20 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 08:04:01
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Cоветы эмитентам, самостоятельно ведущим реестр, или Практическое пособие «Как передать реестр»



Никонова Алена, Начальник юридического отдела ЗАО «СР-ДРАГа»
Источник: Журнал "Рынок Ценных Бумаг"
добавлено: 10-12-2013
просмотров: 6724
Надлежащее ведение и хранение реестра акционеров является одной из важных обязанностей акционерного общества, так как именно надлежащий учет прав на акции подтверждает права акционеров. Перемены на рынке ценных бумаг непосредственно коснулись и порядка ведения реестра. Так, законодатель определил единственное лицо, которое может и должно осуществлять ведение реестра акционеров любого акционерного общества. Таким лицом назван регистратор. Поэтому эмитенту стоит задуматься, кому и как передать свой реестр.

ЭВОЛЮЦИЯ ИЛИ РЕВОЛЮЦИЯ?

Требование к ведению реестра специализированными регистраторами, т. е. лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра, первоначально распространялось только на эмитентов с числом акцио­неров — владельцев обыкновенных акций более 500 (ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об акционерных обществах» в редакции 1995 г.). Отсюда и сохранилось положение о том, что функции счетной комиссии в таких обществах также должен исполнять регистратор. Постепенно количество обществ с числом владельцев более 500 сокращалось. И появилось новое требование к ведению реестров, в котором прописывалось, чтобы держателем реестра акционеров общества с числом акционеров более 50 обязан быть регистратор (ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об акционерных обществах» в редакции Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ).

За прошедший период на рынке сформировалась положительная тенденция к стабилизации отношений между эмитентом и зарегистрированными лицами в случае, если ведение реестра осуществляет третье лицо — регистратор. Специалисты регистратора имеют квалификационные аттестаты в соответствующей сфере деятельности. Дорожа своей лицензией, регистратор осуществляет ведение ре­естра в соответствии с требованиями законодательства, и реестр содержит все необходимые документы и информацию. Кроме того, введены специальные требования для обществ, ведущих реестр самостоятельно. Однако по причине специфики и объема законодательства, применяемого при ведении реестра, нововведение не дало ожидаемых результатов. Мало кто из эмитентов вообще обратил на них внимание и осуществлял ведение ре­естра в соответствии с новыми требованиями. Дальнейшие тенденции рынка к уменьшению числа акционеров во всех акционерных обществах, а также стремление законодателя к устойчивости отношений, связанных с ведением реестров, способствовали принятию изменений в федеральное законодательство.

Так, с 1 октября 2013 г. вступили в силу изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 149 новой редакции ГК РФ учет прав на бездокументарные ценные бумаги должен осуществляться лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию. При этом федеральным законом устанавливается отлагательное условие для обществ, которые начиная с 1 октября 2013 г. ведут реестр самостоятельно и сохраняют это право до 1 октября 2014 г. До истечения данного срока указанные акционерные общества обязаны передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию. Таким лицом в соответствии со ст. 2,8, 39 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» является регистратор. Следовательно, новое требование о передаче всех реестров регистраторам является объективной необходимостью и последовательным действием законодателя. Будет ли это последней ступенью в реформировании фондового рынка или последует продолжение — время покажет.

ОДИН ГОД ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ РЕЕСТРА — ЭТО МНОГО ИЛИ МАЛО?

На первый взгляд, один год для передачи реестра регистратору достаточно большой срок.

Но что необходимо сделать эмитенту за этот период?

Во-первых, провести конкурс (для лиц, подпадающих под требования Законов № 223-ФЗ, № 94-ФЗ (до 1 января 2014 г.), № 44-ФЗ (после 1 января 2014 г.)) и определиться с кандидатурой регистратора. Выбор на рынке финансовых услуг в настоящее время не велик — примерно 40 регистраторов на всю Россию. При выборе регистратора надо помнить, что высшие места в рейтинге, а также громкое имя не дают стопроцентной уверенности в надежности регистратора. Недавняя история с аннулированием лицензии у крупнейшего регистратора ОАО «ЦМД» (1 февраля 2011 г.) и совсем свежая новость о приостановлении лицензии у регионального регистратора ООО «Региональная Регистрационная Компания» (4 октября 2013 г.) — тому пример.

