Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Деловая политика и военное искусство в современном управленииHaталья Baсильeвна Самoyкина Источник: Элитариум добавлено: 31-10-2013
просмотров: 3282 В современном бизнесе можно выделить два ведущих фактора: профессионализм и деловую политику. Политическая сторона взаимодействий с вышестоящим руководством, линейными руководителями, коллегами, подчиненными и обслуживающим персоналом занимает в среднем от 40% до 80% рабочего времени. Политика присутствует везде, где есть власть и деньги.
Какой из этих двух факторов больше влияет на построение успешной карьеры? Если профессионал пренебрегает политикой, он вряд ли построит успешную карьеру. Его движение вверх может быть устойчивым, но не высоким: в деловой жизни хорошо относятся лишь к «чистым» профессионалам, далеким от конкурентной борьбы. С другой стороны, он будет востребован на рынке и получит удовлетворение от работы. Если же работник занимается только политикой, являясь слабым специалистом, на какое-то время он сможет обеспечить себе карьеру, но со временем его обязательно «раскусят». Постоянная конкурентная «битва», которую он вынужден вести, и неуверенность в себе как профессионале связаны с тяжелым, изматывающим стрессом. Теоретически хороший профессионал и грамотный политик — лучшее сочетание для успешной карьеры. Однако на практике такое сочетание встречается нечасто; обычно подбирается команда, в которой работают «политики» и «профессионалы».
Без личной власти руководителя и без его влияния на ситуацию в компании или подразделении работа руководителя будет обречена на провал. Абсолютной власти не существует. Власть руководителя ограничена следующими факторами:
В зависимости от целей и направленности личной власти выделяют два типа руководителей:
Разумеется, «чистые» психологические типы в реальной жизни встречаются редко, но перевес корпоративных либо индивидуальных целей в работе руководителя коллеги и подчиненные всегда понимают и чувствуют. Власть всегда связана с интересами. Чтобы понять, к какому типу относится руководитель, необходимо выяснить его интересы: к чему он стремится, чего добивается, чему радуется и чему огорчается. В деловой жизни можно выделить три группы управленческих интересов: профессионально-корпоративные, личные и индивидуальные.
Руководитель постоянно осуществляет борьбу за свою личную власть. Наиболее остро эта задача встает перед ним в периоды смены руководства. Сохраняя свою личную власть, управленец тем самым отстаивает свое направление в работе, своих сотрудников, которые находятся у него в подчинении, своих клиентов и партнеров, которые взаимодействовали с ним многие годы. Поддерживая свою личную власть, руководитель постоянно осуществляет ситуативный анализ по расстановке сил, выделяя, с одной стороны, единомышленников и «соратников», а с другой — противников и «врагов». Единомышленники и «соратники» выделяются по принципу наличия общих, совпадающих целей и интересов. Для усиления власти опытный руководитель стремится к созданию собственного кабинета единомышленников — группы людей, управленческих работников или сотрудников, объединенных общими целями и интересами. Кабинет единомышленников может быть организован как внутри подразделения, которым управляет руководитель, так и вне его.
Таким образом, в каждой компании всегда выделяются разные кабинеты единомышленников и всегда есть скрытая или открытая борьба или конкуренция группировок. Деловая политика руководителя всегда строится на основе управления конкурирующими группировками, существующими в компании. Следовательно, для него управление конкуренцией между группировками выступает одним из основных политических способов управления персоналом компании.
Мотивация профессиональной деятельности делового человека, занимающего любой статус в компании, всегда связана с его стремлением к расширению своего личного влияния на сотрудников. Если влияния добивается тот или иной менеджер, это создает ему возможность эффективного исполнения его приказов и распоряжений. Если за влияние борется руководитель среднего звена или подчиненный, влияние выступает способом получения доверия со стороны руководства и выделения материальных, человеческих и временных ресурсов под планируемые проекты. Кроме личного влияния, в деловой политике присутствует фактор профессионального влияния, когда руководитель или сотрудник составляет служебную записку, готовит доклад или проектные документы. В российской практике управления часто бывает так, что, если не подкрепить действие проектных разработок своим личным влиянием, они могут быть не приняты руководством компании. В результате будет утвержден проект, разработанный конкурирующей группировкой.
Влиятельность — это способность руководителя влиять на ситуацию в компании или подразделении. Влиятельность руководителя имеет определенный уровень — высокий и низкий. От мнений, позиций и решений руководителей, обладающих высоким уровнем влиятельности, зависит направление деятельности, успешность и развитие компании. Соответственно, руководители, обладающие низким уровнем влиятельности, в меньшей степени определяют степень успешности работы компании. Влиятельность и профессионализм — это разные понятия. В компании может стать влиятельным руководитель, имеющий низкую компетентность. Руководитель же, имеющий профессиональные знания и опыт, может испытывать дефицит влиятельности в компании. Влиятельность руководителя отражается в его рейтинге внутри компании — оценке его большинством работников, его популярности, в том, кого у него больше — друзей или врагов. Кроме организации кабинета единомышленников, борьбы с конкурирующими группировками и ситуативного анализа, руководитель занимается деловым мониторингом и контролем границ своего влияния. Руководитель не проявляет дополнительной активности, если границы его власти остаются стабильными. Он начинает политическую работу, если границы его власти начинают изменяться — сужаться вследствие повышения активности его конкурента или расширяться по причине снижения активности конкурента. Для начала политической борьбы руководитель должен иметь критерии оценки ситуации. Опытные руководители опираются на три группы критериев: профессиональные, статусные и психологические.
Применение средств военного искусства в бизнесе считается оправданным, если исчерпаны другие политические методы. Менеджмент компаний, активно применяющий средства военного искусства, как правило, отличается повышенной агрессивностью на рынке, а также жесткой борьбой за статус и влияние внутри компании. Неумелое обращение к средствам военного искусства, особенно если это связано с неумением строить грамотные политические взаимодействия, разрушает и самого «воина». Он все время находится в напряжении, собирает на всех «компроматы», всем угрожает, постоянно демонстрирует свой агрессивный стиль, чтобы скрыть некомпетентность, и т. п. Такой человек пребывает в перманентном стрессе, взвинченном и невротическом состоянии, которое отрицательно сказывается на его психическом и физическом здоровье. Тем не менее, некоторые стратегические идеи военного искусства могут быть безусловно полезны как в управленческой, так и конкурентной борьбе. По законам военного искусства выделяют два типа отношения к войне: римский и варварский. Римский стиль характеризуется такими моментами:
Варварский стиль:
В числе некоторых наиболее популярных принципов ведения бизнеса, заимствованных из военного искусства, можно выделить следующие:
Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|