29 октября 2020 г. Четверг | Время МСК: 02:49:27
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Сколько стоит ваша лояльность?



Алексей Верижников
Источник: E-xecutive
добавлено: 25-03-2014
просмотров: 1946
«Отдамся по сходной цене» – это не просто продажность, а вполне достойная бизнес-стратегия на рынке труда, утверждает Алексей Верижников. В этом мире все имеет свою стоимость, особенно преданность компании. Главное в торговле лицом – следить за котировками своего профайла.

На недавно завершившейся сочинской олимпиаде было много охов и ахов, что люди с российскими фамилиями выигрывают золото под флагами чужих стран вместо того, чтобы горделиво нести это золото в закрома Родины. Зато победы «настоящих русаков» с фамилиями Ан и Уайлд (хорошо, что еще не Оскар) нареканий ни у кого не вызвали. Ведь бывают шпионы, а бывают разведчики. И понятно, что это две совершенно разные профессии.

В профессии менеджера лояльность своей компании – одна из основных ценностей и добродетелей. Вместе с тем, если ты не меняешь работу каждые три-четыре года, то даешь рынку сигнал, что ты апатичен, неамбициозен и готов довольствоваться тем, что есть. И не нужно тогда удивляться, что рынок особого интереса к тебе проявлять не будет.

Опять-таки, если ты меняешь работодателя каждый год-два, то у тебя складывается репутация «летуна» – человека, который нигде подолгу не задерживается, и которого, в силу его невысокой ценности как работника, никто не считает нужным удерживать: «Уходишь, ну и скатертью тебе дорога!».

Вопрос, на каком году работы в компании завязывать с лояльностью, – из серии вопроса для девушки, на каком по счету из свиданий переходить от «знакомства» к «отношениям». Если на первом или на втором – то сочтут доступной и легкомысленной. А затянешь сильно с фазой lady, то ведь могут и интерес потерять – существующую гендерную диспропорцию между количеством женщин и количеством мужчин в России никто пока не отменял. Так что всем леди с тягой к прокрастинации лучше в Китай – там пропорция обратная.

Тема лояльности цветам флага родины и логотипу компании сравнительно недавняя. Ей от силы два века. А до этого значимой была тема личной лояльности – слуги к господину, рыцаря к сюзерену, дружинника к князю, самурая к своему дайме. Да, и тут случались слуги двух господ, блудливые во всех смыслах рыцари, сильно коммерциализированные и активно торгующие лицом самураи.

Легенда о самурайской верности родилась на самом закате самурайской эпохи в период Эдо (1603 – 1868), когда самураям стало юридически запрещено переходить к другому господину, даже в случае смерти текущего покровителя. Фактически, в Японии было введено «самурайское крепостное» право: «Вот тебе, дедушка-самурай, и Юрьев день!». А раньше-то самураи весьма бодренько свои резюме рассылали.

За пределы личной лояльности служение выходило крайне редко. «Свои» против «чужих» – это ментальный конструкт уже современного сознания. В Куликовской битве и с той, и с другой стороны участвовали и русские, и татары. В войсках Ивана Грозного, осаждавшего Казань, было немало татар. В Смутное время с поляками на пару русские города разоряли православные казаки-украинцы.

Те же казаки-украинцы, присягнувшие «на века» на верность России при гетмане Богдане Хмельницком, при последующих гетманах то норовили податься назад под поляков, то присягнуть турецкому султану, то перейти на сторону шведов в их противостоянии с Россией.

Сам Хмельницкий тоже был любопытным персонажем. Факты его биографии говорят, скорее, в пользу того, что он был не украинцем, а поляком, или, по крайней мере, наполовину поляком (польская фамилия, до сих пор весьма распространенная в Польше, шляхетское происхождение, обучение в иезуитском Коллегиуме во Львове). Успел повоевать на польской стороне против России и получить за храбрость золотую саблю.

Обида его на польского короля была сугубо личная, а не этническая – король не дал внятной поддержки в ссоре с более богатым и статусным соседом, нанесшим Хмельницкому оскорбление.

Сюжет практически ничем не отличался от сюжета повести А.С. Пушкина «Дубровский». Только Дубровский-младший в ответ на обиду, нанесенную отцу, перешел к мелкой партизанщине, а Хмельницкий-старший, мстя за обиженного сына, сыграл по крупному – поднял уже на большое дело тысячи казаков-наемников, оставшихся без работы и отчаянно заскучавших после завершения в 1648 году Тридцатилетней войны в Европе.

В Белоруссии до Великой Отечественной войны самоназвания «белорусы» в ходу практически не было. Местные называли себя либо «русскими» (если были православными), либо «католиками» (полуполяки-полубелорусы, составлявшие почти половину населения союзной республики).

Всем известна война красных партизан против немцев на территории Белоруссии в годы войны. Гораздо менее известна война партизан-католиков против партизан-коммунистов. Белорусские католики воевали под руководством польских офицеров из ушедшей в подполье Армии Крайовой. Иногда они воевали и против немцев, а иногда и в союзе с немцами против других белорусов. Вот кто тут, спрашивается, кому свой, а кто чужой?

Такие истории можно продолжать и продолжать. Лояльность в бизнесе тема вообще очень скользкая. Сам дух капитализма предполагает конкуренцию за квалифицированную рабочую силу, равно как и за другие ценные ресурсы, а также их активное переманивание и перетягивание на себя как плохо подоткнутое одеяло.

С другой стороны, слово «корпорация»имеет средневековое происхождение и предусматривает и цеховую лояльность, и верность боссу, и длительный переход из подмастерьев, ключи подающих, в настоящие мастера, решительно ныряющие с головой в канализационный люк.

Дальше всех с корпоративным средневековьем пошли японцы с их идеей пожизненного найма. После окончания университета выпускника берут в известную японскую корпорацию, где он работает всю жизнь. Предусматривается и вертикальное восхождение по служебной лестнице, и горизонтальное перемещение по разным по обязанностям, но сопоставимым по статусу должностям. Если компания переживает трудные времена, то, в первую очередь, режут зарплату и бонусы топ-менеджерам, и лишь в последнюю очередь задумываются о сокращении сотрудников или урезании их зарплат.

Это идеальная модель, которая, понятно, в реальной жизни имеет массу оговорок и исключений из общего правила. Но с этой моделью японцы в 1970-1980-х годах очень успешно конкурировали с американскими корпорациями, заставив последних крепко задуматься, насколько хорош культивировавшийся в Америке принцип карьерного индивидуализма, карабканья по головам наверх и активной продажи себя тому, кто готов предложить максимальную цену.

Япония уже двадцать лет живет в состоянии стагнации. По «козырным» в прошлом отраслям, таким как судостроение, автомобилестроение и электроника, японцев сейчас активно теснят южные корейцы. И, видимо, не за горами те времена, когда Япония будет славна не столько своими высокими технологиями, сколько мангой и хентаем. А корейцы сегодня – это полный аналог японцам 1970-х. Работают по 12 часов в день в своих семейных или полусемейных корпорациях и передовиков капиталистического труда на доски почета в заводских проходных вывешивают. А проходные эти периодически их в «люди выводят», как пелось об этом в известной советской песне.

Американская модель являет собой полную противоположность феодально-семейно-азиатской. Здесь ты должен чего-то достичь в одной компании, публично засветиться со своим профессиональным портфолио, вызвать интерес хэдхантеров и с фанфарами перейти к купившему тебя работодателю на более высокую компенсацию. На новом месте нужно первым делом заявить о лояльности как высшей профессиональной добродетели менеджера и постепенно, как сани летом, начать готовить платформу к переходу в другую компанию на новый уровень в перспективе трех-четырех лет.

А лояльность/ нелояльность? В западной ментальности такие ценностные коллизии уживаются так же легко, как основательный коллаборационизм и опереточное «Сопротивление» в ментальности жизнелюбивых французов.

Зачастую логика перекупа сотрудников в других компаниях доходит до полного абсурда. Например, есть две крупные западные корпорация, являющиеся лидерами в своей индустрии. HR-директора этих двух компаний придерживаются совершенно одинаковых стратегий – лучше купить готовую «звезду» у конкурента, чем пытаться продвигать подающий надежду талант в своей команде. В результате обе компании практически одновременно переманивают друг у друга двух ведущих специалистов.

Сухой остаток такого размена: ты сильно потратился на хедхантеров и компенсационный пакет, получил кадровую дыру у себя, требующую новых расходов на хэдхантеров, демотивировал свой кадровый резерв. Зато все славно потрудились и славно отчитались о проделанной работе!

Давать какие-либо практические советы из серии «будь лояльным» или «активно торгуй лицом» – дело неблагодарное. Все сильно зависит от контекста. Но при этом, нужно не забывать обновлять свой профайл и регулярно следить за биржевыми котировками своего одухотворенно торгуемого лица, пока его дивный профиль/ профайл вообще кому-то еще интересен.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2020, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Кузьмина Ксения Алексеевна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.176 сек.
Яндекс.Метрика