На наш взгляд, важнейшими критериями выбора регистратора являются:

- профессиональный опыт (регистраторы, образованные при первом этапе приватизации, имеют значительный опыт работы в различных условиях финансового рынка, в периоды кардинального изменения законодательства, финансовых кризисов и пр.);

- собственные средства, значительный объем которых позволяет надеяться на долгосрочные планы работы соответствующего регистратора на рынке и дает определенную защищенность от его банкротства;

- круг клиентов, которые доверяют свои реестры тому или иному регистратору;

- конечные бенефициары (владельцы) соответствующего регистратора и их экономические приоритеты;

- наличие страхового покрытия, которое показывает желание регистратора минимизировать свои риски, связанные с неправомерными и/или противоправными действиями третьих лиц в отношении ценных бумаг эмитентов, ведение реестров акционеров которых он осуществляет;

- способы работы с клиентами. Зачастую низкая абонентская плата на входе покрывается значительными издержками при потреблении дополнительных, смежных услуг (счетная комиссия, размещение, рассылка и т. п.) на выходе, при расторжении договора, а также труднопреодолимыми барьерами при передаче реестра другому регистратору.

Во-вторых, ознакомиться с содержанием договора, его условиями, включая информацию о стоимости ведения ре­естра, стоимости или расчете стоимости передачи реестра другому регистратору, а также о стоимости хранения документов в случае расторжения договора на ведение реестра и передачи реестра новому регистратору.

В-третьих, вынести вопрос на рассмотрение компетентного органа. В соответствии с подп. 17 п. 1 ст. 65 Федерального закона «Об акционерных обществах» утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним относится к компетенции совета директоров. Уставом общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций менее 50 может быть предусмотрено, что функции совета директоров общества осуществляет общее собрание акционеров (ст. 64 Федерального закона «Об акционерных обществах»). В обществе с одним акционером передача реестра осуществляется на основании решения акционера об утверждении регистратора и условий договора с ним (ч. 3 ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

В-четвертых, проверить наличие документов и информации, необходимых и достаточных для передачи реестра регистратору. Перечень такой информации, а также требования к ее оформлению содержатся в Положении о порядке взаимодействия при передаче документов и информации, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, утвержденном Приказом ФСФР России от 23 декабря 2010 г. № 10-77/пз-н (далее — Положение о порядке взаимодействия при передаче документов и информации). В случае возникновения сомнений в комплектности и полноте документов и информации реестра следующем заранее обратиться к регистратору за консультационной услугой по возникшим вопросам. Необходимо отметить, что почти во всех реестрах, ведение которых осуществляет эмитент, правильность оформления и полнота информации имеют изъяны. Это не всегда является показателем недобросовестности специалиста, ведущего реестр, а скорее, связано с нюансами и тонкостями законодательства о рынке ценных бумаг, значительным объемом нормативных актов и специфичностью учета.

В-пятых, заключить договор на ведение реестра, предоставив регистратору заверенную копию решения уполномоченного органа эмитента, и согласовать с регистратором день передачи реестра.

В-шестых, уведомить зарегистрированных лиц об изменении лица, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг. В соответствии с п. 2.7 Положения о порядке взаимодействия при передаче документов и информации эмитент обязан опубликовать уведомление об изменении лица, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг, на странице в сети Интернет в срок не более 3 рабочих дней с даты заключения договора на ведение реестра, либо письменное уведомление об изменении лица, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг, должно быть опубликовано или направлено каждому лицу, зарегистрированному в реестре владельцев ценных бумаг по состоянию на дату заключения договора на ведение реестра с новым регистратором, в порядке, в котором в соответствии с уставом или Федеральным законом «Об акционерных обществах» эмитент осуществляет опубликование или направление сообщений об общем собрании акционеров, в срок, не более 3 рабочих дней с даты заключения договора.

В-седьмых, подготовить реестр к передаче, в том числе проект акта приема — передачи реестра, подобрать и оформить документы и информацию реестра в бумажном виде и на электронном носителе в соответствии с требованиями действующего законодательства, оформить доверенность на уполномоченного представителя, который будет взаимодействовать с регистратором по вопросам передачи реестра.

