19 сентября 2021 г. Воскресенье | Время МСК: 22:44:20
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Льва сложно прикормить..



Виктор Голеницкий
Источник: Журнал "Управление персоналом"
добавлено: 25-12-2013
просмотров: 2098
Относительно данной темы, пожалуй, успех заключается именно в том, чтобы давать «льву» достаточно свободы действий, сохраняя при этом возможность контроля.

Применительно к бизнесу, с кем же может воевать «войско львов»?

— Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо «определиться с терминологией». Кто есть кто в российской бизнес-среде — вопрос противоречивый, требующий недюжинного умения абстрагироваться от общественного мнения. Кстати, о нем: кого баран считает львом, и наоборот, кого лев считает бараном? На наш взгляд, в разрезе сегодняшней политкорректности необходимо слово «воевать» заменить на «взаимодействовать». И, исходя из данной реалии, дать следующий ответ: в век глобализации взаимодействие происходит между всеми участниками рынка, вне зависимости от их названия и ориентации. Например, на сегодняшний день рынок кадровых агентств Москвы насчитывает, по разным источникам, от 200 до 300 компаний. При этом отношения конкурентов нельзя назвать «военными». Это скорее «гонка преследования».

Почему «львы» не выберут своим вождем самого сильного и умного «льва», а порой становятся ведомыми у «барана»?

— Ответ кроется, по нашему мнению, в «психологии стада». В этой связи воспоминается необычный эксперимент ученых из университета г. Лидс. Исследователи просили добровольцев бродить по большому залу, при этом испытуемым не разрешалось разговаривать друг с другом. Однако некоторым добровольцам в начале испытания давались инструкции относительно маршрута движения. Опубликованный отчет показал, что задать направление группе людей смогло «информированное меньшинство», составляющее всего лишь 5 %. Кем является это меньшинство — «баранами» или «львами» — не всегда возможно предугадать. Кстати, в ходе эксперимента выяснилось, что многие участники даже не осознавали, что их кто-то ведет.

Всегда ли «бараны» выбирают своим вождем «барана»?

— А «выбирают» ли? Возможно, право выбора как благо не всегда принадлежит электорату. Самая известная, функциональная организационная структура управления является данью многолетней военной традиции. И в данном случае принцип единоначалия далеко не всегда предполагает возможность выбора.

А бывает ли такое в бизнесе: «баран» создал бизнес и… решил пригласить «порулить» им «льва»?

— Бизнес имеет много общего с войной. Так же, как и на войне, в бизнесе существуют победы и поражения, атаки и отступления, заключаются мировые соглашения, образуются альянсы и группы, используются шпионы и обманные маневры. Как пример вспоминается Apple в период без Джобса и с ним.

Что последует, если «баран» пригласит порулить «барана», обсуждать не будем (понятно без слов). А вот что бывает, когда «баран» приглашает варяга — «льва»?

— Если перефразировать вопрос, получаем: «Что получится, если руководитель, понимающий свою несостоятельность, приглашает эксперта рынка для исправления ситуации?» Здесь, во-первых, отметим, что руководитель, принимающий свои ошибки и предпринимающий конкретные шаги по их устранению, вряд ли может завоевать статус «барана». Во-вторых, если он таковым все же являлся, возникает другой вопрос: может ли «баран» при определенных обстоятельствах стать «львом»? Опыт таких корпораций, как GE, показывает, что да.

«Войско баранов» — обидное словосочетание, но ведь порой в бизнесе мы реально наблюдаем некомпетентность, равнодушие к судьбе компании, непрофессионализм… ????

— Проблемы мотивации — этой темой пресыщены профессионалы рынка. Несколько лет назад развитие мотивационных программ было на пике популярности. Сегодня интерес к данной теме идет на спад, распределяясь по таким сферам, как психологический анализ личности, интервью по компетенциям, мотивационные тесты. Какой эффект даст подобный тренд, мы сможем увидеть лишь спустя время.

Как «формируются» дивизии, полки и армии «баранов»? Откуда они берутся, когда вокруг идет «война» конкуренции среди компаний и битва за персонал?

— Если традиционная война — это борьба за влияние на умы людей посредством политики, государственной власти, то война в бизнесе — это борьба за влияние на души через товары (точнее, их образ), через культуру потребления. Политики пытаются захватить территорию, подчинить своему влиянию соседние страны.

Бизнесмены — такие же захватчики, только вместо территории они захватывают рынки. Влияние на другие фирмы они оказывают множеством способов, в том числе стандартизацией (совместимость/несовместимость форматов, размеров, «привязывающая» потребителя к определенному производителю). Военные и бизнесмены также поразительно похожи друг на друга в добывании редких ресурсов (а в наше время очень многие ресурсы редкие).

Можно ли, следуя утверждению по сути политика, поставив во главе, например, «АвтоВАЗа» «льва», победить «Рено», «Ситроен», «Форд» (обладатели 80 % автопатентов)? (И ведь сейчас приглашен Карлос Гон — «лев», спасший «Ниссан».)

— Безусловно, за каждым бизнесом стоит человек, его связи, отношения, мотивация, опыт. Однако есть и обстоятельства внешней и внутренней среды — те факторы, на которые человек не имеет влияния. Касательно «АвтоВАЗа», имеет место, помимо прочего, практически абсолютная потеря репутации и, как следствие, потеря лояльности клиента.

«Фиат» и без «льва» сделал новый дизельный двигатель («Пунто»), лидер продаж в Европе сейчас. Или там «лев» в тени?

— Бизнес суть командная игра, и результаты деятельности компании являются скорее результатами команды, чем отдельной личности.

А как «лев» «перестраивает» боевые порядки в войске «баранов»?

— В данном контексте «лев» представляется в роли «лидера», человека, способного мыслить категориями уровня стратегии. Перестройка, изменение компании — процесс постоянный, так как любой бизнес — динамическая субстанция, предполагающая постоянное движение. В данном контексте «лев» — это тот механизм, который способен направить движение в нужную сторону.

Но ведь далеко не всем «львам» удается перестроить персонал, состоящий из «баранов»?

— В наше время существует огромное количество оценочных интервью, которые вкупе с тренингами по управлению персоналам дают хорошие гарантии того, что руководитель сможет определить для подчиненного самую подходящую по всем параметрам работу. Однако всем известны ситуации, когда в конкретном бизнесе конкретному работнику места нет.

Какие шаги, действия, процессы, технологии… запускают успешные «львы», возглавляя «баранов»?

— Опыт и интуиция грамотного управленца позволяют применить инновации там, где это необходимо в данный момент времени. Вероятно, это и есть один из критериев «распознания» «львов».

Какие ошибки допускают «львы», терпящие фиаско в попытке перестроить «баранов»?

— Печальный опыт нашей страны доказывает, что недальновидность управленца может привести к краху системы. Недальновидность — вот, пожалуй, ахиллесова пята правителя.

Порой и «бараны» с войском «баранов» побеждают «львов» с войском «львов»? Жизнь непредсказуема?

— Еще М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени» затрагивал тему фатализма, актуальную и по сей день. В век информационной пресыщенности власть и сила обстоятельств видна как нельзя лучше.

Наполеона «нашли» в провинции… А где и как сегодня «находить» «львов»?

— Народная мудрость гласит: «Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь». Применительно к сотрудникам вопрос поиска зачастую не является определяющим — гораздо труднее прикормить, взрастить и привязать (читай мотивировать) «льва» так, чтобы это дерзкое, свободолюбивое животное хотело оставаться лояльным именно данному бизнесу.

Проверить, не ошиблись ли с выбором, можно только в реальном бою?

— Бизнес-среда сегодня настолько изменчива, что практически невозможно спрогнозировать некоторые стратегические шаги и перестановки. Не бой, время утверждает победителей.

«Старых баранов» в бизнесе, как правило, не бывает (погибают в боях), а вот «старых львов» немало ведь?

— Да.

«Старого льва» ведь непросто уволить (авторитет, связи, потеря имиджа акционера), но и что с ними делать?

— Здесь хотелось бы взять в качестве примера японскую традицию уважительного отношения к старшему поколению — не только в семье, но и в бизнесе. «Льва» необходимо переориентировать, оставив в компании в качестве наставника для молодых поколений.

Ваши советы о том, как не допустить в компанию «критической массы» «баранов»?

— Работа с неформальными лидерами в организации — это залог постоянной осведомленности.

Как растить «львов» и как удерживать их в вашем «войске»?

— Героями не рождаются. В литературе по управлению очень часто встречается цитата Френсиса С. Фицжеральда: «Высший интеллект проверяется способностью одновременно удерживать две противоположные идеи и при этом не терять способности к действию».

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2021, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.259 сек.
Яндекс.Метрика