28 марта 2024 г. Четверг | Время МСК: 20:02:18
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Интервью Директора Департамента международных финансовых отношений Андрея Бокарева агентству "Прайм"

МВФ может смягчить требования к реформам на Украине, но вряд ли откажется от них




Источник: Минфин России
добавлено: 17-03-2014
просмотров: 3414
Политические события на Украине и прекращение финансовой помощи от России заставляют Киев обращаться в Международный валютный фонд (МВФ), но согласовать условия нового кредита сторонам будет непросто. МВФ вряд ли откажется от реформ, без которых, по его мнению, экономика Украины просто не выберется из той ямы, в которой она оказалась.

Отказ киевских чиновников выполнить принципиальные требования фонда - например, повышение до рыночного уровня цен на энергоресурсы для населения, уже привел к остановке в конце 2010 года предыдущей программы МВФ. В результате Киев получил вместо обещанных 15 миллиардов долларов всего 3,4 миллиарда и должен полностью погасить задолженность перед Фондом в течение этого и следующего годов.

Могут ли чиновники МВФ при обсуждении новой программы пойти на уступки и как скоро финансовые средства могут прийти на Украину, рассказал в интервью агентству «Прайм» директор департамента международных финансовых отношений Минфина России Андрей Бокарев. 

В случае обращения Украины за кредитом в МВФ, будет ли идти речь о новой программе с новыми условиями для них, или речь, скорее, пойдет о продолжении старой?

В рамках старой программы в числе прочих были зафиксированы принципиальные для МВФ моменты.

Первый - приближение цен на энергоносители, на коммунальные услуги, связанные с отоплением, с энергоснабжением, к рыночным. На данный момент и промышленность, и физические лица платят только около 20% от реальной стоимости услуг, и ситуация, когда компенсацию затрат по остальным 80% вынуждено на себя брать государство - неприемлема.

Второй момент был актуален до недавнего времени, но сейчас ситуация корректируется в силу объективных причин - я говорю о сильно завышенном курсе гривны. Несмотря на все рекомендации, украинские власти отказывались провести небольшую девальвацию, что снижало и конкурентоспособность экспорта, и приходилось тратить резервы на поддержание этого курса.

Украинские власти ранее заявляли, что не готовы двигаться по этим позициям. Поэтому сейчас говорить, будет ли это возобновление существующей программы на каких-то новых условиях или выработка некой новой - вопрос абсолютно открытый.
Но никаких схем и вариантов, что МВФ просто так выделит деньги, только для того, чтобы снять некую остроту ситуации в экономике, не рассматривается, МВФ не работает по таким принципам.

КТО ЗАПЛАТИТ ЗА РЕФОРМЫ

Нынешнее правительство Украины может обратиться за таким кредитом?

В принципе, да. Но в такой ситуации и страны, заинтересованные в урегулировании этой проблемы, и международные организации, в первую очередь МВФ, должны для себя сами определяться, принимать какое-то решение. С учетом нынешней ситуации возникает вопрос, насколько люди, вырабатывающие на украинской стороне какие-то решения сейчас, уполномочены это делать. На него непросто ответить. Это вопрос скорее для политиков, нежели для финансистов и для экономистов.

Программа реформ, под которую будет выдаваться кредит, разрабатывается правительством страны, которая обращается за кредитом, или МВФ свои требования выдвигает?

Фактически это плод коллективного творчества. Приезжает специальная миссия странового департамента МВФ, если необходимо, привлекаются профильные специалисты. Задача миссии, как правило, в пределах двух недель, отработать со всеми представителями финансово-экономического блока, включая, естественно, Нацбанк, все направления и задачи. Безусловно, сотрудники Фонда едут не с пустыми руками, у них есть предварительное понимание, какие требования, условия они выдвинут для той или иной страны. И я думаю, что те позиции, о которых я уже упоминал, так или иначе все равно всплывут.

Да, может быть, в условиях нынешней кризисной ситуации, не будет вестись речь о том, чтобы максимально жестко, как можно быстрее повышать цены для населения на потребляемые энергоносители, на электроэнергию и так далее, тем более что это чревато социальными осложнениями, но все равно никто не будет от этого отказываться.

Естественно, в ходе переговоров стороны должны найти какое-то компромиссное решение. Если интересы и цели совпадают, по итогам работы миссии подписывается письмо о намерениях, в котором четко фиксируются все приоритеты и обязательства. И если программа одобряется Советом директоров, она вступает в силу.

Каждый транш кредита увязан с выполнением определенных условий. Невыполнение может явиться основанием для приостановления программы или даже ее сворачивания, в зависимости от того, насколько власти страны готовы или не готовы к сотрудничеству.

НИКАКОЙ ПОЛИТИКИ

Эта программа должна быть чисто экономической, или могут быть какие-то политические требования?