В-восьмых, передать реестр в согласованную дату и оформить с регистратором акт приема-передачи реестра. После подписания акта приема-передачи реестродержатель обязан в течение 1 рабочего дня произвести сверку количества размещенных ценных бумаг с количеством ценных бумаг на счетах зарегистрированных лиц. В случае несовпадения указанных данных составляется соответствующий акт, который направляется в адрес эмитента и Банка России в рабочий день, следующий за днем окончания процедуры сверки. Эмитент обязан в срок не позднее 5 рабочих дней с момента ознакомления с указанным актом осуществить за свой счет проверку данных, содержащихся в реестре, в целях установления причин несоответствия и их устранения и обеспечить предоставление регистратору документов, необходимых для устранения несоответствия. Устранение несоответствия регистратор производит на основании документов, предоставленных эмитентом. Во избежание подобного случая необходимо заранее проконсультироваться с регистратором (см. раздел «в-четвертых»).

В-девятых, осуществлять хранение документов, служивших основанием для проведения операций в реестре до момента его передачи регистратору и без взимания платы выдавать письменные отчеты, содержащие информацию об операциях по лицевому счету лица, зарегистрированного в реестре, до передачи реестра регистратору. Эмитент также обязан предоставлять информацию относительно хранящихся документов по запросам государственных органов, нотари­усов и своего регистратора.

Описанный процесс достаточно затратный с точки зрения временных ресурсов и требует от эмитента предельной внимательности и взвешенности при принятии решений на каждом его этапе. При этом стоит отметить, что регистраторы принимают реестр бесплатно. Но это правило распространяется только на эмитентов, которые относились к ведению своего реестра с должной степенью внимательности и соблюдали все требования законодательства с момента образования общества. Стоимость обслуживания реестра у регистратора по общему правилу значительно ниже стоимости самостоятельно ведения реестра в соответствии с требованиями действующего законодательства (затрат на содержание двух взаимозаменяемых специалистов, поддержание их квалификации на необходимом уровне, разработку правил ведения реестра и иных внутренних документов, необходимых для ведения ре­естра, содержание и эксплуатацию необходимого оборудования и программного обеспечения, архива и пр.) и потенциальных рисков административной ответственности за нарушение требований столь непростого действующего законодательства по порядку ведения реестра и учету прав на акции. Необходимо обратить внимание, что ведение реестра с момента образования общества и до момента его ликвидации является ответственностью эмитента, а регистратор может ему только в этом помочь.

ЧЕМ РИСКУЕТ ЭМИТЕНТ В СЛУЧАЕ ЗАТЯГИВАНИЯ ПЕРЕДАЧИ РЕЕСТРА РЕГИСТРАТОРУ?

Законодательством предусмотрена достаточно серьезная ответственность за несоблюдение требований законодательства в этой сфере правоотношений, а именно:

- ст. 71 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусмотрена ответственность членов совета директоров и единоличного исполнительного органа общества (директор, генеральный директор), временного единоличного исполнительного органа, равно как и управляющей организации или управляющего, за убытки, причиненные обществу своими виновными действиями (бездействием), в том числе за непринятие необходимого решения о передаче реестра регистратору и/или неисполнение и/или ненадлежащее исполнение принятого компетентным органом решения;

- ч. 2 ст. 15.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что незаконное ведение реестра владельцев ценных бумаг их эмитентом, так же как и в случае замены лица, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг, уклонение такого лица от передачи полученной от эмитента информации, данных и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, или нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков их передачи влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц — от 700 тыс. до 1 млн руб.;

- ст. 15.19, 15.20. 15.27 и некоторые другие нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают ответственность за нарушение законодательства, непосредственно связанного с надлежащим ведением реестра;

- ч. 2 ст. 170.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за внесение в реестр владельцев ценных бумаг заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к реестру владельцев ценных бумаг предусматривается наказание ограничением свободы на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до 300 тыс. руб., или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 2 лет или без такового.

Следовательно, стоит отдельно задуматься о возможных рисках затягивания процесса передачи реестра и своевременно принять обоснованное и взвешенное решение по столь важному для эмитента и его акционеров решение о передачи реестра акционеров регистратору.

Возможно, до передачи реестра (но не поздно и после осуществления этой процедуры) следует задуматься о целесообразности и экономической обоснованности передачи регистратору и других функций, например, по осуществлению подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, включая рассылку всех необходимых материалов, и о выполнении регистратором функций счетной комиссии, а также выплате дивидендов. Передача перечисленных услуг регистратору позволит снизить риск незаконного распространения конфиденциальной информации реестра (фамилия, имя, отчество (наименование) акционера, его почтовый адрес, количество принадлежащих ему акций или причитающихся ему денежных средств) третьим лицам, не связанным с его ведением.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.102 сек.
Яндекс.Метрика