19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 19:29:22
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Наука «продаваться»



Мирон Гольдман, Диана Садыкова
Источник: Журнал "Управление персоналом"
добавлено: 20-01-2015
просмотров: 3638

Каждый из нас был кандидатом и будет еще в этой роли не раз. Кризис в экономике, похоже, многих из нас выведет в разряд соискателей намного раньше, чем мы могли предполагать еще пол года назад.  При этом, количество вакансий будет уменьшаться.

Казалось бы, естественный вывод – конкуренция между кандидатами усилится. Но не все так просто и очевидно. Количество квалифицированных соискателей действительно увеличивается, но реальных конкурентов среди них крайне мало.  Удивительно, но большинство кандидатов абсолютно не готовы к смене работы и проигрывают уже на стадии телефонного интервью. И дело чаще всего совсем не в отсутствии у них каких-то компетенций.

В силу профессии, мы провели тысячи интервью, оценивая кандидатов с разных ракурсов – со стороны рекрутинговой компании и компании – заказчика. 

Думаем, в условиях экономического кризиса, многим соискателям будет полезно выслушать тех, кто находится по другую сторону «баррикады».

Три мины для кандидатов.

Мы не анализировали причин явлений, о которых пойдет речь, но можем утверждать, что они имею место быть. Подавляющее большинство кандидатов  просто не знают или почему-то игнорируют довольно простые истины, как нам кажется, базирующиеся на простой житейской логике.
Во-первых,  игра чужой роли на интервью, в конечном счете, не в вашу пользу. Надо всегда быть самим собой.
Во-вторых, надо знать, какова ваша рыночная стоимость и в чем ваша мотивация.
В-третьих, в большинстве случаев не стоит понимать буквально причины отказа после интервью.

Перед тем, как  перейти к освещению темы, необходимо заметить – львиная доля кандидатов проигрывает конкуренцию совсем не вследствие низкого уровня квалификации, навыков и т.п. Причины совсем в другом. 

Быть самим собой.

Кандидат - не профессия.

Да, это не профессия. Но если «побродить» по  информационному  пространству, начинаешь в этом сомневаться. Навыки успешного прохождения интервью прописаны  настолько детально, что начинает казаться, что это целая наука, где-то даже искусство. И чего только не найдешь там – как одеться и как входить, как садиться,  как держать руки, какая поза наиболее выгодна и так далее.

По нашему мнению, полагаться на подобные инструкции – путь в тупик. Почему? Может показаться, что они вас учат манипулированию человеком, который проводит интервью. Ничего не имеем против манипуляции, все мы в той или иной степени ею пользуемся.  Даже дети ясельного возраста способны с ее помощью добиться своего. Но в данном случае это не манипуляция, а что-то вроде притворства.  Любой мало-мальски опытный консультант или HR менеджер легко заметит «фальшивые ноты» в вашей игре.
Ничто, как фальшь, не способно испортить общее впечатление от интервью, каким бы ценным опытом не обладал кандидат.

Допускаем, что вас природа одарила актерским талантом.   Но стоит ли его использовать, чтобы добиться своего и попасть в компанию? Это, конечно, решать вам, но надо иметь в виду, что в компании придется ежедневно играть чужую роль.  Надолго ли хватит у вас выдержки?

На наш взгляд, лучшая стратегия поведения – быть самим собой, конечно не забывая про хорошие манеры поведения и элементарные правила этикета.. Ведь только когда Вы остаетесь самим собой, Вы можете показать свою ЛИЧНОСТЬ. А именно личности, талантливые и неординарные ищут работодатели, или во всяком случае большинство работодателей.  Ведь сколько примеров из жизни, когда Но выбирают кандидата, совсем не похожего на всех остальных.  А на практике  большинство кандидатов пытаются сыграть чужую роль и, естественно, проваливаются. 

Но все же готовиться к интервью надо. И первое, что требуется, понять, какую роль компания вам отводит и готовы ли вы играть ее?

Найти свою роль.

В управлении все построено, как в театре, на ролях. Каждой позиции  (вакансия, должность) отводится определенная роль. Это сочетание профессиональных обязанностей, формальным статусом в иерархии управления и с социальным статусом в коллективе. Вашу  будущую роль «пишет» компания-работодатель.

В этих условиях, перед вами стоит два вопроса:

• Какую роль прописали для вас?
• Готовы ли вы принять и играть ее?

Вообще, сотрудник компании коммуницируют с тремя категориями коллег – теми, кто выше (начальство), теми, кто ниже (подчиненные) и теми, кто сбоку (коллеги из параллельных структур, с которыми необходимо поддерживать коммуникации).  Быть в согласии со всеми категориями редко удается, но с двумя из них необходимо.

Каждая категория ждет от вас своего. Каждая из них может принять вас с вашей ролью, а может и не принять, а упорно навязывать вам свою волю. Естественно, многое для вас прояснится уже в рабочей обстановке.  На стадии интервью, максимум, на что вы можете рассчитытвать, на встречу с непосредсnвенным руководителем. Остальное придется прогнозировать, используя интуицию.

До встречи с непосредственным заказчиком позиции (ваши потенциальным руководителем) вам придется, минимум, пройти два интервью в агенnстве и в компании. Это серьезные препятствия, но в то же время и источники информации. На любой стадии вам придется сверять свои взгляды, видение и мотивацию с предлагаемыми условиями.

Вполне допустимо менять видение своей роли  в зависимости от состояния рынка, изменений в вашей карьере, но при одном условии – она  должна быть естественной, близкой вам. 

Типология ролей.

Для примера приведем несколько часто встречающихся  ролей. Их названия  условны.

1. Карт-бланш. Роль лидера, которому будут даны широкие полномочия и амбициозная цель.  Отношения с руководством будут более близки к партнерским, чем к принятым в иерархии.

2. Винтик. Вас воспринимают, как полезную функцию, не более. Обычно эта роль свойственна узким специалистам. Например, бизнес аналитик, программист и т.п.

3. Равновесие.  В вас видят человека, способного удержать достигнутый уровень и вести «ваш корабль» вперед, по заранее размеченному маршруту. Уровень ваших полномочий часто ниже уровня ответственности, но недостающие полномочия можно получить, если вы сумеете обосновать их необходимость.

4. Перекос. Роль исполнителя для позиции, которая предусматривает определенные бизнес результаты. Ваш руководитель не видит в подчиненном самостоятельного менеджера, возлагая на него ответственность, ограничивая полномочия, излишне контролируя, требуя согласования с ним даже оперативных решений. Вы скорее будете наказаны за то, что сделаете, чем за то, что не сделаете, но обоснуете это.

5. Аванс. От вас не ждут высоких компетенций, вас готовы учить. Вы не дорого обходитесь компании. В ответ от вас ждут  лояльности к компании на долгие годы.

Вообще, типов ролей множество, есть и нетипичные варианты. В любом случае, вам нужно определиться со своими предпочтениями, амбициями, трезвой оценкой своих возможностей и уже с ними, как с камертоном идти на интервью.

Диалог

Помните, не только вас выбирают, но и вы выбираете себе компанию – по ценностям, интересам, культуре и т.д.  И вы очень ответственно подходите к такому серьезному выбору. Поэтому и ведите себя именно таким образом на интервью, постарайтесь побольше узнать о компании.  Задавая вопросы, вы сможете нарисовать более полную картину о вашем будущем работодателе, да и сами больше раскроетесь, как личность, как профессионал.  Интервью в форме диалога проходит более продуктивно для обеих сторон. Это факт.

Ваша стоимость.

Если спросить кандидата о его рыночной стоимости, то почти наверняка последует ответ – я сейчас получаю (или на последнем месте…….) …..

Эта информация для рекрутера не лишняя, но если вы вышли на рынок, придется считаться с тем, что он живет по своим законам. Ваша рыночная стоимость может оказаться ниже или выше ваших ожиданий.

Надо осознавать, что стоимость бывает только одна – рыночная. Все остальное что угодно, только не стоимость. В общем, кандидаты это понимают, но почему-то руководствуются личными ощущениями. Например, - «я не должен опускать планку зарплаты» или «у меня ипотека»

Переоценка или недооценка своей стоимости на рынке на 15-20% – почти 100% повод отказать вам. 

Перед интервью советуем провести несложное исследование рынка по  опубликованным актуальным вакансиям. Во внимание лучше принимать те из них, которые принадлежат компаниям, сопоставимых по масштабу бизнеса и уровню менеджмента с компанией, в которой вы работаете и , желательно, из той же или смежной отрасли.

В ряде отраслей, например в добывающих, уровень компенсаций серьезно превышает среднерыночный уровень. Кандидаты из таких компаний прекрасно это знают, но рассматривая предложения из других отраслей, часто не готовы «снизить планку», месяцами пребывая в ожидании удачи.

Еще одно явление, о котором стоит упомянуть – часто кандидаты  предпочитают сиюминутную материальную выгоду в ущерб построению  карьеры. При этом, они искренне думают о карьере и просто откладывают ее реализацию. Увы, иногда второго шанса кандидатам судьба не предоставляет.

Удивительно, но шанс попасть из российской компании в международную редко ценится кандидатами, если предлагается зарплата на 5 000 -10 000 р. меньше, чем текущая. Никакие аргументы, вроде – бренд компании, ценный опыт, востребованность в будущем, не принимаются. 

Кризис всегда приводит к снижению стоимости человеческих ресурсов. По разным отраслям величина снижения различная, к тому же она постоянно меняется, но будьте готовы к тому, что вам могут предлагать зарплату на 20-30% меньше, чем вы ожидаете. И это вполне согласуется с ситуацией на рынке труда. Не учитывать это, по меньшей мере, не разумно.
Пребывание в подобных иллюзиях часто продолжается много месяцев и дорого обходится кандидату. 3-4 месяца без работы и ваша стоимость на рынке неуклонно снижается.  И даже в период кризиса это явление сохраняется.

Обратная связь.

Вам сообщили, что ваша кандидатура снята с рассмотрения. Мы  можем утверждать, что чем больше туров интервью вы прошли, тем меньше вероятность получения объективной обратной связи, то есть истинной причины отказа.

Дело в том, что уже на первом интервью ваш профессионализм оценивается довольно точно, а в дальнейшем центр тяжести перемещается в сторону оценки личностных качеств. Согласитесь, озвучивать то, что вы не вписываетесь в культуру компании или то, что вы, по мнению руководителя, слишком самонадеянны, или, желая попасть в компанию, вы слишком низко опустили планку собственной стоимости, как-то не принято.
Но, при этом, делать для себя выводы все-таки надо.

Советуем пользоваться собственной интуицией и, возможно, тем, что вы прочли в этой статье. 

Удачи вам!

Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.107 сек.
Яндекс.Метрика