25 апреля 2024 г. Четверг | Время МСК: 23:33:34
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Как бизнес стал шоу. «Телевидение воротил» отражает реальный облик многих сфер современного бизнеса



Добавлено: 2005-02-24
Просмотров: 8250

На этой неделе в сетке канала BBC появилось шоу «Новичок» (The Apprentice) с участием основателя Amstrad сэра Алана Шугара (Sir Alan Sugar). BBC уже добился большого успеха с программой «Пещера дракона» (Dragon´s Den), где несколько молодых, подающих надежды предпринимателей предлагают свои идеи жюри, состоящему из венчурных инвесторов. А Channel 4 скоро запустит свой вариант The Apprentice, названный «Сделайте меня миллионером» (Make Me A Million).

Телевидение воротил внезапно получило повсеместное распространение. Эта тенденция, как и многое из того, что происходит в сфере телевещания, пришла из США. В прошлом году оригинальная версия The Apprentice с миллиардером Дональдом Трампом (Donald Trump) неожиданно оказалась главным хитом сезона. Программа, где несколько молодых предпринимателей боролись за право войти в руководство одной из компаний Трампа, заняла первое место в рейтингах.

Не стоит удивляться, что у The Apprentice тут же появилась масса клонов. В этом году американские телезрители могли развлечь себя шоу «Благодетель» (The Benefactor) с Марком Кюбэном (Mark Cuban), оборотистым предпринимателем, в 1999 году продавшим свой интернет-бизнес Yahoo! за $4 млрд. В этой программе 16 претендентов борются за приз в $1 млн. А на канале Fox зрителей ожидает встреча с британским предпринимателем сэром Ричардом Брэнсоном (Sir Richard Branson), человеком, который никогда не упускал благоприятных возможностей. В шоу «Миллиардер-бунтарь: Брэнсон выбирает лучшего» (The Rebel Billionaire: Branson's Quest for the Best) бородатый мэтр руководит участниками, соревнующимися в решении деловых задач. Все, кто хотел узнать, как они с этим справились, могли посмотреть программу по ITV на Новый год.

Копируя чужие идеи, британское телевидение несколько адаптирует их для своей аудитории. Вместо гладкого, аккуратно причесанного Трампа у Великобритании в героях - бородатый сквернослов и громила Алан Шугар. Впрочем, основная идея остается практически неизменной. Бизнес вдруг отхватил солидный кусок эфирного времени. Новые программы заметно отличаются от первых, более невинных опытов запуска акул бизнеса на телеэкран, где фигурировали экс-глава ICI сэр Джон Харви-Джонс (Sir John Harvey-Jones) и бывший председатель правления Granada Group сэр Джерри Робинсон (Sir Gerry Robinson).

Внезапный всплеск внимания аудитории к бизнес-ТВ позволяет сделать два интересных наблюдения - о восприятии бизнеса и о том, как оно изменилось. Лет двадцать тому назад бизнес сочли бы слишком скучным для мэйнстримного телевидения. Тогда «в ящике» царили шпионы, полицейские, любовные интриги и войны. Телевизионным продюсерам требовались яркие, красочные драмы. Никто не жаждал увидеть на телеэкране нестыковку в бухгалтерских счетах или жуткий переполох в отделе маркетинга. Потребность в товарах и работе у людей, естественно, была, но телевидение должно было отвлекать от повседневной реальности, а не погружать в нее. Одним словом, бизнесу на ТВ места почти не находилось.

Очевидно, сейчас ситуация изменилась. Бизнес превратился в главное средство реализации амбиций, и шоу нового типа лишь отражают этот факт. Подобно США, Англия стала страной, где все считают, что могут нажить состояние, занимаясь бизнесом. Каждый может узнать, что к чему, из уроков несимпатичного Шугара. Каждый может продать удачную идею предпринимателям на Dragon's Den.

В этом отношении бум телевидения воротил отражает, насколько открытым стал деловой мир, а также насколько далеко он проник в мэйнстрим национальной культуры. Отныне бизнес- это не несколько скучных господ в строгих костюмах. Это забава. Это нечто жестокое. Это нечто важное. Все это -обнадеживающие сигналы.

