29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 07:41:56
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Результаты принятых в прошлом году норм бухгалтерского законодательства




Источник: Бухгалтерия.ru
добавлено: 11-02-2014
просмотров: 2650
2013 год принес бухгалтерам много изменений. Год спустя корреспондент журнала «Расчет» Александр Бикбов пообщался с экспертами и выяснил, как они оценивают результаты принятых норм в действии. Как изменился бухгалтерский учет?

Бухгалтерский учет при УСН

Одно из значимых изменений законодательства в области бухгалтерского учета для компаний в 2013 году стало упразднение нормы, освобождавшей организации на УСН от ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности, – говорит Максим Гладких-Родионов, генеральный директор аудиторской компании «Уверенность», – С одной стороны, необходимость вести учет и ежегодно сдавать баланс для таких компаний очевидна, понимают это и сами коммерсанты. Но с другой – изменившиеся правила создали значительные сложности. Ведь для того, чтобы составить отчетность, нужно сформировать начальные остатки на 1 января 2013 года. И если для торговых компаний выполнить это требование законодательства сложно, то для фирм, например, оказывающих услуги – еще сложнее. В результате при составлении отчетности многим требуется привлечение дополнительных специалистов, а значит – появляются дополнительные расходы. При этом риск формирования недостоверных начальных остатков все равно остается, поскольку многие компании на УСН не уделяли раньше должного внимания сбору и хранению «первички».

Восстановление данных

Несмотря на отсутствие прямых указаний о порядке составления отчетности, практически все «упрощенцы» взялись разбираться, как определить «входящие» остатки, – делится впечатлениями о работе в 2013 году Михаил Новиков, генеральный директор компании «Эдвайс Бюро», аудитор, – На практике я встречался с двумя подходами. Первый вариант – провести полную инвентаризацию имущества и обязательств по состоянию на 1 января 2013 года. Второй – восстановить учет, по крайне мере, за 2012 год. Ко мне обращаются представители бизнеса, выбравшие и тот и другой подходы. И вот что выясняется: у кого-то нет ресурсов на восстановление, потому что эта процедура достаточно дорогостоящая, кому-то проще провести инвентаризацию, оценить свои активы и обязательства.

На заметку

Одно из значимых изменений законодательства в области бухгалтерского учета для компаний в 2013 году стало упразднение нормы, освобождавшей организации на УСН от ведения бухгалтерского учета и предоставления отчетности.

Раньше можно было делать все буквально «на коленке»: предприниматели считали поступление на свой банковский счет, смотрели кассу, составляли отчетность. Ничего более не делалось. Хотя, вообще говоря, записи о фактах хозяйственной деятельности предприятия все равно должны быть – на случай всевозможных спорных ситуаций. Кроме того, изначально предполагается, что все коммерсанты должны платить дивиденды. А они начисляются как раз исходя из данных отчетности.

Чтобы все было по правилам, учет все-таки должен вестись. И компании, имеющие долгосрочные планы, воспринимают это как плюс. Так как новые требования позволяют теперь фирмам лучше оценивать своих контрагентов. Временные трудности объективно связаны с переходным периодом, не более того.

Ответственность директора

Изменения в вопросе ответственности главного бухгалтера, внесенные Законом № 402-ФЗ, судя по общественной реакции, воспринимаются как положительные. И я здесь абсолютно солидарна с мнением большинства представителей бизнеса, – говорит Марина Емельянцева, юрист, эксперт проекта «Общественная Дума», – Возможность в случае возникновения спорной или потенциально подозрительной ситуации потребовать у руководителя письменного распоряжения гарантирует бухгалтеру, что директор будет единолично отвечать перед проверяющими при выявлении какого-либо нарушения. Этим правом сейчас пользуются многие специалисты учета, и, по их собственным утверждениям, работать стало куда легче и проще.

Хозяйственные операции

Если организация заключила договор, но при этом он не исполняется, то сам факт подписания контракта, если он способен оказать влияние на финансовое положение субъекта, все же должен быть отражен в системе учета, – поясняет Елена Муратова, руководитель направления налогового права, финансов и кредита компании «Частное право», – Это, например, может иметь место в том случае, если соглашение предусматривает штрафные санкции за неисполнение в срок. Формально каждая фирма по закону обязана утвердить форму для отражения в учете фактов хозяйственной жизни, которые операциями, как таковыми, не являются.

На заметку

Операцию нужно было отразить на бумаге, если она приводила к отклонению в доходах или расходах более чем на 5 процентов, но отражения на счетах не проводилось.

Раньше в подобных случаях делались пояснительные записки, они обязательного характера не имели. Операцию нужно было отразить на бумаге, если она приводила к отклонению в доходах или расходах более чем на 5 процентов, но отражения на счетах не проводилось. Сейчас ограничения по проценту существенности отсутствуют. Предположим теперь, что фирма заключила договор, допускающий выписывание штрафа на 10 тыс. рублей. Меняет этот факт положение? Конечно, меняет – на 10 тыс. рублей. Значит, факт следует учесть. И не важно, что штраф в итоге не был выставлен.

