20 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 08:04:24
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Cтроить интеграционные процессы на финансовом рынке нужно на основе лучших практик



Сулейменов Тимур
Источник: Журнал "Рынок Ценных Бумаг"
добавлено: 26-11-2013
просмотров: 2910

Интервью с членом коллегии (министром) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимуром Сулейменовым.

РЦБ: Перед ЕЭК стоит задача интеграции финансовых рынков трех государств: Беларуси, Казахстана и России. Чего, на Ваш взгляд, удалось достичь в этом направлении за 2012—2013 гг.?

Т. С. Базовые соглашения ЕЭП говорят о необходимости создания условий, обеспечивающих к 2020 г. взаимное признание лицензий и других разрешительных документов всех участников финансовых рынков. Под финансовыми рынками мы понимаем банковскую, страховую сферу и рынок ценных бумаг. Также согласно базовым соглашениям ЕЭП мы должны обеспечить обращение ценных бумаг эмитентов трех стран на любой бирже этих стран — создать единый паспорт эмитента и сделать последующие технологические и нормативные шаги по осуществлению возможности покупки-продажи бумаг и беспрепятственного размещения эмитентов на всех площадках. Соглашения, принятые в 2010 г., играют роль базового закона, в процессе реализации которого необходимо принимать более узкие отраслевые законы, постановления правительств, решения Комиссии и т. д., а также развивать дальнейшие отраслевые соглашения.

В Советском Союзе не существовало финансовых рынков в современном понимании. И если в других секторах экономики, например в промышленности, существует единая база и стандарты, облегчающие интеграционную работу, то в отношении финансовых рынков каждый двинулся с нулевой точки по-своему, по­этому за 20 лет были созданы во многом не идентичные, не похожие друг на друга системы. Коренным образом они не отличаются, поскольку есть лекала, выработанные другими странами и международными организациями, но разнятся многочисленными деталями и способами реализации. В ближайшей перспективе необходимо гармонизировать все, что особенно «разгармонизировано», и в первую очередь предстоит гармонизация и сближение законодательств. Прежде чем понять, как будут функционировать финансовые организации на едином рынке, необходимо задать максимально сближенные правила (от понятийного аппарата до пруденциальных нормативов и требований к квалификации персонала и деловой репутации руководящего состава), чтобы не оставалось «белых пятен» и места для регулятивного арбитража.

По данному направлению мы разработали базовое соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках, в котором прописаны блоки законодательства (понятийный аппарат, вопросы информационного обмена, контроля и надзора), а также этапы их гармонизации. Если все пойдет по плану, в этом году данное соглашение будет подписано на правительственном уровне (этот документ сегментирует все национальное законодательство и прописывает механизмы его гармонизации). В развитие данного соглашения будет принят План гармонизации. Это отдельный документ, который должен утверждаться Советом Комиссии на уровне вице-премьеров, в нем будет прописан конкретный порядок действий по гармонизации различных сегментов финансового права с указанием нормативно-правовых актов, а также органов, ответственных за приведение всего этого к единому знаменателю. После утверждения этого плана настанет этап практической работы национальных ведомств и Комиссии. Для этого в ЕЭК организован департамент финансовой политики, а для обеспечения интерактива и координации работ с гос­органами сторон и бизнесом в рамках Консультативного комитета по финрынкам создана отдельная рабочая группа по гармонизации.

Другим важным аспектом на пути интеграции финансовых рынков является информационный обмен. Чтобы допустить на свой рынок какую-либо финансовую организацию, нужно быть уверенными, что она зарегистрирована по тем же правилам, отвечает таким же лицензионным и квалификационным требованиям, сдает ту же самую отчетность и соответствующим образом проходит проверку. Этот аспект должен быть урегулирован гармонизацией на всех этапах жизни предприятия или финансовой организации — от его создания и до проверки контрольными уполномоченными органами.

Применение единых правил, подготовленных регуляторами, не будет эффективно без информационного обмена, подтверждающего соответствие того или иного конкретного юридического лица этим правилам (это могут быть конкретные запросы о структуре акционерного капитала, о возможных нарушениях в юрисдикции и т. д.). Второе важное направление информационного обмена — соглашение об обмене между странами информацией, в том числе конфиденциальной (скорее всего, данное соглашение будет подписано до конца года). В этом документе будет прописано, какой информацией страны обязаны обмениваться по запросу. И поскольку мы создаем единый прозрачный рынок, регулятору одной страны нельзя будет не предоставить конфиденциальную информацию по конкретной финансовой организации регулятору другой страны, аргументируя это коммерческой тайной. Таким образом, два базовых документа, необходимых для приведения всех нормативных актов к единому знаменателю, уже разработаны, технически согласованы и должны быть подписаны до конца года.

РЦБ: Какие основные задачи будут заложены в соглашении о финансовой интеграции на 2014—2015 гг.?

