексирующих хозяев не так уж много. После года работы они или уходят из бизнеса, или приобретают необходимую толстокожесть. В противном случае хозяин просто не выдержит постоянного стресса, с которым сталкивается любой руководитель. Выводы для хозяевВы можете быть тираном, демократом, вздорным и неприятным человеком, принимать решения после тщательного обдумывания или по наитию, руководить коллегиально или ни с кем не советуясь – все это не имеет никакого значения, если вы создали успешный бизнес. Если же результаты неудовлетворительны, то проанализируйте работу своих сотрудников, их квалификацию, ассортимент своих товаров и услуг, ценовую конкурентоспособность, сбытовую, рекламную и маркетинговую политику, но главное – не забудьте включить в число факторов, влияющих на доходность компании, самого себя. Возможно, вы и есть слабое звено в вашем бизнесе, истинная причина всех проблем. Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|