Политических требований у фонда, естественно, нет. Ни с точки зрения президентских выборов, ни с точки зрения соблюдения прав и свобод, ни с точки зрения запрета или разрешения деятельности каких-то политических партий. Единственное, что может быть зафиксировано в программе - это позиция, что те или иные меры или решения могут быть реализованы только после выборов главы нового государства. Но там никак не может указываться никакой определенный кандидат.

Сколько времени может примерно пройти с момента обращения страны до поступления средств?

В случаях, когда требуется неотложное принятие решений, Фонд реагирует максимально оперативно, миссия в течение нескольких дней может быть сформирована и направлена для проведения переговоров. Стандартная практика работы миссии - 2 недели.

Если стороны быстро приходят к взаимопониманию и согласовывают проект письма о намерениях, требуется еще порядка двух-трех недель для рассылки документа до вынесения на Совет директоров. В отдельных ситуациях, когда требуется неотложное принятие решения, материалы могут быть разосланы за один-два дня. Но это, скорее, исключение из правил.

После того, как Совет директоров принимает положительное решение, страна согласовывает некоторые технические моменты и уже в течение нескольких дней может ожидать поступление первого транша в рамках программы.

В случае с Украиной можно поставить задачу и где-то во второй половине марта о чем-то вести речь, но это возможно при наличии взаимопонимания, доброй воли и готовности со всех сторон договариваться. И при отсутствии каких-то привходящих факторов, которые могут осложнить ситуацию.

СКОЛЬКО МЕРЯТЬ В SDR?

Как определяется объем помощи, который страна может получить?

В принципе, страна изначально заявляет сама желательный объем. С другой стороны, конечно, есть некие лимиты: стандартный кредит stand-by - до 300% квоты страны в Фонде. В отдельных случаях может приниматься решение об увеличении цифры, например, в ситуации по Греции была более 1000% квоты. Объем помощи - это вопрос к менеджменту Фонда и Совету директоров, к акционерам, насколько они будут готовы поддержать такой подход.

При определении объема помощи Украине будет учитываться кредит, который уже получен в рамках старой программы?

Безусловно, будет учитываться все. Новая программа вряд ли будет простым продолжением старой, но в результате общий объем будет зафиксирован и не сможет превысить процента квоты, который будет согласован.

Квота Украины - 1 372 миллионов СДР или 2,1 миллиарда долларов. То есть, стандартная величина кредита - это около 6 миллиардов долларов. Очевидно, это не совсем та цифра, на которую рассчитывают украинские власти. Насколько Совет директоров МВФ будет готов поддержать решение о превышении стандартного лимита - вопрос переговоров и в определенной степени политической поддержки.

Стоимость кредита тоже стандартная?

Стоимость - это ставка по трехмесячным бумагам стран, входящих в корзину СДР: США, Евросоюз, Великобритания и Япония. Сейчас 0,11-0,12%. В то же время, если будет значительно превышен объем, у Фонда есть право эту процентную ставку несколько повысить. Но это не будет неподъемная величина, это может быть дополнительно 200-300 базисных пунктов. Это опять же, предмет переговоров.

Срок кредитования также будет зависеть от программы. Есть программа stand-by, которая чаще всего связана с необходимостью переждать краткосрочные шоки, связанные с платежами по долгу, разрыв в платежном балансе - то есть, направлена на некую стабилизацию экономической ситуации. Она предусматривает выделение всего объема средств в течение 2-2,5 лет и погашение в рамках 4 - 5 лет.,

Если мы говорим про программу структурных реформ, а в случае с Украиной это, наверное, было бы более правильно, программа может быть от 4-5 до 10 лет. В этом случае и ставки могут быть побольше. Естественно, первые 1,5-2 года - льготный период, когда погашаются только проценты, но не идет возврат основного долга.

РОССИЯ НЕ ПРИ ДЕЛАХ

Средства МВФ теоретически могут пойти на погашение задолженности перед другими государствами, например, перед Россией?

Я не думаю, что возможна такая ситуация, потому что Фонд не дает денег на рефинансирование долга. Этот вариант, я думаю, не стоит рассматривать.

Россия может повлиять на принятие решений МВФ? И какова будет позиция России при голосовании в МВФ?

Пока преждевременно об этом говорить. Естественно, позиция будет формироваться, в том числе и с учетом тех условий, под которые эта программа будет делаться. Единственное, что могу сказать - мы будем принимать участие в обсуждении, речи о каком-то самоустранении нет.

Другое дело, что повлиять мы можем только в определенном смысле: надо понимать, что решения Совета директоров принимаются большинством голосов, а по этим вопросам здесь не требуется консенсуса.

Я думаю, что с учетом того, что у нас там менее 3% голосов, говорить о том, что даже если мы займем противоположную позицию, то мы сможем как-то заблокировать принятие тех или иных решений, конечно, не приходится.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика