20 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 11:50:57
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Вы возьмете на работу шофером того, кто вчера с первой попытки сдал на права?



добавлено: 30-10-2013
просмотров: 2707
Иногда вроде бы все идет тихо-мирно, изо дня в день идут рутинные операции – и вдруг на стол руководителя ложится пачка заявлений на увольнение. Неожиданно...

«За одного битого двух небитых дают», – почему так гласит пословица?

— Все мы приобретаем и закрепляем жизненный опыт, набивая шишки и анализируя собственные ошибки. Сколько бы ни читать умных книжек, ни изучать опыт коллег – все равно многие вещи проверяются только на практике. Какого водителя вы бы наняли на работу: того, кто закончил на отлично автошколу и вчера с первой попытки получил права, или того, кто имеет уже 10-летний стаж вождения вместе с неизбежными штрафами за нарушения и небольшими авариями? Думаю, что если штрафы были не за пьяную езду, а аварии без пострадавших – большинство предпочтет второго кандидата. Вот так и с руководителями проектов.

Самые замечательные бизнес-планы несовершенны... Почему нельзя все учесть?

— Одно из свойств проекта, отличающих его от других видов человеческой деятельности – это уникальность. Возможно, кто-то когда-то уже выполнял отдельные операции, которые составляют новый проект, но все вместе в их взаимосвязи – никто и никогда. Значит, бизнес-план – всего лишь прогноз. Прогноз не может сбыться на все 100. Проектная деятельность все равно является недетерминированной, в ходе самого проекта возникает столько внешних факторов, что учесть их все невозможно.

Какие ошибки компаний-коллег или из бизнес-литературы вас научили, и чему?

— Несмотря на мой ответ на первый вопрос, естественно, и бизнес-литература, и опыт коллег являются важными источниками информации. Они создают базу
для любого менеджера. Важно пройти собственный путь проб и ошибок, но, не имея базы, часто лучше и не стартовать. К примеру, альпинист покоряет все более сложные вершины, иногда совершая ошибки, сбиваясь с пути – но глупо выходить на маршрут без снаряжения.

Чужой опыт научил нас, к примеру, вот такому простому правилу (которое, несмотря на простоту, соблюдают далеко не все): нужно продолжать вкладывать деньги в те проекты, которые уже принесли деньги. И переставать вкладывать средства в проекты, которые на ранних стадиях принесли незапланированные убытки.
Часто же происходит по-другому: «Вам не хватило денег? Добавим вам еще. А вы и так прибыльны? Зачем же мы будем в вас дополнительно инвестировать?».

Когда не стоит начинать новый бизнес-проект?

— Это несколько странный вопрос, т. к. параметров, влияющих на решение о начале бизнес-проекта, бесконечное множество. И все же я рискну ответить: необходимым условием для начала бизнес-проекта является наличие лидера этого самого проекта. Человека, у которого горят глаза. Человека, который думает о будущем проекте, ведя машину, гуляя с ребенком, просыпаясь среди ночи. Если такого человека нет – другие параметры можно не анализировать. Пустая трата времени.

Когда не поздно остановиться?

— Остановить неудачный проект не поздно никогда. Весь мой опыт показывает, что отсрочка в принятии непопулярных решений лишь продляет «муки больного».
Чем раньше стороны проекта (заказчики, спонсоры, исполнители) договорятся о «мирной остановке» и минимизации убытков – тем лучше будет всем.

Когда ошибка или даже провал ценнее, чем отсутствие риска?

— В ситуациях застоя, которые надо взорвать изнутри. Причина в том, что застой часто потенциально опаснее, чем неудачи.
Иногда вроде бы все идет тихо-мирно, изо дня в день идут рутинные операции – и вдруг на стол руководителя ложится пачка заявлений на увольнение.
Неожиданно оказывается, что самые ценные сотрудники не хотят спокойной жизни, размеренной рутине предпочитают новые вызовы – а вы их обеспечить не можете.

В этих условиях новые амбициозные проекты часто помогают сохранить команду, выявить новых лидеров, способствуют зарождению новых идей, из которых потом и возникают новые бизнесы.

Расскажите о неудачных проектах…

— Как-то, готовясь к проведению семинара по проектному управлению, наткнулся на такую статистику (середины 2000-х): в мире с превышением сроков и/или бюджета завершаются около 70 % проектов. С одной стороны, проекты как семья: каждый «несчастлив» по-своему. С другой стороны, причины обычно достаточно стандартны: где-то не предусмотрели все риски, где-то постеснялись сказать заказчику: «Нет, ваше пожелание не реализуемо в предлагаемые сроки даже за очень большие деньги» и т. д. Все банально.

А провальных?

— Провальными я бы назвал проекты, в которых результат, предъявляемый исполнителем, и на его взгляд успешный, кардинально расходится с ожиданиями заказчика/инвестора/спонсора. Т. е. вроде бы все идет хорошо, тратятся деньги, человеческие ресурсы, а потом: «Бах! Мы ожидали совсем другого!». Такое было и в нашей практике. В таких ситуациях виноваты обе стороны, но все-таки большая ответственность лежит на исполнителе. Именно там работает руководитель проекта, профессионал, на которого положился заказчик. И неизвестно, что в такой ситуации лучше: долгие судебные тяжбы сторон по поводу того, признавать ли результат значимым и требующим вознаграждения, либо реакция со стороны заказчика: «Хорошо! Я принимаю результаты, хоть все равно и не смогу их использовать. На этом наши отношения закончены».

Нельзя дважды войти в одну и ту же реку в одном и том же месте в одно и то же время (Платон)... А ошибки ведь порой мы совершаем похожие, почему?

— Не бывает двух одинаковых проектов по определению, поэтому не бывает одинаковых ошибок. Но если, действительно, один и тот же человек совершает похожие ошибки – возможно, ему стоит сменить вид деятельности.

Когда стоит повторно «дать порулить» провалившему проект руководителю?

— Руководитель проекта – не сапер. Провал проекта еще не свидетельствует о его профнепригодности. Нужно спокойно провести анализ неудачи, указать руководителю проекта на ошибки, разобрать вместе с ним другие возможные сценарии поведения в возникавших ситуациях. И если ошибки осознаны – поручить ему новый проект.

Как защитить себя от чрезмерных переживаний неудач?

— Любой профессионал будет переживать неудачи. Однако сделать это проще, если ты не один, рядом команда, члены которой поддерживают друг друга.

А что делать с сотрудниками «участвовавшими» в провальных проектах?

— Они поддерживают тебя, ты поддерживаешь их.

Как наказывать виновных? А как наказывать себя?

— Собственно, я уже ответил на эти вопросы ранее: наказание – последняя вещь, о которой должен думать руководитель. О воспитании (одним из элементов которого может являться наказание), как известно, должны заботиться «семья и школа». А в проектном бизнесе формируется команда единомышленников.
Те же, кто был отторгнут командой, либо их не устроила команда, ищут для себя другие проекты, отделы, компанию. Или вообще другое приложение усилий.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика