28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 10:17:32
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Коучинг бывает разным - Виктория Токарева



Филипп Кульпин
Источник: Журнал "Управление персоналом"
добавлено: 06-12-2013
просмотров: 2650

— Эмоциональная компетентность. В чем особенность данного направления в коучинге?

— Коучинг эмоциональной компетентности — это направление обучения сегодня считается наиболее современным и популярным. Однако сам термин «эмоциональная компетентность» ввел еще в 80-х годах прошлого столетия Даниел Гоулман в своей книге «Управление эмоциями».

Предложенная им коучинговая модель позволяет на первом этапе научиться понимать чувства других людей через осознание самих себя. На втором этапе мы постигаем науку управления своими эмоциями. Для принятия правильных жизненных решений важно идентифицировать свои эмоции: точно определив источник своего состояния, направить эмоциональный поток в нужное русло. Следующие обучающие блоки связаны с искусством управления человеческими отношениями. В том числе осваиваются компетенции работы в команде и сотрудничества.

Объективно понимая природу своих ощущений, мы в состоянии сохранить свое восприятие без искажения. Тем самым мы получаем возможность добиться внутренней гармонии и кардинально улучшить свои взаимоотношения с другими людьми. Нет ничего удивительного в том, что за три десятилетия эта модель обучения уверенно зарекомендовала себя в разных странах. В наше время тема достижения эмоциональной компетентности в повседневной жизни и в бизнесе является как нельзя более актуальной. Это не дань моде, но четкий ответ на рыночную потребность.

— Каким образом коучинг помогает достичь эмоциональной компетенции и научиться управлять собой? Какое значение имеют эти навыки в практической жизни?

— Как известно, эмоции в значительной степени влияют на все наше поведение. Когда мы не понимаем своих чувств, наши решения и действия находятся целиком и полностью во власти эмоциональных импульсов и провокаций. Подогреваемый стрессом, наш организм в определенный момент дает неожиданный выброс неконтролируемых эмоций. Даже самый сдержанный человек может неожиданно взорваться, наломать дров. Именно такие случаи разрушают близкие отношения, ломают карьеру.

Достижение эмоциональной компетенции — это, прежде всего, процесс осознания нашего душевного состояния, позволяющий понять, каким образом оно влияет на наши поступки. В процессе занятий коуч задает клиенту развивающие вопросы, которые позволяют человеку задуматься над тем, как он ощущает себя в каждый момент времени по отношению к другим людям, к разным событиям своей жизни.

В рамках индивидуальной программы внутреннего развития клиента коуч помогает ему осознать пути реализации целей, вероятные препятствия на этом пути, определить направление предстоящих действий над самим собой. В первую очередь, идет работа с блоком «осознание» и «управление собой». Когда эта деятельность осуществляется целенаправленно, включается механизм адаптивного контроля эмоций, происходит формирование навыка саморефлексии. В результате к человеку приходит спокойствие и уверенность в себе, достигается психическая устойчивость и внутренняя гармония, и, как следствие — конструктивные действия и правильные решения.

— Принято считать, что самоидентификация или «осознание собственных чувств» — наиболее сложный момент при формировании эмоциональной компетентности. Какой подход в данном случае может предложить коучинг?

— Практическая психология утверждает, если человек не понимает своих чувств, то понять чувства других людей он будет также не в состоянии. В то же время важнейшим инструментом нашей самоидентификации являются чужой взгляд, позиция — это «зеркала» других людей, отражаясь в которых, мы определяем себя как уникальную личность в мире, профессиональном и социальном. Эта диалектика души лежит в основе технологии коучинга, которая открывает клиенту глаза на самого себя, помогая ему взглянуть на себя таким, каким видят его другие люди.

В нашей повседневной и бизнес-культуре сегодня превалирует западный подход, в котором акцент делается на рациональных поведенческих характеристиках человека, а эмоции признаются «избыточным фактором» для выполнения шаблонных задач. Человек перестает задумываться над тем, что и как он делает в быту и на работе, шаблонное поведение становится привычкой. В этом случае процесс самоидентификации и самореализации приостанавливается, а человек, которому не удается раскрыть свой потенциал, испытывает неуверенность, неудовлетворенность собой и внутреннее стрессовое беспокойство.

Основной инструмент коучинга — развивающие вопросы, он запускает механизм осознания человеком собственных чувств, заставляя его взглянуть на свою жизненную или рабочую ситуацию под разными углами. Способность личности к осознанной самоидентификации позволяет ей не только планировать собственную карьеру, но и эффективно формировать систему личных психологических ресурсов. Таким образом, коучинговая поддержка клиента в процессе самоидентификации одновременно способствует формированию эмоциональной компетентности.

— Современные руководители убеждают себя и других в том, что эмоции сотрудников только мешают работе. Насколько, по Вашему мнению, уместно проявление эмоций на рабочем месте или их нужно всячески сдерживать?

— Многие топ-менеджеры, которые искренне верят в то, что эмоции на работе проявлять нельзя, просто не представляют себе, какие потери несут их компании в результате неразвитой эмоциональной компетентности сотрудников. Трудно даже вообразить убытки от ухода из компании морально немотивированных талантливых менеджеров, а соответственно, навсегда потерянных клиентов, неосуществленных проектов, сорванных контрактов.

Один из постулатов современного менеджмента утверждает: успех любой компании зависит от эмоционального настроя сотрудников, а их продуктивность связана не с уровнем профессиональных компетенций, но, прежде всего, с психологическим климатом в коллективе. Каким образом можно управлять эмоциями персонала, чтобы они способствовали не убыткам и разочарованиям, а развитию команды и процветанию компании?

Прежде всего, конечно, эмоциональная компетентность не предполагает выражения эмоций при каждом удобном случае, так же как и управление эмоциями — это не то же самое, что их подавление и сдерживание. Рационализация (подавление) эмоций означает только то, что человек в какой-то момент воспользовался своим разумом как временной преградой на пути эмоции, запретив своим чувствам открыто выражаться. Однако, несмотря на самообман, рано или поздно они обязательно найдут выход. При этом теряется доступ к информации, которую несут в себе эмоции, а восприятие сложившейся ситуации искажается. Человек начинает реагировать неадекватно, перенося вину за свои неудачи на других людей и сложившиеся обстоятельства или, наоборот, обвиняя себя во всех смертных грехах.

Правильный путь к управлению эмоциями заключается в том, чтобы перестать отрицать очевидное и прекратить придумывать искусственные правила. Ясно осознавая, какие именно эмоции испытывают в данный момент, реально оценивая ситуацию, возможные последствия своих поступков и решений, люди получают возможность сделать правильный выбор и избежать стресса. Само по себе понимание информации, передаваемой эмоциями, влияет на нашу трудоспособность, взаимоотношения, здоровье, в конечном счете на удовлетворенность работой и жизнью. Существует такое понятие, как конгруэнтность, когда человеческие чувства и мысли совпадают с поступками. В этом как раз и заключается психическое здоровье человека.

— Насколько необходим элемент эмоциональной компетентности, например, в командном коучинге? Какие методы здесь могут использоваться?

Полная версия статьи в печатной версии журнала или на сайте через 3 месяца

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика