25 мая 2019 г. Суббота | Время МСК: 22:42:55
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Раскрытие информации об операциях c компаниями, контролируемыми государством, согласно МСФО (IAS) 24



Каневский С.В., главный специалист ОАО «РЖД»
Источник: Журнал "Корпоративная финансовая отчетность. Международные стандарты"
добавлено: 31-01-2014
просмотров: 4932

Несмотря на процесс приватизации, количество подконтрольных государству акционерных обществ в 2013 г. уменьшилось незначительно. На 1 августа 2013 г. Российской Федерации принадлежало 100 % акций в 874 открытых акционерных обществах (ОАО) и контрольные пакеты акций (от 50 до 100 %) в 83 ОАО1. Годом ранее количество данных компаний составляло 886 и 76 соответственно2.

Крупнейшие компании, в которых контрольный пакет акций прямо или косвенно принадлежит государству (далее государственные компании), занимают лидирующие позиции в сфере перевозок (ОАО «Аэрофлот», ОАО «РЖД»), банковской деятельности (ОАО «Сбербанк», ОАО «ВТБ»), добыче природных ресурсов (ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть»), телекоммуникациях (ОАО «Ростелеком») и других областях. Многие компании с государственным участием в рамках своих обязательств перед акционерами и инвесторами обязаны регулярно публиковать отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

В данной статье будут рассмотрены спорные вопросы, которые встают перед составителями отчетности по МСФО для компаний с государственным участием в рамках применения международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах», введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25 ноября 2011 г. № 160н. Особое внимание будет обращено на раскрытие информации об операциях с другими государственными компаниями, так как данное раскрытие представляется наиболее трудоемким. Будут предложены пути оптимизации данного раскрытия в соответствии с изменениями МСФО (IAS) 24, введенными в 2009 г.

 

Цель раскрытия

Информированность об операциях предприятия, непогашенных остатках, включая обязательства, и отношениях со связанными сторонами может повлиять на то, как пользователи финансовой отчетности будут оценивать работу предприятия, включая оценку рисков и возможностей, с которыми сталкивается предприятие3. Для государственных компаний возможности взаимодействия при реализации различных инвестиционных проектов практически неограниченны. В качестве примера можно привести проект по строительству олимпийских объектов и инфраструктуры в г. Сочи, в рамках реализации которого был задействован целый ряд государственных компаний, работающих в области строительства, перевозок, банковской сферы и телекоммуникаций.

 

Требования стандарта МСФО (IAS) 24

Одним из критериев для определения связанной компании является наличие общего собственника (МСФО (IAS) 24.9(b(i))). Для компаний, подконтрольных государству, данный критерий означает, что все существенные операции с другими государственными компаниями необходимо раскрыть в отчетности по МСФО. Для крупной компании эффективное выполнение данного требования проблематично.

Во-первых, оно довольно трудоемко, так как требует раскрытия огромного перечня операций с внушительным списком контрагентов, которые проводятся на абсолютно рыночных основаниях. Например, открытие расчетного счета в ОАО «Сбербанк», закупка топлива у ОАО «Газпром» или перевозка грузов с использованием услуг ОАО «Аэрофлот» и ОАО «РЖД».

Во-вторых, даже полное и качественное раскрытие данной информации вряд ли окажется полезным пользователям отчетности по МСФО, так как, скорее, поможет скрыть в огромном количестве транзакций операции, которые действительно могут осуществляться на «особых» или нерыночных условиях.

В связи с этим в июне 2009 г. Совет по МСФО внес поправки в МСФО (IAS) 24, которые изменили требования к раскрытию информации об операциях с государственными компаниями. В результате внесенных поправок необходимо раскрывать следующую информацию:

i) характер и сумму каждой операции, которая является значительной сама по себе;
ii) в отношении других операций, которые являются значительными не по отдельности, а в совокупности, — качественные или количественные показатели их масштаба4.

Таким образом, у составителей отчетности появилась ценная возможность не собирать сводные данные по большому количеству однотипных операций, а ограничиться описательной информацией.

 

Практика применения данных изменений в России

В российской практике многие государственные компании продолжают использовать цифровое раскрытие значительных по совокупности операций с государственными компаниями, сопровождая их комментариями. Несмотря на то что такое раскрытие является более трудоемким, оно дает возможность оценить объемы операций со связанными сторонами в разрезе видов операций. Между тем некоторые компании воспользовались исключением МСФО (IAS) 24.26(b(ii)) и представляют только текстовое описание существенных по совокупности операций, которые, возможно, представляют больший интерес для пользователей отчетности.

 

Выдержка из из опубликованной финансовой отчетности по МСФО ОАО «Роснефть» за 2012 г.5

Раскрытие операций со связанными сторонами представляется агрегированно для компаний, напрямую или косвенно контролируемых правительством Российской Федерации и зависимых и прочих компаний. Помимо этого, в каждом периоде возможно дополнительное раскрытие отдельных существенных операций (остатков и оборотов) с отдельными связанными сторонами.

В рамках текущей деятельности Компания осуществляет операции с другими компаниями, контролируемыми государством. Тарифы на электроэнергию, транспортные тарифы на территории Российской Федерации регулируются Федеральной службой по тарифам, уполномоченным органом Российской Федерации. Кредиты банков предоставляются исходя из рыночных процентных ставок. Налоги начисляются и уплачиваются в соответствии с применимым налоговым законодательством. Реализация нефти и нефтепродуктов связанным сторонам осуществляется в рамках обычной деятельности по ценам, существенно не отличающимся от средних рыночных цен, реализация газа на территории Российской Федерации осуществляется в основном по тарифам, устанавливаемым Федеральной службой по тарификации.

 

Выручка от реализации и доходы

 

 

 

 

2012 г.

2011 г.

2010 г.

Реализация нефти и газа

94

28

8

Реализация нефтепродуктов и нефтехимии

30

25

20

Вспомогательные услуги и прочая реализация

2

2

2

Финансовые доходы

18

7

7

 

144

62

37

Затраты и расходы

 

 

 

 

2012 г.

2011 г.

2010 г.

Производственные и операционные расходы

8

10

5

Тарифы за пользование нефтепроводом и расходы на транспортировку

187

181

126

Прочие расходы

17

7

Финансовые расходы

4

 

216

198

131

Прочие операции

 

 

 

 

2012 г.

2011 г.

2010 г.

Приобретение финансовых активов и инвестиций

(6)

(9)

(1)

Реализация финансовых активов и инвестиций

1

Поступление кредитов

100

Выплата кредитов

(2)

(3)

(43)

Кредиты и займы выданные

(1)

Депозиты размещенные

(10)

(30)

(105)

Депозиты погашенные

24

165

24

Выкуп акций

(1)

 

Другая подконтрольная государству компания, ОАО «Ростелеком», использует исключение, предоставленное МСФО (IAS) 24.26(b(ii)). В отчетности за 2012 г. по МСФО ОАО «Ростелеком» не раскрывает суммы существенных по совокупности оборотов с государственными компаниями, ограничиваясь следующим параграфом.

 

Пример из финансовой отчетности по МСФО ОАО «Ростелеком» за 2012 г.6

Некоторые операции Группы с другими компаниями, связанными с государством, являются существенными в совокупности, но не по отдельности, как, например, обеспечение телекоммуникационных услуг, получение услуг производственного и вспомогательного характера, вложения и заимствования денежных средств. Все эти операции осуществляются в порядке обычных деловых отношений, на условиях, сопоставимых с условиями для других компаний, не связанных с государством. Руководство оценивает эти операции как индивидуально несущественные, за исключением депозитов и купли-продажи векселей банков, связанных с государством7.

 

ОАО «Ростелеком» также раскрывает операции и остатки по операциям с компаниями, подконтрольными государству, которые, по мнению руководства, являются индивидуально существенными. 

 

В январе 2009 года ОАО «Ростелеком» в партнерстве с мобильным оператором ОАО «Мегафон» выиграли тендер на право спонсорства XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в Сочи в категории «телекоммуникации». В соответствии с соглашением с Организационным комитетом XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в Сочи, спонсорский взнос составил 260 млн долларов США, который распределяется на каждого из двух спонсоров в размере 130 млн долларов. Половина от этой суммы должна быть оплачена денежными средствами, а другая половина должна быть погашена с помощью оказания бесплатных услуг. Взамен каждый партнер получил эксклюзивное право использовать олимпийскую символику в рекламе и прочей деятельности. Группа и ОАО «Мегафон» несут солидарную ответственность за вклады в неденежной форме. Суммарный спонсорский взнос, отраженный в финансовых результатах Группы за год, окончившийся 31 декабря 2012 года, составил 609 (2011: 463, 2010: 469). По состоянию на 31 декабря 2012 года суммарное обязательство, которое необходимо погасить денежными средствами до 2014 года, составило 20,1 млн долларов США8.

Группа рассматривает указанную операцию как операцию со связанной стороной, поскольку считает Организационный комитет организацией, связанной с государством. Причина такой трактовки заключается в том факте, что одним из основателей Организационного комитета является Федеральное Правительство, и правительственные чиновники состоят в Наблюдательном совете организации.

 

Формирование перечня государственных компаний

Подготовка числового раскрытия операций с государственными компаниями осложняется необходимостью формирования актуального перечня данных компаний. Перечень компаний, связанных через государственное владение, подлежит изменению по мере того, как государство или государственные компании приобретают или продают предприятия частным инвесторам. Такие изменения означают, что:

•  не только сами предприятия, но и их дочерние общества меняют для составителя отчетности статус связанной или несвязанной стороны;
•  поскольку сделки проходят, как правило, в течение отчетного периода, необходимо исключить операции, произошедшие в той части периода, в которой предприятие не являлось связанной стороной.

 

Пример

Одним из наиболее значительных изменений в структуре государственной собственности в 2013 г. стало приобретение контроля компанией ОАО «Роснефть», косвенно контролируемой государством, над ОАО «ТНК-BР». ОАО «ТНК-BP» совместно с ОАО «Газпромнефть», также косвенно контролируемой государством, в равной пропорции осуществляют контроль над ОАО «Славнефть». Таким образом, в результате сделки по приобретению ОАО «ТНК-BP» не только ОАО «ТНК-BP» со всеми ее дочерними компаниями, но и ОАО «Славнефть» оказалось косвенно подконтрольным государству и, соответственно, стало связанной стороной для государственных компаний.

Приобретение контроля ОАО «Роснефть» над ОАО «ТНК-BP» произошло 21 марта 2013 г. В связи с этим раскрытию в отчетности за 2013 г. подлежат только операции, прошедшие за период с 21 марта 2013 г. по 31 декабря 2013 г. Однако, так как дата приобретения близка к дате отчетности за 1-й квартал, наиболее практичным для подготовки примечания представляется сбор сводных данных по оборотам за 2013 г. и исключение оборотов 1-го квартала.

Необходимо также выявить наиболее существенные операции с данными контрагентами за отчетный период для возможного раскрытия в качестве индивидуально существенных операций, (IAS) 24.26(b(i)).

 

Наиболее практичным с точки зрения составителя отчетности представляется проведение анализа крупнейших контрагентов предприятия на предмет наличия государственного контроля, нежели попытка сформировать перечень всех компаний, подконтрольных государству. Для проведения такого анализа необходимо определить уровень существенности и сформировать выборку контрагентов. Информация о структуре акционерного капитала ОАО является открытой и доступной на сайтах компаний. При желании можно воспользоваться специализированными информационными системами.

 

Раскрытия в финансовой отчетности существенных по совокупности операций с компаниями, связанными через государственный контроль, на практике могут различаться. Некоторые компании продолжают подготовку числового раскрытия совокупных оборотов и остатков в разрезе видов операций, в то время как другие используют исключения, предоставленные МСФО (IAS) 24.26(b), и оптимизируют трудозатраты на подготовку отчетности, ограничиваясь описанием характера однотипных операций. Итоговое решение о варианте раскрытия должно формироваться индивидуально для каждой компании и основываться на соотношении трудозатрат и полезности информации для пользователей финансовой отчетности.

 


[1]    Отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществах и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции») по итогам 2011 года. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. С. 11.

[2]    Отчет об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции») по итогам 2012 года. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. С. 10.

[3]    МСФО (IAS) 24, п. 8.

[4]    Там же, пар. 26b.

[5]    Отчетность ОАО «Роснефть» за 2012 г. http://www.rosneft.ru/attach/0/02/90/Rosneft_FS_2012_RUS.pdf.

[7]    Отчетность ОАО «Ростелеком» по МСФО за 2012 г. С. 95.

[8]    Отчетность ОАО «Ростелеком» по МСФО за 2012 г. С. 94.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.224 сек.
Яндекс.Метрика