Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Россия протрезвелаИ намерена отстаивать свои права на Stolichnaya и Moskovskaya в любом суде мираЕвгений Арсюхин Российская газета Добавлено: 2005-01-17
Просмотров: 6259 В постановлении сказано, что такими исключительными правами предприятие обладает до 1 января 2006 года. Очевидно, что постановление принято в основном под самый громкий судебный иск, который предприятие в ноябре прошлого года подало в Манхэттенский суд Нью-Йорка. Теперь права "Союзплодоимпорта" сражаться, как сказано в иске, за "национальное достояние России" подтверждены на самом высоком уровне. Судя по сроку особых полномочий, в России рассчитывают на скорую победу. Однако американские юристы говорят, что дело обещает быть долгим и может протянуться не меньше десятилетия. Напомним предысторию. "Союзплодоимпорт", существующий с 1960-х годов, в начале 1990-х перешел в частные руки: государство назначило на пост управляющего этой компанией человека, который сумел превратить "общенародное" в свое. В результате знаковые марки водки, прежде всего Stolichnaya и Moskovskaya, стала продавать в Америке и вообще за рубежом, как говорится, "группа лиц", а не Российское государство. Более того, сами брэнды оказались приватизированными, и РФ утратила на них право. Конкуренты "Союзплодоимпорта" уверяют, что все было сделано законно, и даже показывают распоряжения, подписанные неким российским "заместителем министра" в начале 90-х, однако адвокаты казенного предприятия (а оно наняло одну из сильных адвокатских контор Америки) заявляют, что все эти документы фальшивые. Так или иначе, в 1997 году указанными водочными марками овладела компания ЗАО "Союзплодимпорт" (разница, если вы вчитываетесь в текст внимательно, в одной букве "о"), входящая в группу компаний Spirits International (SPI), руководимую нашим бывшим соотечественником Юрием Шефлером. Интересно, что довольно долго Россию эта ситуация не слишком беспокоила. Только в 2000 году РФ начала сражаться за права на "белую нефть" (водку). В конце 2001 года часть брэндов, которыми владел SPI, перешли таки к "Союзплодоимпорту" ("правильному", с буквой "о"), но война за "Столичную" и "Московскую" в некириллическом написании, то есть за самые "вкусные" брэнды, только начиналась. Лишь в 2002 году "Роспатент" аннулировал права на водочные брэнды, закрепленные за SPI (в 2003 году с этим решением согласился и российский суд), но та сторона этого решения не признала. В итоге сегодня россияне пьют "Столичную" и "Московскую", разлитую по заказу "Союзплодоимпорта" на одном из российских заводов, а американцы наслаждаются Stolichn`ой и Moskovsk`ой с рижского завода Latvijas Balzams, куда SPI во избежание лишних проблем в конце 90-х перевел свое производство. Восстановить справедливость, как ее понимает российская компания, и должен теперь американский суд. Представители SPI заявляют, что у "Союзплодоимпорта" нет никаких шансов на победу, а судебные издержки после многолетнего процесса составят как минимум 20 миллионов долларов. Они указывают, что "Союзплодоимпорт" уже проиграл суды в Голландии и Азербайджане. SPI знает, за что борется: с 1997 года наши бывшие соотечественники вложили в продвижение "своих" брэндов 200 миллионов долларов и не собираются их терять. Как говорят юристы, единственная возможность для россиян сдвинуть дело с места - убедить американский суд запретить продажу водки в США до выяснения причин. Это нанесет сокрушительный урон ответчику и заставит, может быть, его искать с россиянами компромисса. Но пока наши не просили об этом Манхэттенский суд. Вероятно, они опасаются, что рынок мгновенно заместит указанные брэнды другими, а марки "Столичная" и "Московская" окажутся "убиты" и будут уже не нужны ни победителям, ни проигравшим. Поэтому адвокаты россиян пока избрали другую тактику. В обвинении, составленном в лучших традициях "киношного" судебного процесса (заламывание рук, в зал врываются оборванные дети с криком "папа, папа"), они цитируют Бальзака ("за каждым крупным состоянием непременно стоит преступление") и утверждают, что одна из компаний-ответчиков зарегистрирована на утерянный паспорт женщины-алкоголички, а среди самих ответчиков кто-то кого-то отравил. Вне зависимости от исхода суда в США это только начало. Запретить продавать "неправильную" водку должен суд каждой из ста стран, где ею торгует SPI. Напомним также, что SPI владеет мощностями не только за рубежом, но и на ряде отечественных заводов от Тамбова до Иркутска, так что не исключены занятные эксцессы и у нас в стране - споры о переделе собственности в алкогольном бизнесе обычно не обходятся без "маски-шоу" и акций народного протеста. Тем более что у ФКП не все гладко и в родном отечестве. Так, казенное предприятие пытается склонить российских производителей "Советского" шампанского к подписанию с ФКП лицензионных соглашений. Одни идут навстречу, как, например, Тольяттинский завод (что стоило потребителю 80 копеек подорожания с каждой бутылки), другие, скажем, Нижегородское предприятие, подают иски в ФАС, указывая, что делают "Советское" еще с тех времен, когда никакого "Союзплодоимпорта" не существовало. Так получилось, что сегодня "РГ" публикует другое постановление правительства - и также об алкоголе. Оно еще короче, но последствия могут быть не менее громкими. В нем говорится, что отныне вина, в том числе игристые, можно продавать только те, которые маркированы федеральными специальными марками, и никакими иными. Речь идет об играх губернаторов, которые придумывают собственные марки и запрещают у себя торговлю спиртным, не несущим таких марок. Как правило, производителю из соседней губернии получить такую марку просто невозможно, и на деле все выливается в открытый протекционизм местному ликероводочному заводу. Сказать, что губернаторы будут недовольны - значит ничего не сказать (хотя вино не столь значимо для бюджетов, как водка), но вот что они предпримут - посмотрим. Итак, государство пошло по путям, проторенным еще Дмитрием Донским и Иваном Грозным. Государственная монополия на спиртное, аннулированная в правление Бориса Ельцина, рассматривается как приоритетное направление в экономической политике, а водочные доходы - как незаменимое подспорье для бюджетов. В целом подход себя оправдал: хотя нация "спивается" уже лет 600, Россия пока жива, а водочные деньги не раз служили стране хорошую службу. Досье "РГ" США узнали "Столичную" в 1930-е годы. Когда СССР вторгся в Афганистан, бармены демонстративно выливали "столи" (ласковое название нашей водки) в канавы, но ныне без нее в Штатах не делается ни одного коктейля. Годовые продажи в США - 600 миллионов долларов, только в 2004 году американский дистрибьютор SPI продал 2 миллиона ящиков. Адвокаты ФКП оценивают стоимость обоих брэндов в 400 миллионов долларов. Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов. Заявление об ограничении ответственности |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|