23 января 2022 г. Воскресенье | Время МСК: 02:32:46
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Призыв олигархов



Добавлено: 2009-03-02
Просмотров: 5613

Правительство может привлечь предпринимателей из «золотой сотни» Forbes к управлению госкомпаниями. Как стало известно «Ведомостям», в совет директоров «Шереметьево» может войти Михаил Прохоров. А к управлению «Аэрофлотом» чиновники готовы привлечь представителя АФК «Система».

Кандидатура 43-летнего Прохорова значится в списке госпредставителей в совет директоров «Шереметьево», подготовленном Минэкономразвития (есть у «Ведомостей»). На девять мест выдвинуты девять кандидатов, в том числе нынешний председатель совета — министр транспорта Игорь Левитин.

Завидный директор

Михаил Прохоров – один из богатейших людей в России. Журнал Forbes в марте 2008 г. оценил его состояние в $22,6 млрд (5-е место в «золотой сотне» российских предпринимателей). Прохоров контролирует 14% акций UC Rusal, 35% акций «Полюс золота», 50% минус 1 акция «Ренессанс капитала» и проч. А благодаря продаже весной части совместных с Владимиром Потаниным активов и 25% акций «Норникеля» получил $8 млрд.

Прохоров подтвердил «Ведомостям», что принял предложение стать кандидатом в совет директоров «Шереметьево». Он считает это правильным трендом — привлечение государством в качестве независимых директоров представителей бизнеса. Но кто именно его позвал в совет, Прохоров говорить не стал. Предприниматель намерен работать над повышением эффективности бизнеса «Шереметьево» и улучшением его корпоративной структуры. Прохоров также напомнил, что в качестве независимого директора входит в совет «Роснано». Он добавил, что готов использовать свой опыт и в качестве независимого директора и в других «серьезных» компаниях, если от государства будут поступать такие предложения.

«Шереметьево»
второй по величине аэропорт России
Акционер – государство (100%).
Финансовые показатели (РСБУ, 9 месяцев 2008 г.):
выручка – 5,35 млрд руб.,
чистая прибыль – 826,41 млн руб.

Возможно, это начало призыва крупных бизнесменов в советы госкомпаний и государство решило опереться на их знания и деньги, говорит управляющий Unicredit Securities Стивен Дашевский. Но это выдвижение может быть и частным случаем. Тогда это свидетельствует о планах Прохорова инвестировать в «Шереметьево», добавляет эксперт. В 2004-2005 гг. государство уже искало частного оператора для аэропорта. Конкурс выиграла одна из структур «Альфа-групп», но договор на управление «Шереметьево» с ней так и не был подписан.

Государство намерено выдвигать независимых директоров в советы госкомпаний, некоторые из них — крупные бизнесмены, подтверждает чиновник, близкий к Кремлю. Кто еще из «золотой сотни» Forbes может стать директором госкомпаний, он не говорит.

О том, что вместо чиновников в советах директоров госкомпаний должны заседать независимые директора, в правительстве говорили много лет, но только в середине прошлого года решились на этот шаг. Тогда из 85 кандидатов в советы 11 100%-ных госкомпаний 26 были независимыми. Но предпочтение тогда было отдано бывшим чиновникам, инвестбанкирам (как-то: председателю совета директоров группы компаний «Тройка диалог» Рубену Варданяну и зампреду правления российского офиса Morgan Stanley Елене Титовой) и госбанкирам (президенту ВТБ Андрею Костину). Правда, было и одно исключение — гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов (40-е место в сотне Forbes, $2,9 млрд) вошел в совет «Зарубежнефти».

«Мы давно говорили о необходимости менять чиновников на профессиональных независимых директоров, но привлекать к этой работе собственников крупных компаний не думали», — вспоминает экс-замминистра экономразвития, управляющий директор «Тройки диалог» Андрей Шаронов. «Возможно, теперь в олигархах видят потенциальных инвесторов, — рассуждает он, — но в этом случае может возникнуть конфликт интересов». Кандидатуру Прохорова он комментировать не стал.

Представитель «Шереметьево» о выдвижении Прохорова не знает.

