20 апреля 2024 г. Суббота | Время МСК: 07:04:07
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Соцпакет: разогреть в микроволновке



Наталья Севастьянова
Источник: Журнал "Работа с персоналом"
добавлено: 18-06-2014
просмотров: 2958

«А как их кормить?» — такой вопрос часто задают в зоомагазинах. Но не только там. Ответ желают знать и эйчары на пару с руководителями, только под «ними» в этом случае подразумевают работников. Как обычно питаются сотрудники, как кормить их лучше, и что это даёт кормящим и кормимым, рассказывает Наталья Севастьянова.

Автор о себе

Наталья Севастьянова, журналист, PR-специалист. Пишу статьи о внутреннем пиаре, формировании благоприятного климата в коллективе и просто о жизни. Сейчас работаю в компании с говорящим названием — «Обед.ру».

Что у вас в пакете?

В нашей стране социальный пакет работника не определён законодательно, и до сих пор непонятно, чем его наполнять и как распределять. И если зарубежные компании в этом вопросе обычно руководствуются сложившимися стандартами, то российские предприятия чаще всего просто не заморачиваются и даже считают, что белая зарплата уже сама по себе неоспоримый бонус для многих соискателей и работников.

Тем не менее эйчары и управленцы компаний в один голос заявляют, что социальный пакет — это плюс не только для сотрудников, но и для работодателей. Эксперты уверены, что грамотно составленный соцпакет повышает рабочую эффективность, а заодно снижает текучесть кадров.

Как правило, социальный пакет зависит от характера работы сотрудника и его положения в должностной иерархии. «Служебная машина или оплачиваемое компанией жильё — это привилегии высококвалифицированных наёмных топ-менеджеров, от чьей деятельности зависит судьба бизнеса, — считает бизнес-тренер компании "ЭКОПСИ Консалтинг" Сергей Львов. — Оплата проезда на метро и горячего питания в рабочие дни — типичные составляющие соцпакета рядовых служащих. Затраты на мобильную связь компенсируются тем сотрудникам, которые по служебной необходимости часто оказываются вне офиса. Медицинская страховка предусмотрена для специалистов, чья работа сопряжена с повышенным риском».

Если сравнивать соцпакет в западных и российских компаниях, то первые предлагают его расширенный вариант (наполнение различается в зависимости от должностей). Российские же компании предпочитают вводить универсальные компоненты, которые зависят от фактического места работы, что наиболее заметно в компаниях с региональной сетью.

В состав соцпакета в российских компаниях могут входить:

1) привилегии и льготы (ведомственное жильё, служебная машина и т. д.);

2) финансовое покрытие некоторых нужд работника, напрямую не связанных с производственной деятельностью (плата за жильё, страхование жизни и здоровья, оплата курсов, второго образования, кредиты на льготных условиях и т. п);

3) обеспечение бытовых потребностей работника внутри компании (организация питания сотрудников, создание корпоративного детского сада и т. п.). Этот вариант хорош тем, что освобождает энергию, которую работники тратили бы на решение этих проблем, и позволяет направить её на рабочие цели.

Вот об организации питания в компании мы и поговорим подробнее. Тема прозаичная, но весьма важная — это знают все, кому приходилось работать в офисе, салоне или на производстве.

Зачем вам это?

Считается, что хорошо организованное питание в компании снижает текучесть кадров. Это тот самый компонент, который помогает сотрудникам не выпадать из рабочего графика, экономит время в случае авралов и ненавязчиво, но каждодневно напоминает, что работодатель заботится о своих людях.

Например, так считает экономист-эксперт Алина Рашитова: «Такой пункт в договоре работник расценивает не только как экономию времени, но и как заботу о нём (в фирме бережно относятся к людям), а также как некую защищённость и удобство. К тому же организованное питание не прерывает стабильного рабочего процесса, а если для приёма пищи предусмотрено отдельное помещение, то ещё и психологически разгружает сотрудников».

А что думают сами работники?

Дмитрий Соколов, маркетолог-консультант: «Если в компании организовано бесплатное питание для сотрудников — это большой плюс. Всё-таки приём пищи, хотим мы того или нет, вызывает у нас много эмоций (наверно, даже больше, чем хотелось бы). Переиначив известную пословицу, можно сказать, что путь к сердцу сотрудника лежит и через его желудок. Конечно, работать "за еду" никто не будет. Но вот если питание идёт бонусом к зарплате, то это отлично стимулирует. Помнить утром, когда времени в обрез, что нужно ещё и бутерброды сделать, утомительно. А ходить по уже надоевшим точкам общепита в обеденный перерыв (хорошо ещё, если они поблизости и погода хорошая) совсем не хочется. И даже если питание в компании не полностью бесплатное, это всё равно большой плюс, надо только процесс продумать хорошо».

Ольга Николайчук, финансовый аналитик: «Конечно, когда выбираешь работодателя, о питании думаешь далеко не в первую очередь. Но после выхода на работу этот вопрос становится важнее, потому что обедать нужно каждый день. Постоянно изобретать что-то не хочется, а портить здоровье, питаясь всухомятку, тоже не вариант. На одной из моих прошлых работ были небольшая столовая и свой повар. Половину суммы за питание оплачивали работники, остальное — компания. Каких-то особых плюсов у этого работодателя не было, но я вспоминаю его более тепло, чем остальных, возможно, как раз потому, что атмосфера в офисе была более домашней, а обеденное время приносило не напряги, но вкусные запахи и приятные ожидания».

«Среди сотрудников нашей компании много "невыездных" специалистов — программистов, проектировщиков и менеджеров, весь день проводящих в офисе, поэтому у нас считается нормальным перекусывать прямо на рабочем месте, — говорит Наталья Подорога, контент-менеджер компании "Флайлинк". — Меня это положение вполне устраивает. Я дома всё равно готовлю, поэтому приношу с собой еду в контейнере, разогреваю в микроволновке и обедаю. Бывает, что некогда готовить вечером, тогда просто иду в столовую, которая есть в нашем здании, и там беру комплексный обед за 150 рублей. Конечно, если бы приходилось ходить куда-то в ресторан на бизнес-ланчи, было бы менее комфортно».

Итак, для работников организованное питание в компании — явный плюс. Казалось бы, к этому нужно всего лишь прислушаться — и принесёшь пользу сразу всем: и работникам (сняв с них ещё одну насущную проблему), и компании (повысив лояльность персонала и сделав работу более эффективной). Но всё ли так гладко?

Добро пожаловать в реальность

Что же мы имеем в действительности? Обратимся к статистике. По данным портала Superjob.ru, более половины компаний (свыше 56 %) вообще не заботятся о горячем питании для своего персонала.

Комментируют опрошенные:

«Нет ни места для приёма пищи, ни микроволновки для разогрева еды, ни даже выделенного времени для обеда».

«Рабочий день у нас длится больше восьми часов, а в помещении нет даже кулера с водой, не говоря уже о микроволновке и месте, где можно пообедать».

Есть и счастливцы, у кого на работе всё же организовано горячее питание. И этим фактом довольны 54 % респондентов. Больше всего довольных среди тех, кто работает в компаниях, где есть штатный повар и собственная кухня (73 %). На втором месте те, кто ходит в корпоративную столовую (такой вариант нравится 65 %).

А вот те, кто вынужден приносить еду из дома и потом её разогревать, в большинстве своём недовольны. Такое положение дел устраивает лишь 35 % тех, кому всё же приходится это делать.

И что тут предложишь?

Помимо бездействия, нет плохих путей, если ваши работники вынуждены изо дня в день питаться всухомятку. Всегда можно что-то улучшить, найти компромиссное решение для компании с учётом её бюджета. Вариантов может быть несколько.

Путь первый. Оборудовать свою кухню, нанять повара, выделить небольшое помещение под столовую, составить обеденный график, чтобы никому не было тесно. Кто будет оплачивать обеды — решать в каждом конкретном случае (полностью работодатель, полностью работник, совместно).

Плюсы: уютная домашняя атмосфера, лояльность работников, забота о персонале, видная каждому сотруднику.

Минусы: всегда найдутся те, кого не устраивает меню, повар и т. п. Но большинством сотрудников такой вариант воспринимается положительно.

Путь второй. Если вы не готовы к столовой со штатным поваром, то можно снимать офис в здании с уже имеющейся столовой. И тут компания тоже может компенсировать сотрудникам часть расходов на питание (см. выше). Как именно и в каком объёме — решать специалистам по компенсациям или эйчарам.

Плюсы: Сотрудникам не приходится приносить еду из дома или ломать голову, куда пойти пообедать, да и ходить далеко не приходится.

Минусы: Столовые бывают лучше и хуже, меню и уровень кулинарного искусства устраивают не каждого работника. Однако собственного повара можно сменить, а вот повлиять на персонал столовой офисного центра довольно сложно.

Путь третий. Если столовой в офисном здании нет, можно просто выделить помещение для обедов и найти поставщика готовых блюд.

Плюсы: Удобно, если поблизости нет подходящих точек общепита. Позволяет учесть разные вкусы и предпочтения.

Минусы: Если компания не компенсирует сотрудникам расходы на питание хотя бы частично, то по стоимости такой вариант сравним с ежедневным посещением заведений общепита. Не все работники могут позволить себе это каждый день, ещё меньше — захотят.

Как это выглядит на практике, рассказывает Павел Алашкин, директор по рекламе и маркетингу сайта Gismeteo.ru: «У нас были эксперименты с организацией питания в офисе. Мы попробовали различные варианты. Пытались договориться с ближайшими ресторанами, заказывали фастфуд, рекомендовали сотрудникам кафе, где можно перекусить. Но все эти меры были не самыми эффективными. В начале 2012 года мы наконец-то решили эту непростую задачу простым способом. У нас есть регистрация на сайте поставщика обедов, и все наши сотрудники (более 50 человек в трёх офисах) занесены в эту систему. Ежемесячно компания пополняет личный счёт каждого из них, и они каждый день заказывают комплексные обеды или отдельные блюда на завтра (у выбранных нами поставщиков). Когда на следующий день поставщик привозит обеды, сумма заказа списывается со счёта сотрудника. Ответственный сотрудник принимает общий заказ у курьера, разбирает и раскладывает на кухне. Когда наш коллектив приходит обедать, каждый находит свои блюда (каждое подписано), тут же есть и микроволновка».

Если же ни один из этих вариантов вам не подходит, придётся изобретать что-то своё. Однако важно помнить, что найти персонал зачастую бывает проще, чем удержать. И почему бы не начать с организованного питания? Нужно это большинству. Расходы и заботы не так велики, компромиссы и творческое решение найти можно всегда, а отдачу компания получает в виде лояльности персонала и более низкой текучки.

А самое худшее — показать сотрудникам, что их животы — это их проблема, до которой вам нет никакого дела.

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.099 сек.
Яндекс.Метрика