В то же время, телевидение воротил отражает и изменения в самом бизнесе. Здесь поводов для оптимизма чуть меньше. Вспомните, как выглядели бизнес-шоу предыдущего поколения. Такие программы, как, например, «Спец по устранению неисправностей» (Troubleshooter) с экс-руководителем ICI сэром Джоном Харви-Джонсом, носили в первую очередь образовательный характер. То же самое можно сказать и о более новом варианте этой программы «Я покажу, кто здесь главный» (I'll Show Them Who's Boss) с сэром Джерри Робинсоном. Представитель крупного бизнеса, как добрый дядюшка, пытается помочь небольшой компании. Возникало впечатление, что бизнес сводится к набору навыков, которые необходимо усвоить, а в остальном - это уютный мир, где тебе готовы помочь.

Новое поколение телевизионных бизнес-программ использует куда более динамичный формат игрового шоу. Здесь продюсеры отчасти гонятся за рейтингом. Зрителю нравится стремительное зрелище, полное конфронтации. Но в то же самое время, похоже, продюсеры гораздо ближе подошли к воспроизведению реального бизнеса, чем они сами осознают.

Обратите внимание на некоторые из демонстрируемых в настоящее время шоу. Dragon's Den выглядит как вариант конкурса Pop Idol (в России наиболее близким аналогом является «Фабрика звезд»), разве что там меньше пения или геля для укладки волос. Желающие стать предпринимателями представляют жюри идею доставки суши посредством широкополосной передачи или чего-то в этом духе, а затем робко ожидают реакции. Вопросы задаются в резкой и агрессивной манере, с тыканьем пальцами. Члены жюри исполняют предписанные им роли доброго, злого и глупого следователей. Если бы результаты выступления конкурсантов оценивались по аплодисментам зрителей или, скажем, под неудачниками разверзался бы пол и они бы проваливались в геенну огненную, это бы никого не удивило.

Аналогично Pop Idol, интерес шоу заключается в наблюдении за тем, как участники ставят на кон свои мечты и чаяния. Это жестоко, но, безусловно, занимательно.

Возьмите шоу из серии The Apprentice, в особенности наиболее популярную американскую версию. Участники подвергаются испытаниям самим Трампом. Вопросы задают грубо и резко. Работа тяжелая. Неудачникам указывают на все их недостатки, зачастую не стесняясь в выражениях. Все это куда ближе к «Слабому звену» (The Weakest Link), чем любое из традиционных бизнес-шоу.

Самое главное, что, в конце концов, победителю достается немалый приз - венчурное финансирование или возможность работать у Дональда Трампа. В американском шоу Брэнсона наградой является $1 млн плюс работа в компании.

Как вы назовете телепрограмму, где участники прыгают через кольцо, чтобы завоевать главный приз? Конечно, это игровое шоу. Задумайтесь над этим. Крупный бизнес становится все более похожим на реальную версию «Кто хочет стать миллионером» (Who Wants To Be A Millionaire). Люди делают миллиардные состояния на интернете, а затем эти деньги в мгновение ока исчезают. Директора гребут миллионы благодаря опционам на акции, а затем еще больше - в форме компенсации при увольнении. Компании покупаются, продаются, вновь разделяются после слияния. Менеджеры хеджевых фондов получают гонорары в размере миллионов фунтов за нажатие нескольких клавиш на клавиатуре компьютера. Стороннему наблюдателю все это может показаться гигантской игрой, где состояния распределяются чуть ли не случайным образом. И если это уже стало игровым шоу, так почему не сделать бизнес таковым окончательно? Телевидение воротил отражает реальный облик многих сфер современного бизнеса, в которых состояния приобретаются и утрачиваются без всякой видимой причины.

Новое поколение программ просто воплощает восприятие современного бизнеса - и, похоже, продюсеры не до конца отдают себе в этом отчет. Это не делает им чести. Бизнес должен быть сферой, где призы достаются тем, кто трудится упорно и вдохновенно, и в этом его главное достоинство. Бизнес не должен быть всего лишь лотерей, как бы он ни напоминал ее временами.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.146 сек.
Яндекс.Метрика