19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 07:37:27
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

МСФО в Беларуси: проблемы и перспективы



добавлено: 24-10-2013
просмотров: 5391
Принятие нового Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон) направлено на значительные изменения действующего законодательства в сторону его максимального сближения с МСФО. Данная инициатива парламентариев несомненно улучшит имидж Беларуси в глазах потенциальных инвесторов, расширит круг пользователей финансовой отчетности, а также позволит повысить профессиональный уровень бухгалтеров и иных специалистов. В то же время любые изменения не могут происходить безболезненно. Перемены создают новые актуальные проблемы, для решения которых необходимо приложить определенные усилия.

О НОВИЗНЕ ЗАКОНА

Новым Законом значительно расширен спектр субъектов хозяйствования, обязанных составлять отчетность по МСФО. Ранее требование обязательной отчетности по МСФО распространялось исключительно на банки. Банковская система первой продемонстрировала возможность интеграции международных стандартов в банковский бухгалтерский учет. Ряд предприятий и организаций также составляли отчетность по МСФО, но на добровольной основе в связи с требованиями инвесторов и (или) кредиторов. Со вступлением в силу Закона (начиная с 2016 года) требование составлять отчетность по МСФО (как и публикация такой информации) становится обязательным в отношении всех общественно значимых организаций.

Согласно ст. 1 Закона к общественно значимым организациям относятся открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами по отношению к дочерним хозяйственным обществам, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также страховые организации.

При этом открытые акционерные общества, которые имеют инвестиции в дочерние компании (и (или) унитарные предприятия), обязаны составлять консолидированную отчетность по МСФО на ежегодной основе. Кого касается это правило? Согласно п. 1 ст. 105 Гражданского кодекса Республики Беларусь дочерним является общество, если другое (основное) общество в силу преобладающего участия в его уставном фонде, либо в соответствии с условиями договора, либо иным образом имеет возможность определять решения. Данная терминология соответствует требованиям МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», вступившего в силу с 1 января 2013 г.

Серьезным прорывом стала и обязанность публиковать данные об итогах работы. Ранее даже предприятия, составляющие отчетность по МСФО в добровольном порядке, не размещали ее в открытом доступе. Согласно новым требованиям (абз. 2 п. 4 ст. 17 Закона) общественно значимые организации начиная с 2016 года будут размещать отчетность по МСФО на сайте компании не позднее 31 июля года, следующего за отчетным.

Публичность даст возможность сравнивать предприятия на локальном и международном уровне, а также проводить более глубокий финансовый анализ не только собственникам предприятия, но и другим заинтересованным сторонам. Отметим, что основной интерес к данной отчетности проявляют внешние пользователи: существующие и потенциальные инвесторы, а также кредиторы.

Наравне с вышеописанными нормами были внесены изменения и в законодательство, регулирующее аудиторскую деятельность в Республике Беларусь. Так, согласно ст. 17 Закона от 12.07.2013 № 56-3 «Об аудиторской деятельности» годовая отчетность общественно значимых организаций, составленная в соответствии с МСФО, ныне подлежит обязательному аудиту. В свою очередь, к аудиторским организациям, планирующим проводить такие проверки, также предъявляются особые требования: в штате должно состоять не менее двух специалистов, имеющих подготовку в области МСФО.

О КАДРОВОМ ДЕФИЦИТЕ

С увеличением количества организаций, составляющих и публикующих отчетность по МСФО, а также с появлением новых требований к аудиторским организациям вырастет необходимость в специалистах, обладающих знаниями в этой сфере. Необходимы профессионально подготовленные кадры, которые обладали бы достаточными знаниями МСФО для того, чтобы составлять, читать отчетность, трактовать стандарты и операции в рамках МСФО.

Косвенные данные позволяют говорить об остром дефиците специалистов в МСФО. Официальная информация об обладателях сертификатов ДипИФР или какой-либо другой квалификации, подтверждающей знание МСФО, в Республике Беларусь отсутствует. Однако известно, что полную квалификацию АССА в нашей стране получили лишь 36 специалистов, около половины из которых работают в международных аудиторских компаниях «большой четверки».

Имеющегося числа специалистов недостаточно для текущих и будущих потребностей рынка Беларуси. Одна лишь банковская система насчитывает 32 кредитных учреждения, каждое из которых обязано составлять и публиковать отчетность по МСФО. Кроме того, согласно информации, размещенной в различных отчетах Минфина, в Беларуси зарегистрировано 25 страховых компаний и 2 274 открытых акционерных общества, часть из которых подпадает под требование нового Закона.

О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ

Подготовка кадрового резерва возможна как в Беларуси, так и в других странах СНГ. Обучение в близлежащих странах сопровождается дополнительными временными затратами и командировочными расходами. Кроме того, преподаватели зачастую не имеют практического опыта составления отчетности по МСФО на белорусских предприятиях и не знают специфики белорусского законодательства о бухгалтерском учете.

На сегодняшний день пройти специальное обучение в области МСФО можно и в Минске. Обучающие организации проводят различные семинары, курсы о МСФО, а также подготовку для получения международных квалификаций. Среди прочих, есть возможность получить наиболее престижные: полную квалификацию АССА и ДипИФР (АССА). Наличие данных квалификаций означает подтвержденные знания и практические навыки применения МСФО, а также способность составлять и читать финансовую отчетность по международным стандартам.

Помимо международных квалификаций, существуют тренинги и семинары по МСФО, разработанные специалистами, имеющими опыт практического внедрения и применения МСФО на белорусских предприятиях.

Экзамены АССА (включая ДипИФР (АССА)) проводятся 2 раза в год. Если получение полной квалификации в среднем занимает 3–4 года, то ДипИФР (АССА) — полгода. Прочие тренинги и семинары по МСФО проводятся на периодичной основе.

Подготовка квалифицированной команды основная, но не единственная мера. Кроме теоретической подготовки специалистам нужно совершенствовать полученные навыки и знания на практике, что может занять продолжительный период времени. Впоследствии могут возникнуть дополнительные задачи, например, необходимость специального или адаптированного программного обеспечения.

Успех начинается с команды профессионалов. Своевременная подготовка кадрового состава позволит выполнить требования законодательства и инвесторов, не прибегая впоследствии к помощи сторонних организаций в подготовке отчетности по МСФО, позволит наладить процесс консолидации.

 

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.100 сек.
Яндекс.Метрика