То есть возникают неурегулированные ситуации, которые неизвестно как разрешать. Поэтому после проверки текущей отчетности слово будет за аудиторами. В компаниях пока мало кто обратил внимание на этот спорный момент. Все будет незаметно идти, как говорится, до первой крови – а там посмотрят, поспорят и, глядишь, решат оставить все как есть.

Уведомления о сделках

Уведомления о контролируемых сделках – мера, направленная на контроль фирм, активно применяющих инструменты налоговой оптимизации. Задача фискалов в данном случае: выявлять взаимозависимые фирмы и осуществлять контроль над их операциями, – рассказывает Елизавета Полякова, ведущий консультант Департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит», – Компании, конечно, воспринимают новацию с опаской. По нашей работе мы видим, что сейчас очень многие как раз занимаются оформлением этих уведомлений. В принципе, ответственность за их неподачу совсем небольшая – 5 тыс. рублей. Серьезней все будет только со следующего года.

Такие штрафы, казалось бы, не должны стимулировать компании соблюдать новые требования. Даже скромные санкции первого года пока фактически не применяются.

Тем не менее, крупные фирмы собираются соответствовать требованиям, несмотря на грандиозный объем дополнительной работы. На малые и средние компании нововведение влияет постольку, поскольку для них в этом году фактически мало что поменялось.

Была, а для некоторых и остается актуальной вот какая проблема. Утвержденная форма уведомления, помимо установленных Налоговым кодексом, требует вносить и иные сведения о контролируемых сделках. В связи с этим некоторые организации обращались в суд с заявлением о несоответствии НК и признании частично недействующим Приказа, утвердившего документ. Но ВАС признал уведомление соответствующим Налоговому Кодексу (см. Решение ВАС РФ от 16.09.2013 г. № 10012/13).

Первичная документация

Изменение, по своей сути, являлось революционным, на этом закончилась целая эпоха. Использование унифицированных форм без возможности отступления от них фактически являлось отголоском советской системы работы с документацией, – вспоминает Екатерина Шестакова, эксперт Business Studio, – Тем не менее, компании в большинстве своем не торопятся воспользоваться свободой действий и относятся к изменениям с осторожностью. В формы, как правило, вносятся изменения технического характера. Например, в первичные документы добавляют дополнительные сведения о филиалах и представительствах, в график отпусков – новые сроки в отношении тех, кто не полностью использовал прошлые.

На заметку

Уведомления о контролируемых сделках – мера, направленная на контроль фирм, активно применяющих инструменты налоговой оптимизации.

Компании, которые решают полностью отказаться от ранее действующей «первички», рискуют столкнуться с серьезными проблемами в работе из-за несоблюдения законодательства. Например, если фирма разрабатывает собственные кассовые документы, ордера, платежные поручения, то рискует тем, что банк не будет принимать или переводить деньги – ведь разработка таких документов не предусмотрена законодательно. Если организация вместо штатного расписания принимает расстановку, то нарушает положения Трудового Кодекса.

Те компании, которые начали экспериментировать с первичными документами, столкнулись с тем, что при взаимодействии с контрагентами стороны друг друга зачастую не понимают. Увы, полученная свобода обернулась для некоторых фирм еще и судебными спорами, что омрачает радость отмены унифицированных форматов бумаг.

Ошибки учета

Хорошее и справедливое, на мой взгляд, изменение внес в бухгалтерский учет Закон № 276-ФЗ от 21 октября 2013 года. Если до 1 ноября 2013 года за грубые ошибки в отчетности и при расчете сумм налогов и сборов на бухгалтеров накладывался штраф в размере от 2 до 3 тыс. рублей, то теперь этого можно избежать, – говорит Сергей Литвиненко, юрист, эксперт проекта «Общественная Дума», – Сделать это довольно просто технически, у компаний не должно возникнуть проблем: достаточно вовремя выявить и исправить допущенную оплошность в отчетности до ее утверждения или подать «уточненку» в налоговую, заплатив недостающий налог и пени.

Неудивительно, что бухгалтеры восприняли эту новость с облегчением и радостью, ведь прежде не имело значения, исправили ли они допущенные неточности, – штраф накладывался в любом случае. Именно поэтому фирмы воспринимают данное изменение столь важным.

Реестр юрлиц

Создание открытого реестра юрлиц – очень хорошая идея, – рассказывает Дмитрий Дмитриев, аудитор компании «Эйч Эл Би Внешаудит», – Но, к сожалению, информации в нем недостаточно. Из этой базы на сайте ФНС можно узнать только ИНН, ОГРН и юридический адрес. Но этих данных явно мало. Неплохо бы еще открыть на сайте дополнительные сведения – например, по наличию задолженности по налогам и о том, за какой период сдавалась последняя отчетность.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.097 сек.
Яндекс.Метрика