8 февраля 2023 г. Среда | Время МСК: 06:59:43
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Социальные лифты снижают нетерпимость к неравенству



Влад Гринкевич
Источник: OPEC
добавлено: 05-03-2014
просмотров: 2407
Неравенство может стать серьезной проблемой для общества и даже спровоцировать социальные катастрофы, считают многие исследователи и политики. Другие не видят здесь прямой связи. Однако в любом случае субъективное восприятие неравенства может не зависеть от фактического, отметили директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон и старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания  НИУ ВШЭ Галина Монусова в исследовании «Отношение к неравенству и социальная мобильность»

Иллюзия реальности

О том, что неравенство может быть причиной конфликтов и революций, разрушать социальную сплоченность, угрожать макроэкономической стабильности, писали многие – от Аристотеля до ведущих современных экономистов. Президент США Барак Обама в одной из своих речей назвал неравенство едва ли не главным вызовом американскому обществу.

Впрочем, как отмечает Владимир Гимпельсон, есть и другой взгляд – ряд ведущих исследователей не видят никаких убедительных свидетельств тому, что неравенство само по себе является причиной социальных катастроф, то есть провоцирует войны, конфликты или жесткие перераспределительные споры.

Можно предположить, рассуждают авторы доклада, что эффекты неравенства проявляются, когда люди считают это неравенство чрезмерным или несправедливым. Но граница между избыточным и необходимым неравенством очень размыта и существует лишь в субъективных представлениях людей. Субъективные представления о том, что происходит в экономике, нередко сильно отличаются от фактов, фиксируемых статистикой. Например, безработица и страх перед ней или реальная инфляция и ее восприятие. Зачастую субъективные ощущения оказываются важнее фактов – именно они формируют ожидания, а затем и соответствующее поведение. «Поэтому в данной работе мы обсуждаем именно восприятие неравенства, а не само неравенство, измеряемое статистическими показателями коэффициента типа Джини или децильными коэффициентами», – подчеркивает Владимир Гимпельсон. В этом случае важно понять, какие именно факторы могут влиять на субъективное отношение к неравенству.

Когда богатство раздражает

Одной из наиболее плодотворных идей, касающихся восприятия неравенства, является так называемый «туннельный эффект», сформулированный А.Хиршманом. Согласно ему, в обществах, где «социальные лифты» отлажены и вертикальная мобильность достаточно интенсивна, люди относятся к неравенству более спокойно. Эта гипотеза получила теоретическое и отчасти эмпирическое подтверждение.

Другой аспект проблемы восприятия неравенства связан с легитимностью приобретенного благополучия. Если население считает его законным и легитимным (то есть полученным в «честной игре»), то связанное с этим неравенство не воспринимается как проблемное. И наоборот, если люди считают что те, кто обогатился, сделали это нечестно, несправедливо или социально неприемлемыми способами, то это может вызывать сильное неприятие.

В таком случае, по мнению авторов исследования, неравенство не столько проблема рынка как такового, сколько следствие «институционального склероза» – неработающих социальных лифтов и структурных ограничений, тормозящих восходящую мобильность. «То есть дело не в рынке, а в обществе, где люди имеют разные возможности доступа к позициям на рынке труда», – говорит Гимпельсон.

Собственно, цель представленной работы – ответить на вопрос, связано ли ощущение неравенства с возможностями вертикальной мобильности (иначе говоря, с возможностью изменить свое социально-экономическое положение) и повышает ли легитимность механизмов социального продвижения терпимость к неравенству.

Коррупция снижает терпимость к неравенству

Для проведения исследования использовались три разные базы данных. Прежде всего, это Международная программа социальных исследований (ISSP-2009). В 2009 году было обследовано более 40 тысяч человек в 40 странах. Кроме того, для проверки результатов на устойчивость авторы использовали данные обследованийISSP-1999 и LiTS-2010.

Эконометрические расчеты позволили авторам утверждать, что эффект мобильности, то есть тот самый «туннельный эффект»», имеет значение. Те, кто сами испытали перемещение вверх по социально-экономической лестнице, намного терпимее относится к неравенству в обществе.

Однако, кроме эффекта мобильности, имеет значение, способ, обеспечивший эту мобильность. Например, широкое использование немеритократических способов обогащения (взятки, коррупция, статусные связи, «нужное» семейное положение), практикуемых в данной стране, значимо снижает терпимость к неравенству. Однако признание меритократических инструментов, таких как «упорный труд», никак не влияет на восприятие неравенства. Понятно также, что чем больше в стране средний класс, тем лучше перспективы движения снизу вверх.

Эти выводы выдерживают всестороннюю проверку разными эмпирическими данными, разными переменными, разным набором стран и, наконец, разными эконометрическими спецификациями. В итоге авторы делают вывод: в странах с более интенсивной восходящей социальной мобильностью люди менее склонны считать неравенство серьезной социальной проблемой. Если доминирующие «инструменты успеха» в глазах общества легитимны и справедливы, оно готово принять даже значительное неравенство.

Это означает, что отношение к неравенству – это во многом проблема институтов, которые могут предоставлять равные возможности, а могут обеспечивать привилегии в продвижении наверх одним и ограничивать шансы других. Тогда задача для политиков и политики – не втягивать общество в опасные перераспределительные споры, а не допускать склеротизации институтов, блокирующих социальную мобильность.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2023, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.112 сек.
Яндекс.Метрика