29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 10:05:16
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Как управлять конфликтами между старыми и новыми сотрудниками



Натэлла Бармакова Директор по персоналу ООО «Технотрейд ЭТ», Москва
Источник: Журнал "Генеральный директор"
добавлено: 23-05-2014
просмотров: 8347

Как управлять конфликтами между старыми и новыми сотрудниками

Фото: Syda Productions/Shutterstock


На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

  • Что может спровоцировать столкновения между старыми и вновь пришедшими работниками
  • Как предупредить конфликты на стадии отбора персонала
  • Как правильно позиционировать нового сотрудника перед коллективом
  • Как использовать конфликт в интересах компании

Также Вы прочитаете

  • Как Генеральный Директор ГК «Пенопол» превратила конфликт между сотрудниками отдела продаж в эффективную систему мотивации

 

Я работала директором по персоналу в компаниях самых разных сфер бизнеса и могу сказать, что напряженность в отношениях между старыми и новыми сотрудниками существует везде. С одной стороны, это естественно: незнакомый человек часто вызывает недоверие старых сотрудников, и на притирку обычно требуется время. Но, с другой стороны, довольно часто такие вещи могут привести к открытым столкновениям и конфликтам в компании. Как избежать таких ситуаций и как разрешить конфликт, если он уже произошел?


Предотвратите конфликт на стадии отбора сотрудников

Всем знакома прописная истина: проблему легче предотвратить, чем искать потом способы ее решения, но почему-то не все руководители следуют этому правилу. Я уже на собеседовании обращаю внимание на личные качества человека, которые могут привести к конфликтам и противоречиям, чтобы исключить заведомо острые случаи несовместимости. Например, я отказываю кандидату, если вижу, что он не впишется в сложившийся коллектив или может не сработаться со своим непосредственным руководителем.

 

Потенциально опасный фактор – возраст. Возникновение конфликтной ситуации очень вероятно, когда новичок моложе, чем основной коллектив, или, наоборот, гораздо старше самого взрослого старожила.

 

Еще одна зона риска – различия в привычных способах работы и распределения ответственности. Например, сотрудник, привыкший к неформальным отношениям, взаимовыручке, взаимозаменяемости и полноте предоставляемой информации, попадает в компанию с четко поставленными и прописанными бизнес-процессами и процедурами. Или, наоборот, человек из компании, где все расписано до запятой, приходит в семейную фирму, где все делают всё. Представьте, Вы нашли прекрасного грамотного специалиста. Он привык приходить без опозданий и уходить ровно в 18:00, выполнять лишь свою часть работы в соответствии с утвержденной должностной инструкцией, все проблемы решать по электронной почте, сохраняя копии писем с датой (временем) отправления, чтобы отслеживать оперативность ответов. Так было принято на его прошлом месте работы. А Ваш коллектив привык работать иначе. В 18:00 никто не уходит, потому что всегда находятся какие-то дела, электронное письмо считается чуть ли не оскорблением – проще подойти и сказать и т. п. Новый сотрудник будет чувствовать себя некомфортно и своим поведением вызывать непонимание со стороны окружающих.

 

Заранее готовьте коллектив к приходу нового руководителя

Конфликты в организации могут стать как стимулом, позволяющим сделать шаг вперед, так и причиной разрушения коллектива. И то, какой окажется цена разрешения проблемы, почти целиком зависит от Генерального Директора. Поэтому призываю всех руководителей компаний грамотно анализировать риски выхода на работу нового сотрудника, особенно, если это кандидат на руководящую позицию. Будьте внимательными и терпеливыми проводниками нового менеджера.

 

Лично рекомендуйте нового руководителя сотрудникам

Еще до выхода нового сотрудника на работу сообщите коллективу о его достижениях, опыте работы и задачах на новом месте. В первый рабочий день представьте новичка коллективу, но не делайте этого формально – покажите, что Вы заинтересованы в том, чтобы коллектив его принял. Скажите новому сотруднику, чтобы на этапе испытательного срока он не стеснялся обращаться к Вам по любому вопросу, поскольку это наиболее сложный период и для него, и для всего коллектива. На первом этапе постоянно обсуждайте с новым сотрудником все вопросы.

 

Не ставьте перед новичком труднодостижимых целей

В одной дистрибьюторской компании часто менялись руководители отдела продаж. Генеральный Директор ставил довольно сложные и амбициозные задачи и требовал их выполнения в короткие сроки. Но сделать это было непросто, поскольку рынок был сложный (импортная алкогольная продукция). Каждый новый директор отдела продаж, стремясь выполнить планы в срок, экономил время на знакомстве с коллективом и начинал работу с оглашения требований и наказаний. В результате постоянно возникали конфликты между коллективом отдела и меняющимися руководителями. Коллектив, привыкший к частой смене руководства, саботировал задания, потому что не было ясно, надолго ли задержится новый начальник. Такая ситуация продолжалась довольно долго, пока Генеральный Директор, проанализировав ее, понял, что лозунг «Если ты профессионал – тебе все равно с кем работать» неверен. Он составил план вхождения в должность директора отдела продаж, увеличив сроки получения первых результатов. У нового руководителя появилось время на адаптацию в коллективе. Во многом благодаря этому он смог совладать с уставшим от постоянной смены начальства отделом и вывел его на хорошие результаты.

 

Готовьте коллектив к переменам, которые начнутся с приходом нового руководителя

Иногда бывают случаи, когда руководители сознательно идут на вливание «свежей наэлектризованной крови», чтобы встряхнуть коллектив, вывести его из состояния сонного равновесия. Например, Вы решили перейти к более бюрократичному, но более наглядному документообороту. Требуется отучать сотрудников принимать заказы и просьбы устно и приучить к тому, чтобы общаться в письменной форме. Новичок сможет стать проводником нужных изменений. В этом случае конфликт должен быть осознанным и регулируемым процессом, а компания и коллектив должны быть подготовлены к переменам.

 

Приведу в пример опыт одной компании, занимающейся оптовыми поставками сложного технологичного оборудования. Компания продавала оборудование только крупным клиентам, все договоры заключались на довольно продолжительный срок. Сотрудники привыкли, что работа всегда есть и все, что от них требуется, – лишь качественно исполнять свои обязанности. Руководителей организации такая ситуация перестала устраивать – развитие бизнеса требовало развития новых направлений.

 

Был найден новый сотрудник, у которого были интересные идеи по выходу на новые для компании рынки, а также имелся необходимый опыт для реализации этих идей. Когда он пришел в компанию, ни один из отделов, занятых в основной бизнес-цепочке (продажи, закупки, бухгалтерия), его не принял. Он задавал вопросы, формулировал новые предложения, давал менеджерам неожиданные для них задания. Все это привело к конфликтам, которые впоследствии вылились в саботаж. Чтобы развести конфликтующие стороны, руководство компании приняло решение открыть новое направление – отдел развития. В него были привлечены только те менеджеры, которые занимались новыми разработками, маркетингом и прямыми продажами, то есть изначально были заинтересованы не только в обработке входящих запросов, но и в активном продвижении оборудования. Так удалось разрешить конфликт.

 

Говорит Генеральный Директор

Айгуль Гомоюнова Генеральный Директор группы компаний «Пенопол», Москва

 

Конфликты между старыми и новыми сотрудниками начали возникать уже в первый год нашей работы, когда мы начали расширять отдел продаж. «Старенькие» чувствовали себя более опытными и уверенными и не всегда шли на контакт с «новенькими», не хотели делиться опытом. Доходило до того, что некоторые отказывались показывать, где лежат прайс-листы, как оформить договор, где взять образцы продукта, каталоги, как оформить заказ и т. д. Из-за притеснений новые менеджеры терялись, чувствовали себя некомфортно и не могли полноценно работать, даже если это были специалисты с большим опытом.

Такое отношение к новым сотрудникам возникало из-за страха потерять свой участок работы. Дело в том, что наша компания специализируется на производстве и оптовой поставке стройматериалов, и за каждым менеджером закреплены определенные регионы. Когда приходит хотя бы один новый человек, кому-то из менеджеров приходится отдавать ему свои регионы. Этого, конечно, делать не хочется, особенно если там уже была проведена работа и получен неплохой процент. С другой стороны, из-за большого количества регионов менеджерам не хватало времени на более тщательную разработку каждого из них. Именно поэтому я и решила расширить отдел продаж. Необходимо было из каждого участка выжать по максимуму, что, естественно, должно было увеличить прибыль компании, и, соответственно, увеличить премиальный фонд менеджеров.

 

Я объясняла людям, что расширение штата положительно скажется на их зарплате, позволит компании проводить выездные мероприятия, оснастить офис новой техникой и т. д. Сначала была проведена общая беседа, а потом еще индивидуальные встречи с теми, у кого оставались сомнения. Я не уставала объяснять, почему нам надо развиваться, зачем нужны новые сотрудники, успокаивала, что никто не собирается отнимать у давно работающих специалистов кусок хлеба.

 

Кроме разъяснений, я устроила рабочее соревнование. Прикрепила к каждому новому сотруднику «старожила». Наставники должны были делиться с подопечным информацией, знаниями, помогать войти в курс дела. Мы выбирали наиболее опытных сотрудников, и наличие стажера еще больше повышало их статус в компании. Был выделен премиальный фонд. Чем больших успехов достигал новичок, тем большее вознаграждение получала пара новичок-наставник. Каждый стал заинтересован, чтобы его подопечный быстрее достиг результатов. В итоге наставники вошли в азарт и даже стали помогать друг другу работать с новичками уже не ради денег. Наблюдая за наставниками, я отмечаю для себя, кто из них может впоследствии стать руководителем.

 

Нам понадобился почти год, чтобы научить сотрудников работать не друг против друга, а на общее дело.

 

Справка


 

Натэлла Бармакова окончила Московский государственный институт электроники и математики по специальности «инженер-системотехник» и Московскую государственную юридическую академию по специальности «юрист», также прошла профессиональную переподготовку по курсу «Управление персоналом и кадровый анализ» в Московской международной высшей школе бизнеса «МИРБИС». Опыт работы в качестве руководителя службы персонала и заместителя Генерального Директора по персоналу в компаниях различного профиля – более восьми лет.


«Технотрейд ЭТ»

Сфера деятельности: реализация комплексных проектов по внедрению передовых высокотехнологичных решений в области IT- и телекоминдустрии

Форма организации: ООО, входит в группу компаний

Месторасположение: Москва

Территория: Центральный офис – в Москве, аффилированные партнеры – во Владивостоке, Екатеринбурге, Новосибирске

Численность персонала: около 250

Основные клиенты: ОАО «Волга-Телеком», ОАО «Дальсвязь», ОАО «Сибирьтелеком», ЗАО «Синтерра», ОАО «Центртелеком»

 

«Пенопол»

Сфера деятельности: производство и оптовая торговля строительными и отделочными материалами; логистические услуги; проведение тренингов

Форма организации: группа компаний

Месторасположение: Москва

Численность персонала: 20 (штат торговой компании и логистического подразделения ООО «Пенопол»), 5 (тренинговый центр)

Клиенты: 197 компаний из разных регионов России (от Камчатки до Дагестана) и стран СНГ

Стаж Генерального Директора в должности: с 1993 года

Участие Генерального Директора в бизнесе: один из учредителей

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.096 сек.
Яндекс.Метрика