Т. С. В первую очередь создание единого понятийного аппарата, лицензионных, квалификационных требований и требований к персоналу. С 2017 г. планируется переход к вопросам пруденциального регулирования и достаточности капитала. Третий этап — 2018—2020 гг. — это решение вопросов отчетности, контроля и надзора. Эти этапы похожи на жизненный цикл финансовой организации: регистрация, лицензирование, получение разрешения на осуществление профессиональных функций руководителями компании, руководство определенными нормативами в ходе работы, сдача отчетности регулятору, осуществление надзора за деятельностью организации.

РЦБ: Получается, что своей деятельностью вы вторгаетесь в полномочия трех регуляторов. Какими Вы видите перспективы взаимодействия с национальными регуляторами и разделения полномочий и как это происходит сейчас?

Т. С. Любые новеллы — это дополнительная работа, которая ни у кого не вызывает восторга, даже если она не связана с делением полномочий. Никто не любит резких потрясений, даже если в будущем они принесут экономические выгоды. Но в то же время нельзя сказать, что у нацио­нальных регуляторов на нас аллергия. Они понимают, что есть оперативная работа (никто не снимает с них ответственности за денежно-кредитную и валютную политику), но есть и стратегическая, которая заключается в создании единого финансового рынка для обеспечения проведения национальной политики и облегчения решений накопившихся проблем. У нас есть активное содействие со стороны регуляторов всех трех стран — все активно участвуют в Консультативном комитете по финансовым рынкам и рабочих группах. На Консультативном комитете мы координируем в национальном нормотворческом процессе моменты, связанные с нашими тройственными отношениями. Не случайно комитет занимается, в том числе, и анализом проектов нормативных документов: при принятии каждой страной нормативных актов, способных повлиять на ситуацию на рынках стран-союзников, нужно обязательно согласовывать эти документы на данных комитетах (советах). Изменения, напрямую касающиеся строящегося интегрированного финансового рынка, подлежат обсуждению, для этого подготовлена специальная площадка. Координированию национальных нормотворческих процессов, планов, программ и стратегий отдается большой приоритет. Мы даже задумываемся (пока это существует только на уровне идеи) о разработке общей стратегии развития всех наших финансовых рынков.

РЦБ: Но в будущем все-таки предполагается создание единого наднационального мегарегулятора. Как будут разделены полномочия между ним и национальными регуляторами?

Т. С. Обратимся к опыту Евросоюза: у них есть European Banking Authority (EBA) и ЕЦБ. Нам необходимо выбрать из этих двух концепций оптимальную модель. В ближайшем будущем, к 2015 г., будут приниматься решения по органам союза. Трудно сказать, как скоро будет принято решение по созданию финансового органа союза, поскольку это вопрос высшего политического уровня. Но мы видим необходимость его создания к 2015 г. На первом этапе в его полномочия войдет разработка гармонизированных правил, «связывание» национальных актов, законов и т. д. После вступления их в силу и достижения всеобщего признания он будет являться полноценным нормотворческим органом. Получит ли этот орган прямые надзорные полномочия (останавливать и выдавать лицензии и т. д.) — это вопрос среднесрочной перспективы.

РЦБ: Разные сегменты рынка во всех трех государствах развиты по-разному. По какой модели планируется проведение унификации? Предположим, волевым решением президента Казахстана будет оставить пенсионную систему под государственным контролем, а российского — сохранить рыночную модель. Управляющие компании получат унифицированные лицензии и возможность работать на обоих рынках, но в данной ситуации российским УК на рынке Казахстана будет делать нечего, а казахстанским наоборот…

Т. С. Наша работа будет проводиться в большей степени в отношении коммерческой деятельности, где бизнес оказывает свои финансовые услуги. Управление пенсионными активами — это вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в данном направлении мы будем предлагать общие стандарты, но сама пенсионная система — это вопрос бюджета и социальной ответственности конкретного президента перед гражданами своей страны. В это «влезать» мы уже не можем. Разумеется, сделать рынки открытыми абсолютно по всем параметрам не получится. Поэтому в разных странах по разным вопросам возможны некоторые исключения. Но по большинству услуг мы хотим обеспечить возможность финансовых организаций беспрепятственно работать на рынках друг друга без получения дополнительных национальных лицензий. При гармонизации законодательства мы будем использовать лучшую наработанную в этих странах практику или международную практику.

РЦБ: Начавшиеся интеграционные процессы вызывают интерес у профсообщества. С чем это связано: профучастники трех стран видят новые возможности или, наоборот, новые угрозы?

