19 апреля 2024 г. Пятница | Время МСК: 08:10:39
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Великолепная семерка

Люди, которые меняют российский рынок



Добавлено: 2005-01-21
Просмотров: 7344

Весь год, в каждом номере «Ко» мы писали о событиях, определявших бизнес-климат и поведение российских компаний. Менялись рынки – национальные и локальные, сырьевые и потребительские, высокоприбыльные и не очень. Менялись компании – игроки на этих рынках. Совместив две точки зрения – «макро» и «микро» – мы решили рассказать о компаниях, которые не просто изменились сами, но и переменили картину отрасли, обозначили некую новую тенденцию. Точнее, о людях, возглавляющих такие компании. Итак, читайте и смотрите – бизнесмены-новаторы года по версии «Ко».

Уходящий год (как, впрочем, и предыдущие) был богат как на нормальные слияния и поглощения, так и на корпоративные войны и стычки, на цивилизованные коммерческие победы и на закрытые переделы рынков. Случались события, которые задавали новый тренд в отрасли, но, тем не менее ничем положительным не заканчивались. Чем пользовались конкуренты, вместо того, чтобы следовать примеру и подстраиваться под ситуацию. Так, «Альфа-Групп» выиграла тендер на управление крупнейшим в стране аэропортом Шереметьево, который никогда не был образцом качества менеджмента, но получил шанс таковым стать. Последовавший дележ власти с «Аэрофлотом» отодвинул реформы на неопределенное будущее. Главный же конкурент Шереметьева – аэропорт Домодедово – под руководством группы «Ист-Лайн» отстраивает новые терминалы.

Были и сделки, радикально менявшие расстановку на рынке, но, по сути, никаких новых подходов не представлявшие. Например, пивоваренная корпорация Heineken, до недавнего времени владевшая в России всего одним заводом в Санкт-Петербурге, осенью приобрела сразу три новых предприятия, оказавшись, таким образом, в пятерке крупнейших производителей пива в стране. Вопрос, по большому счету, был решен благодаря финансовым возможностям мирового лидера. Другое дело – попытаться изменить свой бизнес, пользуясь имеющимися ресурсами, или найти необходимые для этого средства. Авиастроительная корпорация «Иркут», задавшись целью модернизировать и расширить производство, рискнула – впервые за всю историю российской оборонной промышленности – привлечь сторонних инвесторов. Помимо традиционных для такого случая раскрытия структуры собственности и финансового аудита, руководству корпорации пришлось провести множество согласований с государственными ведомствами. Результат – «Иркут» получила средства на развитие и кредит доверия со стороны рынка.

Сделки, проекты и управленческие решения, вслед за компанией меняющие рынок, становятся возможны – как ни банально это звучит – благодаря долгой подготовке и накопленному потенциалу, а не одной лишь предприимчивости. Баскетбольный клуб ЦСКА сумел стать самым модным в Москве местом спортивного отдыха, в течение нескольких лет подряд последовательно превращая до того безнадежно убыточное предприятие в коммерческий проект. Торговый дом «Перекресток» смог привлечь крупнейший кредит среди российских ритейлеров (и за счет этого опередить конкурентов в региональной экспансии), поскольку достижения компании доказывали реалистичность ее планов. «Вимм-Билль-Данн» сделал ставку на зарождающийся сегмент обогащенных продуктов, поскольку несколько лет экспериментировал в этой области. Впрочем, еще и потому, что на традиционных для компании рынках, где она когда-то задавала тон, «Вимм-Билль-Данн» теснят конкуренты. Для первопроходцев и новаторов в бизнесе это вечная дилемма: с одной стороны, они «снимают сливки», с другой – показывают конкурентам, что и как нужно или, наоборот, не стоит делать. Хотя вряд ли кто-либо в ближайшее время повторит путь концерна «Научный центр» (для этого сначала надо консолидировать подобные активы) или «СТС Медиа» (создавать новый федеральный телеканал – рискованное занятие), конкуренты этих компаний, несомненно, предпримут ответные ходы и, возможно, в чем-то выиграют.

Иногда конкуренты отвечают новацией на новацию. По этой причине среди участников нашего проекта присутствуют две компании с одного рынка – сетевой розничной торговли. «Перекресток» в этом году стал лидером среди столичных ритейлеров по числу открытых магазинов в регионах. Успехи компании, судя по всему, были одним из тех факторов, что побудили «Седьмой континент» ускорить организацию IPO – первого в розничной отрасли. Таким образом, по части привлечения капитала с фондового рынка «Седьмой континент» опередил «Перекресток», который в рамках подготовки к IPO только собирается разместить свои облигации.

Хочется подчеркнуть, что наш проект – это не рейтинг, а несколько историй успеха, объединенных общей идеей. Ну а цифра «семь» – условное число, которое к тому же считается счастливым. В этом году повезло этим людям. В следующем повезет другим. Главное, чтобы были силы бросать вызовы конкурентам и отвечать на них самим. «Дело даже не в возможностях, а в желании работать, – уверяет гендиректор «Научного центра» Александр Гончарук. – Как говорится, либо есть искра, либо нет».

Отметим, что мы направленно избегали оценки отраслей, с высокими политическими рисками – например, нефтяной промышленности. Безусловно, и там происходили позитивные события, менявшие рынок – например, сделка по приобретению 7,59% акций ЛУКОЙЛа американским гигантом ConocoPhillips за $1,99 млрд. Однако тренд изменений задавался отнюдь не бизнесом, а государством. Найдется немного оптимистов, которые решаться однозначно оценить происходящее в ТЭКе как позитивное явление. Поэтому в нашем списке в основном представители отраслей, переживающих бурный рост либо заметные позитивные изменения.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.079 сек.
Яндекс.Метрика