4 августа 2020 г. Вторник | Время МСК: 17:54:22
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Нерсисян Тигран

президент холдинга «Бородино»

добавлено: 2005-09-30
просмотров: 13426
Тигран Нерсисян"У меня нет непрофильных активов", - категорично утверждает Тигран Нерсисян, основатель и президент группы компаний "Бородино". Его предприятия производят кирпич и шоколад, мороженое и фасовочное оборудование. Холдинг, который вырос из небольшого цеха по производству газированной воды в подмосковном Можайске, сегодня объединяет более десятка разнородных предприятий. Однако хозяина такая ситуация ничуть не смущает".
Президент "Бородино" жалеет, что не успевает посетить выставку голландской живописи в Пушкинском музее. Старые фламандские пейзажи - его второе увлечение после ярких натюрмортов Мартироса Сарьяна. "В музеях я иногда бываю за границей, когда уезжаю по делам, я так - не хватает времени", - объясняет предприниматель. Когда Тигран Нерсисян перечисляет, какие производства у "Бородино" уже налажены и какие создаются, начинаешь сомневаться, что все это способен контролировать один человек. Но он уверяет, что справляется, поскольку у него хорошая команда и "саморегулирующаяся организация"

Колхозное прошлое
Не каждый бизнесмен может сказать, что создал компанию своей мечты. Судя по словам Нерсисяна, у него именно так все и вышло.
Президент "Бородино" учился коммерции в Львовском торгово-экономическом институте, одном из лучших советских вузов подобного профиля. "Когда мы изучали опыт зарубежных корпораций, мне захотелось создать компанию, у которой каждое предприятие обеспечивает какие-то потребности другого предприятия, - рассказывает Нерсисян. - С этой идеей я уже не расставался".
В 1989 году он вернулся в родной Ереван, где три года, по его словам, "занимался бизнесом, но на государственной работе". А в 1993 году приехал в Россию, причем поселился не в столице или ином, крупном городе, а в провинциальном Можайске, получив должность начальника подсобного цеха в колхозе "Бородино". Впрочем, это хозяйство было самым известным в районе, поскольку владело знаменитым Бородинским полем. И его председатель Виктор Лапкин был человеком авторитетным - недаром его избрали депутатом первого и последнего в истории СССР Съезда народных депутатов.
Столь странный на первый взгляд выбор места работы Нерсисян комментирует кратко: "Через знакомых я узнал, что колхозу требуются управленцы, которые могут налаживать производства". В Можайске у колхоза было советское наследство - заводик со старым оборудованием, остановившийся с началом рыночных реформ. Тигран Нерсисян предложил Виктору Лапкину установить там линию по производству газированных напитков. "Новая линия стоила примерно $50 000, но тогда для нас это были баснословные деньги, вспоминает он. - Мы решили все сделать сами. В горбачевские времена оборудование с предприятий растаскивалось направо и налево, и мы буквально по дворам и гаражам смогли собрать нужные детали В июле 1994 года завод выпустил первую партию лимонада в пластиковых бутылках".
Колхоз в соответствии с требованиями времени был преобразован в ЗАО "Бородино". Компания стала фундаментом будущего холдинга, а Лапкин и Нерсисян - партнёрами. Президент "Бородино" не раскрывает сложившейся в группе структуры собственности, но упоминает, что "все основные решения мы всегда принимаем вместе".
Производство газировки, по словам бизнесмена, оказалось "очень рентабельным". Прибыль сразу же уходила на закупку нового оборудования. В мае 1995 компания взяла свой первый банковский кредит - $500 000 и уже через полгода смогла его вернуть. В том же году завод, переименованный в "Спасо-Бородинские воды", подписал контракт с РерsiСо и разливал ее напитки до 1998 года, пока американцы не построили собственное предприятие в Подмосковье.

Своим путем
Вскоре к заводу присоединили стоявшую по соседству швейную фабрику, которую купили после банкротства и переоборудовали под выпуск напитков. А в 1996 году компания приобрела и установила в Можайске немецкую полиграфическую линию. Для "Бородино", это был первый опыт организации непрофильного, но смежного производства. "Нам в огромных количествах требовались этикетки, а также рекламная продукция", - поясняет Тигран Нерсисян. Когда впоследствии у холдинга появилась кондитерская фабрика, ей весьма пригодился собственный поставщик упаковки. В 1997 году был куплен очередной разорившийся завод - консервный комбинат в городе Медынь Калужской области. Его профиль менять не стали, наладили производство квасного сусла и маринованных овощей.
Компания Нерсисяна и Лапкина благополучно пережила экономический кризис 1998 года и даже приобрела небольшое предприятие в Москве - завод безалкогольных напитков "Мона", на котором некогда был придуман "Байкал". При этом партнеры не забросили сельское хозяйство. Под Можайском у "Бородино" остались молочная ферма и пахотные земли.
На продовольственном рынке компании не искала новых ниш и двигалась в том же направлении, что и конкуренты, но по собственной тропинке. Так, когда в стране начал расти спрос на слабоалкогольные напитки, "Бородино" зарегистрировало на себя названия популярных типов коктейлей и начало выпускать "Отвертку" и "Вертолет".
"Мы пытались договориться с одной новосибирской фирмой о Правах на торговую марку "Кровавая Мэри", - рассказывает гендиректор московского комбината "Очаково" Владимир Антонов. - А в "Бородино" взяли и придумали свой вариант: "Коварная Мэри".
"У "Бородино" хорошо налажена работа по продвижению продукции, хотя не могу сказать, что эта компания выделяется какими-то инновациями, - отмечает менеджер крупного производителя слабоалкогольных напитков. - Там внимательно следят за лидерами рынка и повторяют их ходы. Например, коктейли в стеклянных бутылках "Бородино" начало выпускать после того, как на примере конкурентов убедилась, что на них есть спрос".

Чужого не брать
Семь лет "Бородино" копило силы и ресурсы, чтобы затем за три года превратиться из компании, владеющей несколькими Тигран Нерсисянразрозненными предприятиями, в многопрофильный холдинг.
В 2000 году Тигран Нерсисян решил переоборудовать Медынский комбинат под выпуск мороженого (предприятие все равно нуждалось в модернизации), а московскую "Мону" - под кондитерскую фабрику (напитки там получались дорогими, потому что из-за отсутствия хороших скважин завод использовал привозную веду). В Калужской области "Бородино" приобрело песочный карьер и кирпичный завод - так появилась фирма "Бородино-Строй", постепенно взявшая на себя все строительные работы в рамках холдинга. В том же году было основано предприятие "Бормаш" - "Бородинские машины". Начиналось все почти как авантюра: было закуплено несколько токарных станков, которые установили на бывшей овощной базе в Можайске, Сейчас "Бормаш" выпускает вполне современное упаковочное оборудование для напитков, мороженого и кондитерских изделий.
Как можно заметить, специализация завода удовлетворяет потребности других производств холдинга. В этих пересечениях и заключается смысл бизнес-модели Нерсисяна. "У меня нет непрофильных активов, -заявляет бизнесмен. - Даже песочный карьер - и тот профильный, поскольку работает на строительные проекты группы. При этом каждая компания обязана искать заказы на стороне. Например, у полиграфического комбината их доли доходит до 70%. Но если у какого-то подразделения на какой-то момент нет сбыта, я не оставляю его без работы и сам выступаю как заказчик - например, покупаю линию по розливу воды. Это система, которая сама себя регулирует".
За средствами на новые проекты президент "Бородино" всегда обращался в банки. "Мы с Виктором Лапкиным никогда не искали инвесторов, и все предложения тоже отклоняли, - говорит он. - Возьмешь партнера с деньгами, а он через полгода спросит: где дивиденды? Мы же ничего ради быстрого дохода не делаем и до сих пор всю прибыль вкладываем в развитие". Холдинг Нерсисяна одалживается сразу у нескольких банков, "За три года мы выдали "Бородино" кредитов на сумму свыше 1 млрд руб., - рассказывает Галина Шутова, заместитель управляющего рузским отделением Сбербанка России. -Деньги всегда возвращались в срок, и ни разу нас не попросили об отсрочке платежа".
Нерсисян утверждает, что никогда не брал за образец опыт других компаний и не переманивал специалистов, чтобы вместе с чужими достижениями не повторить чужих ошибок. Ключевые должности в "Бородине" занимают те же люди, с которыми Тигран Нерсисян начиная свой бизнес десять лет назад. Некоторые рядовые сотрудники за это время выросли до директоров. Одним из предприятий группы руководит бывший этикетировщик завода "Спасо-Бородинские воды", а гендиректор ТД "Бородино" начинал в компании с должности торгового представителя. Начальник конструкторского бюро "Бормаша" - сын одного из менеджеров холдинга, отучившийся в Московском пищевом институте (выбрать этот вуз молодому человеку в свое время порекомендовал будущий шеф). "Меня в первую очередь интересует не стаж, а личные качества, - говорит президент "Бородино". - Мы сами можем сделать из новичка специалиста, если у него есть желание работать".
Никого там "за красивые глаза" не держат, требуют многого, но и премии не забывают регулярно выплачивать, - рассказал "К°" бывший менеджер Торгового дома "Бородино". - Когда мне пришлось уволиться, оказалось, что опыт работы в "Бородине" - довольно высоко ценится в других компаниях".
Торговый дом понес некоторые кадровые потери после переезда из Москвы в новый офисный комплекс в Мытищах, построенный, разумеется, силами фирмы "Бородино-Строй". Туда же полностью перенесли кондитерское производство "Моны", На территории бывшего завода сейчас разворачивается большая стройка - уже появился котлован под фундамент для бизнес-центра, за ним последую гостиница и гаражный комплекс.

