15 сентября 2019 г. Воскресенье | Время МСК: 15:03:51
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Почему Европа - не Америка?



Добавлено: 2005-02-24
Просмотров: 5415
Нынешнее противостояние евро и доллара не может отвлечь европейцев от самого, пожалуй, главного вопроса: почему экономика Старого Света по сравнению с американской является менее конкурентоспособной? Ведь будущий исход самой битвы между валютами зависит и от того, насколько привлекательной будет экономика евро-зоны для инвесторов.

Что касается конкурентоспособности, то здесь не в пользу Европы играет бюрократическая зарегулированность экономических процессов, влиятельное профсоюзное движение, а также излишне скромная предпринимательская активность самих жителей Европы. Как раз последнему было посвящено одно из исследований Eurobarometer, проведенное по заказу Еврокомиссии. Тема для Евросоюза самая что ни на есть актуальная: "Почему в ЕС так мало Биллов Гейтсов и Ричардов Брэнсонов?"

Как показало исследование, в ходе которого по телефону было опрошено около 21 тысячи человек в США и ЕС, боссом самому себе хотят стать 45% европейцев и 61% американцев. Чем можно объяснить такой разрыв? Может быть, тем, что европейцев больше, чем американцев, интересует стабильный доход (30% в ЕС и 16% - в США)? Или тем, что жители Старого Света больше, чем американцы, дрожат за свое рабочее место (24% и 10% соответственно)?

Как известно, любая предпринимательская деятельность таит в себе риск возможной неудачи. Насколько готовы европейцы рисковать? Как показало исследование, половина граждан ЕС не хотела бы иметь свой бизнес, если существует хотя бы малейший шанс, что он потерпит неудачу. В США таких насчитывается 33%. По странам ЕС цифры варьируются следующим образом. Самые осторожные люди проживают в Венгрии (80%), самые рисковые - в Ирландии (29%). Граждане стран, сравнительно недавно присоединившихся к ЕС, по сравнению с остальными его жителями вообще испытывают меньше желания рисковать ради открытия собственного бизнеса (62%). Жители Евросоюза также больше американцев боятся возможного банкротства (45%) и утраты собственности (35%). В Соединенных Штатах этого опасаются 36% и 21% соответственно.

Почему в Европе и США начинают свой бизнес? 71% американцев и 56% европейцев видят в этом возможность реализовать себя. Причем цифры в ЕС разнятся в направлении "север-юг". Так, в скандинавских странах доля тех, кто начинает бизнес "от любви к искусству", практически та же, что и в США. А вот на юге Европы свое дело начинают преимущественно из-за отсутствия других альтернатив, проще говоря, из-за желания заработать. В странах, только что примкнувших к ЕС, вышеуказанная доля составляет 48%. Также не сошлись во мнениях жители ЕС и США по вопросу о том, что же является ключом к успеху бизнеса? Эффективный менеджмент таковым считают 44% жителей США, 53% жителей ЕС (15 стран) и 47% жителей 10 новых стран-членов ЕС. Общее состояние экономики - 20%, 35% и 53% соответственно. Личность главы компании - 34%, 37% и 26% соответственно. И наконец, использование политической ситуации - 4%, 13% и 21%. Как видим, в Восточной Европе важность политической составляющей в деловой сфере до сих пор признает чуть ли не четверть бизнесменов.

Дальше - хуже?

Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозо заявил в конце января, что Европа нуждается в разработке собственной экономической модели, а вовсе не использовании модели американской. Как отметил Баррозо, рост американской экономики не сопровождается соответствующим увеличением рабочих мест в стране. По мнению главы Еврокомиссии, в ЕС необходимо соблюдать баланс между интересами социального государства и развитием конкуренции в странах ЕС. "Мы не нуждаемся в том, что называется "рабочими местами от МакДональдса", - подчеркнул Баррозо.

Конечно, рабочие места от МакДональдса - это не Бог весть какая роскошь. Но вот удастся ли сохранить нынешнюю концепцию социального государства в ЕС в прежнем виде? Ведь что получается во многих европейских странах? Кто-то может вкалывать на нескольких работах, а под конец года, уплатив все налоги, обнаружить, что стал не намного богаче своего соседа, живущего исключительно на пособие. Остается попробовать себя в бизнесе, дав при этом работу другим. Но здесь в Европе существуют препятствия чисто естественного порядка.

Население Европы быстро стареет. Причем уменьшается самая активная часть граждан в сфере создания собственного дела в возрасте 25-34 лет. По данным Еврокомиссии, в ближайшие 10 лет треть всех нынешних европейских предпринимателей уйдут из бизнеса просто по причине возраста. А это, между прочим, 610 тысяч компаний, которые обеспечивают 2,4 миллиона рабочих мест. Еврокомиссия с тревогой отмечает, что все сложнее становится найти наследников для этого бизнеса. Многие семейные компании, чье дело передавалось из века в век представителям одной фамилии, сейчас могут просто прекратить существование. Ведь раньше, в период, когда семьи в Европе были многодетными, глава фирмы почти наверняка мог найти продолжателя своего дела. У нынешних глав семей выбор небольшой. Да и дети часто не видят смысла в отцовском бизнесе и хотят заниматься совсем другим. Остается надежда найти нового хозяина на стороне, но в Европе желающих покупать чей-то семейный бизнес не так уж и много. Большинство предпочитают основывать свое дело. Правда, не всегда в тех областях, в которых хотелось бы той же Еврокомиссии.

Если вы такие умные…

Европейская комиссия уже признала, что вряд ли ЕС сможет выполнить план по увеличению к 2010 году расходов на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки) до 3% от ВВП. По странам приятным исключением в данной сфере являются Финляндия и Швеция. Тем временем администрация Буша успешно вытесняет за пределы США технологии 20 века, оставляя местным компаниям право быть источником идей, материальное воплощение которых можно оставить иностранным мастеровым.

Отстают европейцы от американцев и по такому показателю, как аутсорсинг. Американские компании все шире используют аутсорсинг, то есть перенос бизнес-процессов за рубеж. Это касается уже не только офшорного программирования или кол-центров. Юридическое обслуживание или производство рекламных роликов также может находиться в той же Индии. Протесты профсоюзов США и многих политиков против подобной практики пока не производят на Белый дом должного впечатления.

Американская частная инициатива, для которой важно снизить издержки за счет использования иностранной рабочей силы или внедрения новых технологий, переигрывают государственную машину в Европе, которая пытается стимулировать развитие "экономики знаний" в Евросоюзе. И здесь зачастую все упирается в тот же вопрос: где инициаторы этого процесса? Давно уже подмечено, что если в Европе большинство студентов по окончании университета хотели бы устроиться в крупную компанию, то многие студенты-американцы хотели бы сами учредить компанию, которая в будущем станет крупной. Так, может, именно поэтому в ЕС так мало Гейтсов и Брэнсонов? Просто европейцы не хотят ими быть ...

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
191119, Санкт-Петербург,
ул. Марата, д. 92
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: http://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2019, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.210 сек.
Яндекс.Метрика