«Шереметьево» очень медленно развивается, некогда крупнейший аэропорт страны давно уступил пальму первенства частному «Домодедово» и теперь безнадежно отстает от него, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. По итогам 2008 г. «Домодедово» обслужило 20,4 млн пассажиров, «Шереметьево» — чуть более 15 млн. По словам Сахновой, появление Прохорова в совете директоров «Шереметьево» можно объяснить не только наличием у него денег, но и бизнес-хваткой и предпринимательским чутьем, так необходимыми для динамичного развития бизнеса, добавляет она. Прохоров — отличный стратег и у него богатый опыт в реализации управленческих проектов, соглашается управляющий директор Ассоциации независимых директоров Александр Филатов.

Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков сказал «Ведомостям», что не знает, утвержден ли список кандидатов в советы госкомпаний.

Директор на вырост

Грядут перемены и в совете директоров «Аэрофлота». Минэкономразвития по просьбе Минтранса включило в список кандидатов в совет авиакомпании первого вице-президента АФК «Система» Виталия Савельева (копия есть у «Ведомостей»). Это подтвердили «Ведомостям» знакомый Савельева и источник, близкий к министерству. В списке кандидатов от государства нет гендиректора компании Валерия Окулова. Впрочем, его правительство и не выдвигало в совет как минимум последние три года. Он баллотировался по квоте сотрудников-акционеров.

«Аэрофлот»
крупнейшая авиакомпания России
Пассажиропоток – 11,6 млн человек (вместе с «дочками», 2008 г.).
Акционеры – государство (51%), Национальная резервная корпорация (около 30%).
Капитализация – $755,2 млн (РТС).
Финансовые показатели (МСФО, 9 месяцев 2008 г.):
выручка – $3,58 млрд,
чистая прибыль – $152 млн.

Выдвинут ли Окулов на сей раз, представитель «Аэрофлота» не говорит. Впрочем, выдвижение кандидатов еще не закончено. По уставу «Аэрофлота» прием заявок заканчивается 20 февраля.

Впрочем, только изменением состава совета дело может не ограничиться. Савельев — потенциальный кандидат на место гендиректора «Аэрофлота», рассказали «Ведомостям» чиновник, курирующий транспорт, источник, близкий к семье Бориса Ельцина (Валерий Окулов женат на дочери бывшего президента), и знакомый Савельева. Окулов может покинуть пост гендиректора «Аэрофлота», знают два источника из его окружения, чиновник правительства, один из членов совета директоров авиакомпании. Но это не вопрос ближайших дней, говорит один из них.

Тема возможной отставки Окулова активно обсуждается с декабря прошлого года, говорит совладелец Национальной резервной корпорации (НРК) Александр Лебедев. Один из менеджеров «Аэрофлота» услышал об этом неделю назад. Но Окулова не устраивают предложения, добавляет он: ни должность замминистра транспорта, ни пост руководителя Росавиации.

Контракт Окулова истекает летом 2010 г. При этом третий срок ему был сокращен правительством летом 2007 г. с пяти до трех лет.

Старший штурман-наставник Валерий Окулов возглавил «Аэрофлот» в 1997 г. вопреки интересам влиятельного в ту пору Бориса Березовского, чьи ставленники тогда фактически управляли компанией. За полтора года Окулов полностью сменил команду менеджеров. Многие из приглашенных им никогда не работали в авиации, зато разбирались в финансах. В итоге в 2000 г. «Аэрофлот» впервые получил прибыль по международным стандартам ($8,6 млн против $59,6 млн убытка в 1999 г.). В 2004 г. «Аэрофлот» присоединился к глобальному авиаальянсу SkyTeam. Но в последнее время Окулова преследуют неприятности. Сроки запуска терминала «Шереметьево-3» сдвинуты на год — до 2009 г., а его бюджет вырос на 30%. «Аэрофлоту» так и не удалось консолидировать на своей базе дальневосточные активы, так же как и приобрести иностранную компанию (он претендовал на Alitalia, Austrian Airlines, сербскую JAT Airlines).

Представитель «Аэрофлота» Лев Кошляков от комментариев отказался. Левитин не стал ни подтверждать, ни опровергать информацию о возможной отставке Окулова. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков утверждает, что вопрос о смене гендиректора «Аэрофлота» не обсуждается. Запрос «Ведомостей» вице-премьеру Сергею Иванову, курирующему транспорт, остался без ответа.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: info@ippnou.ru
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2022, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.107 сек.
Яндекс.Метрика