Новые звенья
Но основное внимание Тигран Нерсисян сейчас уделяет проектам, начатым сразу в нескольких региональных городах. В Медыни "Бородино" достраивает завод, который будет делать кефир, йогурты, сырки и другую молочную продукцию. В Белгородской области реконструирует недавно купленное предприятие, выпускающее сливочное масло, сухое и сгущенное молоко (теперь это поставщик сырья для производства мороженого и кондитерской фабрики). Разорившийся молокозавод, приобретенный компанией в Оренбурге, полностью сменил профиль и станет уральским аналогом "Сласо-Бородинских вод" - первый квас здесь уже изготовили. Большая часть оборудования, которое там устанавливают, "бородинского" производства. А "Бормаш" в апреле этого года переехал из Можайска в город Кимры Тверской области, на Савёловский машиностроительный завод. Контрольный пакет акций СМЗ, крупного производителя токарных станков с программным управлением, достался "Бородину" на аукционе федеральной комиссии по банкротству. Программное обеспечение для этих станков будет поставлять софтверная фирма, которую бизнесмен два года назад учредил в Ереване. По словам Нерсисяна, среди ее заказчиков есть даже западные корпорации - германская Siemens и американская National Instruments.
"Хорошие идеи для бизнеса не надо покупать или специально искать, - уверен Тигран Нерсисян, - Если ты активно работаешь, то практически каждый день встречаешь новые возможности".
Последнее увлечение президента "Бородино" (не личное, конечно, а на уровне инвестиций) - конструирование и производстве мини-комплексов по переработке нефти, которые можно эксплуатировать прямо на скважинах. Идею он привез из очередной поездки в Оренбург, где случайно услышал, что в советское время на таких установках нефтяники сами делали для себя бензин и солярку. Пока Нерсисян продал всего четыре комплекса, но уже проектирует новые модели. Собирать их будут, скорее всего, на СМЗ, а над компьютерным обеспечением поработает ереванская фирма. Основатель "Бородино" продолжает увязывать в цепочку все новые и новые смежные производства.
Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2020, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Кузьмина Ксения Алексеевна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.020 сек.
Яндекс.Метрика