19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 23:42:14
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Тяжелая ноша ЛИДЕРА



Родион Насакин
Источник: Журнал "Управление персоналом"
добавлено: 19-03-2014
просмотров: 3239
Родион Насакин, директор по развитию бизнеса Evernote в России и СНГ. Родион присоединился к команде Evernote в апреле 2012 года в качестве менеджера по маркетингу. Через семь месяцев он начал отвечать за маркетинг, развитие бизнеса и продажи компании в регионе СНГ. Свою карьеру начал в 2006 году в журналистике в качестве редактора журнала «Компьютерра». А с 2007 года работал в Mail.Ru Group бренд-менеджером на протяжении более трех лет, отвечая за маркетинг поисковых сервисов компании. Затем в качестве главного редактора перешел в стартап-проект в области электронной коммерции. За время его работы число пользователей Evernote в России и СНГ увеличилось вдвое, превысив 2 миллиона человек. Родион Насакин родился в 1983 г. в Новотроицке. В 2006 г. окончил Московский Институт Стали и Сплавов (МИСиС) по специальности «Прикладная информатика».

Список самых быстро растущих компаний журнала «Форбс» поражает прежде всего тем, что в нём много «новых лиц»... — как они так быстро появились там?

Многие из этих «новых лиц» представляют технологичный бизнес, рынки, которых просто-напросто не существовало десять или пять лет назад. Экспоненциальный рост технологий открывает новые возможности для людей в самых разных сферах работы и жизни. Это и возможности для нового бизнеса со стремительным развитием в силу огромного спроса.

Если приводить в пример нашу компанию, то всего пять лет назад Evernote получил первый миллион пользователей. Тогда это был просто сервис хранения и организации заметок для компьютера и смартфонов. Однако сегодня речь идет о бренде, который объединяет целую серию приложений, помогающих людям быть продуктивными. Есть корпоративное решение Evernote Business для удобной совместной работы и информационного обмена в компаниях малого и среднего бизнеса. В прошлом году мы представили марку устройств и аксессуаров Evernote Edition. А число пользователей сервисов нашей компании составляет уже более двух миллионов человек только в России, в мире их больше 80 миллионов.

Люди всегда хотели быть продуктивными и помнить всё, новые технологии позволили нам предложить им отличное решение для этого.

Это тоже часть угроз и «тяжёлая ноша лидера» — постоянно ожидать обгона сзади?

Это норма и основа здорового рынка, главный стимул постоянно оптимизировать бизнес-процессы и совершенствовать продукты. Нужно каждый день доказывать своим пользователям, что их выбор был и остается правильным даже на фоне новых альтернатив.

Мы полностью доверились именно конечным потребителям нашего продукта. Весь наш маркетинг построен на «сарафанном радио» — рассказах одних пользователей другим о такой полезной штуке, как Evernote. Именно поэтому будущее нашего сервиса и нашей компании — в руках пользовательской аудитории.

Почему и у нас, и в мире средние компании стремятся «не высовываться» и не заявлять о своем явном «новом лидерстве»?

Потому что хвастать, во-первых, некрасиво, а, во-вторых, бессмысленно. Лидерство в отрасли — не та вещь, о которой нужно специально заявлять. Если это лидерство не очевидно со стороны, то оно, скорее всего, надуманно.

Крупные компании-лидеры, как правило, пристально следят за конкурентами и последователями? Как это реально делается (если не перечислять постулаты из учебников по бизнесу), насколько это затратно?

Это затратно и, вопреки устоявшейся практике, зачастую бессмысленно. Evernote не занимается мониторингом каких-то других компаний, не следит за тем, что они делают. Нас уже выбрали десятки миллионов людей и главное — прислушиваться к мнению этих людей в работе над проектом.

Конечно, на рынке есть множество приложений и сервисов, которые помогают людям быть более организованными и имеют те или иные возможности, аналогичные нашим. Но мы использовали этот факт иначе — создали открытую платформу для разработчиков, чтобы они могли интегрировать свои продукты с Evernote. Так они получили шанс заинтересовать наших пользователей, а наши пользователи смогли расширить свои варианты работы с Evernote.

Сейчас с нами сотрудничают десятки тысяч разработчиков, мы активно продвигаем несколько сотен независимых решений и активно поощряем стартапы по всему миру развивать свой бизнес с Evernote.

GR-директора в крупных компаниях — норма времени. А как и что надо делать в этой сфере растущим компаниям?

Это зависит от того, кто ваш клиент. Наверное, это критически важно для компаний, ориентирующихся на государственные заказы. Evernote ориентирован на обычных пользователей, а также малый и средний бизнес по всему миру.

Конечно, нам приходится учитывать специфику законодательства и государственного управления в странах, где мы работаем, но мы всегда придерживаемся основного правила: ставить во главу угла интересы потребителя, в нашем случае — пользователя, и его права на приватность данных, оставаясь при этом в рамках закона.

Монобизнес или многопрофильность — кто побеждает в этом направлении (некоторые лидеры не распыляются и не диверсифицируются, а иные — наоборот)?

Нет единственно правильного пути к успеху. Сфокусированность на одном продукте, как и одновременная работа в нескольких направлениях, — просто разные инструменты развития сервиса и продукта.

Причём это не однократный выбор. В Evernote мы прошли несколько этапов.

Изначально это была «компания одного продукта». Сервис и приложения к нему, чтобы быстро сохранять и потом легко и удобно находить информацию разного типа на любом компьютере или телефоне, где бы вы ни находились. Команда была полностью сосредоточена на совершенствовании этого продукта: мы добавляли поддержку новых мобильных платформ, новую функциональность, оптимизировали серверную архитектуру.

Вместе с тем, удобная организация пользовательских заметок с разным содержимым — амбициозная задача. В определённый момент, проанализировав популярные варианты работы с нашим сервисом, мы поняли, что будет правильно предложить отдельные «вертикальные» решения для наиболее востребованных «частных случаев».

Так, например, появились Evernote Food — мобильное приложение для удобного хранения рецептов и других кулинарных заметок, Evernote Clearly — 
чтобы комфортно читать тексты в браузере, Skitch — чтобы быстро делать снимки экрана и фотографии, вносить в них необходимые пометки, а потом быстро отправлять друзьям и знакомым.

Департаменты «инновационных стартапов» стали обычным явлением в крупных российских компаниях....Понятно, что это дань моде и веяние времени.... Это тоже часть «тяжёлой ноши лидера» — нести на себе бремя поиска всего нового?

Мне это кажется неизбежным. Нужно непрерывно бежать вперед, чтобы оставаться на лидерских позициях. Свежие идеи, инновации в новой экономике — экономике знаний, играют ключевую роль. Мы практически каждую неделю слышим, как очередная основанная пару лет назад компания оценивается рынком в ошеломительную сумму. Это оценка и новых идей, и нового подхода к бизнесу, маркетингу, разработке.

В этом мире гигантам приходится доказывать свою жизнеспособность и адаптироваться к новым условиям. Поэтому и возникает необходимость в выделении определённых автономных команд, работающих над инновационными направлениями бизнеса, новыми нишами.

Evernote — достаточно молодая и гибкая компания, у нас работает чуть больше 350 человек, однако и мы уже имеем опыт использования аналогичного подхода «компании в компании».

Как я уже говорил, у нас есть несколько продуктов, помимо основного Evernote, и над каждым из них работала выделенная команда «полного цикла» — от разработки до маркетинга. Если говорить о Skitch, то его команда вообще работает в другом городе в отдельном офисе.

Закрыть убыточное (устаревшие технологии, ненужный товар, услуги, рост себестоимости...) производство — это же проблема из проблем для лидеров?

Это нормально и естественно, непрерывная оптимизация ресурсов — часть рабочего процесса. В нашу маркетинговую политику входила так называемая «стратегия первого дня». Суть её состояла в том, чтобы оказаться в любом магазине приложений и на любом знаковом устройстве в момент его выхода. Так, например, Evernote оказался в App Store в тот день, когда Apple открыла магазин. Эта стратегия позволяла нам получить большое количество новых пользователей и внимание СМИ без инвестиций в рекламу — только в саму разработку.

Вместе с тем ставка на новую платформу всегда подразумевает определённый риск. Так, например, сейчас большинство наших пользователей может и не помнить выход Evernote для операционной системы WebOS, которая не получила широкого признания на рынке. Однако, если сравнить успешные «ставки» и потери, — эффективность стратегии останется очень высокой.

Стартапы «бродят по Европе»... И всё же, — как «не переусердствовать» в этом благом порыве?

Здесь есть общая для всех стартапов болезнь роста — все увлекаются, постоянно добавляют функциональность и поддерживают новые платформы, стараются объять необъятное, — и иногда это идёт в ущерб основной деятельности или основному продукту. Важно уметь вовремя остановиться, оценить уже сделанное и прислушаться к своим лояльным и давним потребителям. Как они оценивают эти нововведения?

Мы тоже увлеклись в последние годы. Evernote значительно вырос как бизнес, сообщество и продукт. Вместе с тем, я рад, что наш генеральный директор Фил Либин поступил мудро и нашёл силы остановиться и окинуть сделанное взглядом.

К тому времени у наших давних лояльных пользователей накопились жалобы по поводу производительности и реализации наших продуктов. В результате мы сделали целью 2014 года «работу над ошибками», совершенствование и рост качества основного продукта. Мы перераспределили ресурсы разработки: 90% были направлены на работу с существующими приложениями.

Итоги подводить рано, но кое-что уже можно отметить. Пользовательский рейтинг приложения Evernote для iPhone в App Store после обновления для iOS 7 опустился до печальных двух звезд. Сейчас мы вернули его до 4,5. Кроме того, команда под руководством нашего технического директора Дэйва Энгберга смогла оптимизировать серверную архитектуру нашего сервиса, увеличив в 4 раза скорость обмена данными между Evernote в Интернете, на вашем компьютере и мобильных устройствах.

Сейчас ведётся активная работа над другими нашими базовыми приложениями, которые сделают жизнь пользователей удобнее и комфортней.

Сидеть «на двух стульях» (основной бизнес и стартапы), или как контролировать диверсификацию?

Критерий контроля прост. Ваши продукты должны не просто развиваться параллельно, но и обеспечивать синергию — дополнительное преимущество, как в функциональном, так и рыночном плане, от одновременной работы с ними: 1+1 должно быть больше двух.

Например, у нас есть продукт Penultimate. Это довольно известное приложение для рукописного ввода на iPad. Оно уже было бестселлером в App Store, когда мы его приобрели. На нём было удобно делать заметки от руки стилусом. Однако мы на этом не остановились.

Дело в том, что в Evernote уже была технология распознавания печатного и рукописного текста. Мы её используем для того, чтобы вы, сфотографировав или отсканировав некий документ, визитку или стикер, могли потом найти запечатлённую там запись так же легко, как если бы это был обычный текст.

Интегрировав Evernote с Penultimate, мы открыли новый пласт возможностей для пользователей каждого приложения. Исписав множество цифровых страниц в Penultimate, вы можете хранить их архив в Evernote доступным для моментального поиска. Ну, а пользователи Evernote получили отличный инструмент для создания рукописных заметок.

«Топы» — старые, новые.... Как акционерам выбрать «правильных топов», которые могут удержать лидерство?

Наверное, это всегда индивидуально, зависит от специфики, рыночных позиций и идеалов компании. Вместе с тем, есть универсальные критерии: опыт, компетенции, доказанная эффективность. В нашем случае таким переломным моментом с обновлением управленческой команды стал запуск Evernote Business в 2012 году. До этого мы представляли сервис только для частных пользователей, и нам очень нужен был человек с отличным видением и стратегией для корпоративного рынка.

Нам повезло, к Evernote присоединился в должности операционного директора Кен Галликсен. Сейчас он отвечает за Evernote Business, работу с инвесторами, корпоративное развитие и международные продажи. До Evernote Кен сыграл ключевую роль в становлении развитии ряда крупных компаний Кремниевой Долины, будучи в течение десяти лет генеральным партнером в легендарном венчурном фонде Morgenthaler Ventures. Достаточно сказать, что в портфолио этого фонда представлены Apple, Texas Instruments, Nuance и другие. До этого Кен Галлискен успел поработать в Sun Microsystems Nortel и Hitachi.

Во многом именно опыт и экспертиза Кена позволили нам добиться значительных результатов на новом для нас рынке. Evernote Business взяли на вооружение десятки тысяч компаний по всему миру, а первый миллион долларов выручки от этого направления мы получили через 5 месяцев после запуска при стоимости подписки в 300 рублей в месяц за одного сотрудника.

Какими станут компании будущего в наш информационный век в управленческом плане?

Они будут очень гибкими, с большим уровнем автономности и распределённости ресурсов и команд, способными на быстрое реагирование на вызовы рынка. В ИТ это уже непременное условие выживания компаний. Эти же тенденции будут распространяться и на смежные отрасли.

Об этом говорит и упомянутое Вами стремление создавать стартапы внутри компаний, и набирающие популярность новые подходы к организации труда, такие как BYOD (возможность работать со своего личного компьютера или другого устройства), и многие другие.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.099 сек.
Яндекс.Метрика