19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 21:03:05
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Футурология супермаркета

Магазины будущего сами решат, что нужно их покупателям.



Ольга Колтунова
Источник: ИА Клерк.ру
добавлено: 25-03-2014
просмотров: 3402
Экономический спад в сфере розничной торговли уже дает о себе знать: ведущий российский ритейлер "Магнит" отчитался о падении спроса. Товары дорожают, конкуренция между продавцами растет. Чем завлечь покупателя? "Ко" попытался проанализировать, как мог бы выглядеть магазин будущего.

Покупки, как в кино

Опыт британской сети Tesco в Корее перенесен в Россию. Поскольку корейцы - люди деловые и ходить в магазины не любят, британцы организовали большой интернет-магазин прямо в метро. На станции подземки воссоздан макет типичного супермаркета с фотографиями продукции, каждая из которых предусматривает QR-код. Сфографировав этот код на смартфон, покупатели со смартфона заказывают приглянувшийся товар. В России такую же схему продаж прошлой осенью использовала немецкая сеть гипермаркетов электроники MediaMarkt на станции метро "Выставочная" (через два месяца проект свернули: в сети сообщили, что результатами эксперимента остались довольны и даже хотели участвовать в тендере Московского метрополитена на такие услуги, но он не состоялся).

Очевидно, что необходимость в традиционных магазинах техники и электроники постепенно отпадет. "Однако прежде чем заказать товар, его нужно посмотреть. Для этого ритейлеры будут строить не магазины, а шоу-румы", - говорит Кирилл Гродинский, гендиректор магазина E5.Ru (проект X5 Retail Group). А вот Андрей Шарак, директор по продажам в секторе розничной и оптовой торговли SAP СНГ, рассказывает о том, что европейцы уже осваивают проекцию товаров в 3D. "Эти технологии позволяют магазину экономить площадь. Покупатель подходит к экрану, выбирает товар и может увидеть его полноценную проекцию. Потом товар можно вынести к кассе со склада или же оформить заказ на дом", - поясняет Андрей Шарак.

Доставка товара из интернет-магазина тоже будет усовершенствована. Некоторые логисты, заглядывая в будущее, уже мечтают о "товаропроводе". "Продуктопровод будет такой же коммуникацией, как водопровод и мусоропровод. Благодаря новой системе товары будут поступать прямо в квартиры", - фантазирует Дарья Фалина, представитель логистической компании FM Fresh. Впрочем, в реальности ритейлеры работают над иной схемой. Американский ресурс amazon.com пообещал, что уже через полгода начнет доставлять товары на дом при помощи беспилотных летающих аппаратов, причем всего за тридцать минут. Вероятно, они будут скидывать товар на специальную решетку перед домом. Ведь приземляться опасно: беспилотник могут просто украсть или повредить. А что делать, если покупатель живет не в собственном коттедже с лужайкой, а в многоквартирном доме? Тогда посылки можно будет послать беспилотником местной логистической компании, которая ловит посылки для одного определенного городского района и доставляет их в мини-транспорте в течение пятнадцати минут. Разумеется, к тому времени полеты летающих аппаратов над Москвой разрешат.

"Магазин будущего - это интернет-проект, где накоплена полная информация о рынке, ценах, качестве товара, отзывы о нем, сравнение всех его свойств. В Сети можно будет получить информацию вообще о любом товаре в мире, заказать и оплатить его, моргнув глазом в интернет-очках, по дороге в офис, предварительно рассмотрев 3D-модель товара. Время доставки можно будет корректировать в интернет-очках вплоть до 10-15 минут", - мечтает Леонид Зондберг, коммерческий директор DPD в России и странах СНГ.


Список покупок

Впрочем, и традиционные магазины не умрут. "Сколково" уже предложило миру очередную модификацию виртуальной примерочной. Впрочем, скорее всего, дамы сколковскими инновациями останутся недовольны и магазины одежды продолжат свое развитие.

Безусловно, выживут и продуктовые магазины: их товары тоже нужно видеть и выбирать. Но они преобразятся. Ходить по "Ашану" и тратить на обход его территории целый час не нужно будет: ведь часть товаров переместится в 3D. Однако, урезав площади и сэкономив за счет 3D на аренде, развивать формат супермаркета ритейлеры все-таки не прекратят. При входе в супермаркет будущего покупатель достанет смартфон и зарегистрируется в системе магазина. "За неимением смартфона посетитель может взять в руки специальный сканер", - рассказывает Андрей Шарак. Его компания уже устанавливала подобную систему в экспериментальном магазине будущего Real,- (входит в группу Metro) в немецком городке Рейнберг. Смартфон или сканер тут же выдаст посетителю либо перечень предыдущих покупок, либо четкий список наиболее часто покупаемых им продуктов (не секрет, что в недельной закупке продуктов 80% приобретаемого ассортимента не меняется). Список будет работать для покупателя как "напоминалка" и позволит ничего не забыть.

Важно, что при первой же регистрации покупатель укажет магазину, что именно он хочет покупать: на какие продукты у него аллергия, предпочитает ли он экологически чистые продукты с маркировкой "органик" или что-то другое. Также покупатель сможет указать, к примеру, что не хочет покупать товар поставщиков, использующих дешевый труд людей в развивающихся странах (для европейцев это очень актуально), или же тех, кто недостаточно активно участвует в экологических программах, например, не использует для упаковки невозобновляемое сырье или не поставил себе логотип мировой экологической организации, занимающейся программами по восстановлению леса.


В цепких лапах продавца

Приобретая товар с полки, покупатель подносит сканер или смартфон к штрихкоду товара и тут оказывается в цепких лапах продавца. Обычно процесс покупки одного уже известного покупателю продукта в супермаркете продолжается всего 1,5 секунды. Но этого достаточно, чтобы на человека воздействовать. Например, хочет клиент купить кофе, уже поднес к сканеру упаковку с ним... А ритейлер ему пишет: "Вы лучше возьмите нашу собственную торговую марку! Кофе такой же по качеству, но дешевле, ждет вас на этой полке справа". Покупателю дешевле, а у ритейлера маржа больше. Что скажет на такую задумку SAP и Metro поставщик? Собственно, его не спрашивали. И в будущем уж точно не станут (крупные сети продолжат расти, мелкие уйдут с рынка, любой желающий торговать через сети обязан будет идти на поклон к пяти оставшимся мировым монополистам).

Кроме того, смартфон или сканер тут же определит, а нет ли в этом товаре опасного для покупателя аллергена, является ли продукт органическим и поместил ли поставщик на упаковку нужные экологические логотипы. А на основе данных о предыдущих покупках клиента супермаркет выдаст рекомендации по покупке какого-то дополнительного товара (например, какой сыр взять к этому вину). Указать же место на полке того или иного товара и довести до него покупателя поможет "умная" тележка. Такие уже используются в Азии, в частности в Корее.

А вот на вопросы клиента, что делать, если на товаре нет штрихкода и не врет ли сканер, легко ответит автоматический робот-консультант. В немецком экспериментальном Real,- такие уже есть, как, впрочем, и роботы-дегустаторы вина. Эти никогда не ошибутся с дозой, которую можно дать на пробу, и отличат уже продегустировавшего вино покупателя от нового.

С тележкой уже просканированных товаров человек подходит к кассе. Стоять в очереди ему не придется. Товар ведь уже отсканирован, и доставать продукты из тележки не надо. Достаточно поднести телефон к терминалу на кассе, чтобы оформить покупку. Деньги, разумеется, также просто снимутся с карточки при помощи смартфона (технологии NFC), поэтому лезть за кошельком в сумку или за карточкой в карман не нужно. На выходе неотсканированный товар, который пытаются украсть, определят рамки.

Бороться с воровством поможет и метка RFID, что-то типа "умного" штрихкода (уже давно используется в одежных магазинах). На метку, в отличие от обычного штрихкода, можно записать различный объем информации о товаре - и его цену, и сроки годности. Метка RFID просигнализирует о наличии товара на полке и сообщит о его сроках годности менеджеру зала. Она, скажем, покажет, что на полке осталось менее 25% от позиции товара. Менеджер, даже не показывая носа в зал, сразу даст указания роботам - сколько какого товара на какую полку ставить. Пока такие метки стоят дорого, от товара отваливаются, на железе и фольге вообще не работают, то есть для продуктов питания не подходят. Но в будущем...


Внедренный чип

Активно технологию RFID внедряли еще совсем недавно в проекте "Магазин будущего" (продукты питания) X5 Retail Group. Этот небольшой тестовый магазинчик был оснащен и "умными" тележками, и прочими многочисленными новшествами. В проект вложили 350 млн руб. Его софинасировали в равной степени сама компания Х5, которая, собственно, и занимается реализацией проекта, "Роснано" (финансовый инвестор), а также "дочка" "Роснано" "Ситроникс", задача которой - как раз таки освоить технологию RFID для розничной торговли.

Первый коммерческий "Магазин будущего" должен был появиться уже в 2013 г., но его так и не открыли. В X5 Retail Group сообщили, что и свой экспериментальный магазинчик, находившийся на территории офиса ритейлера, закрыли. Пока тратить деньги на технологии будущего, вероятно, нет смысла. В конце концов, если уж в стране неладно с экономикой, то, значит, и ручной труд недорог, поэтому работать над технологическими новинками неинтересно.

Даже давно опробованная технология PayPass (чипы NFC), которую обычно встраивают в смартфоны, пока используется далеко не везде. По словам Дениса Носачева, представителя банка "Открытие", для того, чтобы торговая точка могла проводить бесконтактные платежи, помимо технической готовности процессинга самого эквайера к обслуживанию таких операций требуется приобретение более дорогих POS-терминалов или апгрейд уже установленного оборудования, что увеличивает траты эквайера в среднем на 10-15% при прочих равных условиях. Банки не всегда готовы нести дополнительные расходы.

Зато эти технологические новшества сейчас вполне подходят для развлечений и подтрунивания над работниками розничной торговли. Недавно руководитель блока "Розничный бизнес" Альфа-банка Алексей Коровин вделал такую мини-карточку в часы. Придя в "Алые паруса", он абсолютно серьезно сообщил кассирше, что расплачиваться будет часами! Реакция дамы была весьма бурной: как такой приличный мужчина делает столь вопиющие предложения и куда ей потом эти часы сбывать? Узнав, что в наручный хронограф просто вделан чип, кассирша пришла в неописуемый восторг: когда на кассе появилась надпись о произведенной оплате, супермаркет сотряс громкий радостный крик: "Часы прошли!!!"

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.119 сек.
Яндекс.Метрика