29 марта 2024 г. Пятница | Время МСК: 10:27:47
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

РЖД помогут устоять



Игорь Калиновский
Источник: «Expert Online»
добавлено: 28-07-2014
просмотров: 2913

РЖД помогут устоять

Правительство приняло план сохранения финансовой устойчивости ОАО «РЖД», ожидавшего многомиллиардных убытков в 2014-2015 годах. Монополия получит новые тарифные и налоговые льготы, а также компенсацию выпадающих доходов за пригородные перевозки.

Правительство одобрило план мероприятий по обеспечению безубыточной деятельности ОАО «РЖД» в 2014-2015 годах.

Монополия получит почти все послабления, о которых просила: новые тарифные и налоговые льготы, компенсацию выпадающих доходов за пригородные перевозки. При этом от РЖД не будут жестко требовать оптимизации затрат, экономить компании придется только на зарплатах сотрудников. По информации «Коммерсанта», документ был подписан еще 22 июля вице-премьером Аркадием Дворковичем и содержит ряд поручений профильным министерствам, РЖД, Федеральной службе по тарифам (ФСТ) и регионам. Подготовить документ 25 июня поручил президент Владимир Путин по итогам совещания с правительством. В РЖД не стали комментировать план, но источник в монополии сообщил, что правительство учло почти все предложения.

План, по сути, повторяет предложения Минтранса, но дорабатывался с учетом замечаний, высказанных на совещании в правительстве, сообщили «Эксперт Online» в ведомстве. Во-первых, РЖД должны получить тарифные и налоговые льготы. Речь идет об изменении тарифов на некоторые грузы в рамках ценового коридора (РЖД вправе менять тарифы в пределах от -12,8% до +13,4%), что, например, только в 2015 году должно дополнительно принести монополии 17 млрд рублей, а также об индексации тарифов на все грузоперевозки в 2015 году на уровне до 10%. Железнодорожники просили индексацию выше исходно запланированных правительством 6%, грозя завершить 2015 год с убытком в 100 млрд рублей. Против этой идеи выступали Минэкономики и грузоотправители, например металлурги, в частности некоммерческое партнерство «Русская сталь» направило в июне письмо премьеру Дмитрию Медведеву, в котором выразило несогласие с увеличением тарифа на перевозки грузов по железной дороге выше уровня инфляции.

Согласно правительственному плану поддержки РЖД также планируется зафиксировать в 2015 году нулевую ставку НДС в пригородном сообщении и направить акцизы, включенные в цену закупаемого РЖД дизтоплива, на развитие железнодорожной инфраструктуры. Эффект от этих мер оценивается в 6,3 млрд рублей. Еще до 45 млрд монополия может получить в качестве прямых субсидий на капремонт путей. Кроме того, Белый дом обсуждает возможность сохранения льготы по налогу на имущество для РЖД. Действующая ставка - 0,7%, она должна была вырасти с 2015 года до 1%. Но если ее оставят на прежнем уровне до 2017 года включительно, РЖД удастся сэкономить за три года около 44 млрд рублей.

Вторая часть предложений включает компенсацию монополии убытков за пригородные перевозки. В частности, предусматривается установление льготного тарифа, обеспечивающего полную компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» от государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в пригородном сообщении с учетом выделения из федерального бюджета 25 млрд рублей ежегодно. Ожидается улучшение финансового результата ОАО «РЖД» на 8,8 млрд рублей. Кроме того, предусмотрено принятие мер по урегулированию задолженности субъектов РФ перед пригородными пассажирскими компаниями и пригородных пассажирских компаний перед РЖД путем заключения долгосрочных соглашений сроком на 10 лет о погашении задолженности. Планируется также закрепление ответственности субъектов РФ по компенсации выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний, связанных с установлением тарифов для населения ниже экономически обоснованного уровня.

Старший научный сотрудник Центра институционального развития ИПЭИ РАНХиГС Вадим Новиков считает, что коль скоро РЖД выполняют социальную функцию, они вправе рассчитывать на поддержку государства. «С одной стороны, при выборе способа компенсации выпадающих доходов компании – из бюджета или за счет тарифа - более справедливым представляется первый, поскольку расходы на социальную поддержку населения должны нести все, а не только пассажиры. С другой стороны, я считаю неправильным покрывать убытки как таковые – нужно направлять средства на оказание конкретной услуги, имеющей определенный ценник, чтобы потом было легче проконтролировать качество и нужность этой услуги», - пояснил он «Эксперт Online».

Третья часть плана сохранения финансовой устойчивости включает меры по повышению эффективности самого ОАО «РЖД», но жестких обязательств со стороны монополии нет. Как сообщили в Минтрансе, эффективность будет достигаться, в том числе за счет увеличения скорости перевозки грузов и оптимизации процесса эксплуатации порожнего подвижного состава. Кроме того, предусмотрена разработка системы ключевых показателей эффективности (KPI) работы компании и ее руководства.

Единственное, в чем при этом правительство решило ограничить РЖД - рост зарплат сотрудников. Соответствующие предложения должны быть подготовлены к 16 сентября. Источник, близкий к монополии, утверждает, что этого пункта не было в предложениях РЖД и Минтранса. Впервые отказаться от индексации зарплат сотрудников РЖД предложил осенью 2013 года министр экономики Алексей Улюкаев. Это была ответная мера на заморозку тарифов госмонополий, которая позволила бы компании сократить объем расходов. В итоге РЖД отказались от этой идеи. Еще в 2013 году правительство предлагало более жесткие меры по сохранению финансовой устойчивости РЖД при заморозке тарифов на 2014 год. От монополии требовали сокращения закупочных цен на 10% в год и инвестзатрат на 50 млрд рублей. Кроме того, РЖД было рекомендовано увеличить доходы от перевозки грузов минимум на 5% и сократить издержки от перевозки убыточных. Однако сейчас о подобной экономии речи не идет.

Генеральный директор консалтингового агентства «Инфраньюс» Алексей Безбородов считает расточительством бюджетную поддержку РЖД в текущей экономической ситуации. «В условиях постоянного ужесточения режима санкций, чем меньше средств будет тратиться на поддержку кого бы то ни было, тем лучше, - заявил он «Эксперт Online». – Компании должны выживать за счет собственных резервов. Если не смогут – значит, экономика обойдется без них». По его словам, социальная нагрузка РЖД в части пригородных электричек – не больше чем миф. «РЖД получают от аренды электричек почти всю выручку пригородных компаний – от 55% до 80% в зависимости от региона. Так что ни о какой социальной нагрузке речь не идет», - заметил он.

Популярные статьи по теме:
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.098 сек.
Яндекс.Метрика