Т. С. И то и другое. Например, рынок перестрахования в Казахстане жестко зарегулирован: там есть требования к перестраховщику, пруденциальные требования, требования по рейтингу, куда российские компании практически не попадают (уровень странового рейтинга Казахстана сейчас выше такового России). Этот рынок интересен российским страховщикам и перестраховщикам, но Казахстан не готов его открывать. В одних вопросах бизнес заинтересован, а в других, например в банковской сфере, нет. Поэтому бизнес сам будет решать и давить, где выгодно, и тормозить там, где невыгодно, а наша задача вместе с регуляторами трех стран — выработать сбалансированный подход, не забывая и о потребительской стороне этого вопроса, направленной на улучшение качества услуг и их удешевление. У нас должен быть большой, емкий, прозрачный и конкурентный рынок, чтобы реальный сектор экономики получал от этого прямые финансовые выгоды.

РЦБ: Возможно, в ЕЭП войдет еще 2—3 страны, не приведет ли это на данном переходном этапе к еще большему усложнению интеграционного процесса и не сделает ли невозможным согласование интересов пяти государств?

Т. С. Может привести. Важно не рисовать будущее в розовых тонах. Безусловно, нельзя повторять ошибок европейцев.

РЦБ: Одна из главных задач происходящих интеграционных процессов — остановить миграцию финансовых рынков за границу. Считаете ли Вы, что такого рода мероприятия и создание единого биржевого пространства способны повернуть эти тенденции в обратную сторону?

Т. С. В одиночку ЕЭК не сможет переломить ситуацию. Как бы мы ни хотели, нельзя заставить милиционеров в Москве или Алма-Ате работать как положено или обязать миграционные ведомства стать дружелюбнее и изменить визовый режим, перевести всех на международные стандарты финансовой отчетности и бухучета, решить транспортные проблемы и т. д. Между тем перечисленные факторы влияют на инвестиционную привлекательность того или иного города или страны. Мы должны быть помощниками национальным правительствам и регуляторам и демонстрировать все выгоды от того, что МФЦ станет не только Москва и Россия, но автоматически и Казахстан с Белоруссией, а Алма-Ата, возможно, превратится в региональный центр, и ко всем процессам будут подключаться эмитенты и проф­участники всех трех стран. Но в целом вопрос инвестиционной привлекательности крайне сложный и не только лежит в плоскости финансового регулирования, но и выходит далеко за пределы нашей компетенции.

РЦБ: Какую роль во всех интеграционных процессах вы предназначаете саморегулированию?

Т. С. Саморегулирование должно быть достаточно масштабным. Оно должно развиваться внутри страны, где саморегулирование сложилось как практика и доказало свою эффективность. Например, возможно, в будущем будет функционировать не российская или казахстанская аудиторские палаты, а евразийская аудиторская палата. Или останутся все три национальные палаты вместе с евразийской палатой, которая тоже будет выдавать лицензии и обеспечивать своим сертификатом допуск на рынок тому или иному профессионалу. Этот вопрос также стоит в плане гармонизации. Четко сформулированной концепции о роли СРО на интегрированных рынках пока нет. В этом аспекте также будет применяться общий принцип распространения лучшего опыта всех трех стран или международной практики.

РЦБ: Как Вы видите оптимальное сочетание банковского капитала, частных инвестиций и рынка коллективных инвестиций для интенсивного экономического развития?

Т. С. Идеального сочетания, наверное, нет. Нельзя считать правильной казахстанскую систему, где единственным источником финансирования является банковский кредит, предпринимаются некоторые попытки в направлении государственно-частного партнерства, рынок ценных бумаг слабо развит, мало эмитентов и недостаточно ликвидности. Увеличение доли фондового рынка должно происходить везде, в том числе и в России. Помимо понятного механизма появления еще одного источника финансирования, ценнобумажный рынок имеет не менее важный общеоздоравливающий эффект. Возвращаясь к общеэкономическим проблемам, следует сказать, что у нас катастрофически низкий уровень конкурентоспособности, начиная с производства и заканчивая продукцией. Во многом это связано с жизнью не по средствам: получаем зарплаты как в Европе, но выпускаем в 3-4 раза меньше продуктов и услуг. Все инструменты необходимо развивать, в том числе и банковский сектор, долевую и долговую часть рынка ценных бумаг, иначе будем зависеть только от банков. Главное — переходить от слов к делу.

РЦБ: Кризис 2008 г. был спровоцирован кризисом на рынке производных инструментов. Какова будет функция ЕЭК или последующего мегарегулятора в выстраивании таких рецептов интеграционного процесса, чтобы, с одной стороны, созидательно развивать рынок ценных бумаг, а с другой — локализовать элементы, имеющие разрушительный характер?

Т. С. Это входит в задачи построения единого финансового рынка и свода правил. Бизнес всегда будет стремиться к максимизации своего дохода и использованию более сложных инструментов во избежание лишних резервов. Регулятор, который будет все это гармонизировать и устанавливать правила, должен обязательно уделять этому серьезное внимание.

РЦБ: Планируете ли Вы участвовать в повышении уровня финансовой грамотности населения?

Т. С. Хотя эта задача и не является приоритетной, мы думаем над форматами организации обмена лучшими практиками трех стран в этой области.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.102 сек.
Яндекс.Метрика