24 апреля 2024 г. Среда | Время МСК: 19:52:54
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Применение бланков строгой отчетности: Минфин разъясняет



Добавлено: 2009-04-03
Просмотров: 39589

Многие фирмы и предприниматели оказывают услуги населению и принимают наличные деньги. А покупать кассовый аппарат не всегда целесообразно – например, бывает, что услуги физлицам оказываются редко. В этом случае выходом из ситуации может стать использование БСО. Но и тут возникает много вопросов. Некоторые из них были рассмотрены в недавних письмах Минфина России.

1. ЕНВД от ККМ или БСО не освобождает

Многие бухгалтеры, руководители фирм и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, переведенные местным законодательством на ЕНВД, задаются вопросом – раз налог рассчитывается исходя из физических показателей базовой доходности, независимо от реальной выручки (фактических доходов), зачем им вообще применять кассовую технику и выдавать клиентам чеки или бланки строгой отчетности? Ведь контрольная функция ККМ или БСО – отслеживание наличных денежных потоков – в данном случае неактуальна.

В ответ на это специалисты Минфина России уже неоднократно – например, в письмах от 22 января 2009 г. № 03-01-15/1-19 и от 5 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-48 – поясняли, что применение контрольно-кассовой техники имеет многофункциональное значение и направлено на:

  • обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг,
  • защиту прав потребителя,
  • а также охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины.

Кроме того, применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок.

Минэкономразвития России также соглашается с аргументацией значимости контрольно-кассовой техники. Так, в письмах от 28 января 2009 г. № Д05-423, а также от 19 декабря 2008 г. № Д05-5836 и № Д05-5835 и других специалисты Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России констатируют, что закон, устанавливающий обязательное использование ККТ, оснащенной фискальной памятью, преследует конституционно значимые цели и направлен на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителей, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины. Однако Минэкономразвития России согласен с необходимостью снижения затрат субъектов малого бизнеса, и пока законопроект об освобождении плательщиков ЕНВД от обязательности применения ККТ не стал законом, Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства РФ подготовил проект о внесении изменений в Положение о регистрации и применении ККТ c целью снижения затрат предпринимателей, связанных с использованием ККТ,

Однако это пока еще в проектах и замыслах, а пока вне зависимости от применяемого налогового режима все организации и предприниматели обязаны соблюдать требования действующего законодательства в отношении применения контрольно-кассовой техники, а в случаях, предусмотренных законом – использования БСО вместо кассовой техники.

Обратите особое внимание на то, что согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» выдавать БСО вместо кассовых чеков можно только при оказании услуг населению. А вот, например, при розничной торговле выдавать вместо кассового чека какой-нибудь БСО нельзя.

2. «Старые» БСО «канули в Лету»

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, утвердившего действующее ныне Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее – Положение № 359), формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171, могли применяться только до 1 декабря 2008 года. А формы бланков строгой отчетности, принятые уже после вступления в силу Постановления № 171, продолжают применяться в отношении тех услуг, для которых они были утверждены.

Следовательно, после 1 декабря 2008 года применять старые бланки типа квитанций БО-1, БО_3 и т.д. нельзя. Вместо них каждой организации или предпринимателю, оказывающим услуги населению, необходимо разработать собственные формы бланков строгой отчетности с соблюдением требований и реквизитов, предусмотренных упомянутым выше Положением № 359. Как разъяснялось еще в Информационном письме Минфина России от 22 августа 2008 г., утверждать форму такого документа в органах власти не нужно.

О том, что применять «старые» бланки уже нельзя, Минфин России напоминал за последнее время неоднократно. Например, в письме Минфина России от 26 января 2009 г. № 03-01-15/1-27 прямо сказано, что с 1 декабря 2008 г. нельзя использовать форму бланка БО-1. В письмах от 19 января 2009 г. № 03-01-15/1-11 и № 03-01-15/1-12 финансисты заявили о неправомерности применения гостиницами форм 1-Г «Анкета» и 3-Г «Счет» в качестве бланков строгой отчетности, освобождающих от необходимости пробивать кассовый чек.

А, например, в письме Минздравсоцразвития России от 25 ноября 2008 г. № 9204-ВБ разъясняется, что организации и предприниматели вправе самостоятельно разработать бланк санаторно-курортной путевки, и утверждать его где-либо не требуется.

3. БСО «на автомате»

Положение № 359 предусматривает возможность изготавливать БСО не только типографским способом. Допускается формировать БСО с использованием автоматизированных систем.

В этой связи Минфин России неоднократно – например, в письмах от 3 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-43, от 6 марта 2009 г. № 03-01-15/2-96 и т.д. – подчеркивал, что в Положении речь идет не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике в этой части, поэтому простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может. По своим параметрам функционирования автоматизированные системы для формирования БСО должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике, т.е. обеспечивать защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа.

При этом конкретные вопросы формирования бланков документов посредством автоматизированных систем требуют рассмотрения применительно к конкретной системе, используемой для формирования бланков строгой отчетности.

Так как автоматизированные системы, формирующие бланки строгой отчетности, не являются контрольно-кассовой техникой, регистрации их в налоговых органах не требуется. Однако соответствие автоматизированной системы, формирующей бланки документов, требованиям Положения должно подтверждаться технической документацией по формированию, заполнению и печати бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам.

Финансисты считают, что по вопросам применения автоматизированной системы формирования бланков строгой отчетности следует обращаться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, поскольку данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции нормативно-правового регулирования в сфере производства и применения контрольно-кассовой техники.

4. ИП, хочешь БСО – заведи печать!

Индивидуальные предприниматели, желающие вместо кассовых чеков выдавать своим клиентам бланки строгой отчетности, могут столкнуться с еще одной специфической проблемой.

Дело в том, что официально индивидуальный предприниматель не обязан иметь печать. Многие ее и не имеют.

А вот согласно п. 3 Положения № 359 одним из обязательных реквизитов бланка строгой отчетности является печать организации или индивидуального предпринимателя.

Иными словами, Положение № 359 напрямую предусматривает проставление индивидуальным предпринимателем на документе своей печати. Это подчеркивается и в письме Минфина России от 2 марта 2009 г. № 03-01-15/2-69.

А потому предпринимателю, желающему использовать БСО, придется обзавестись еще и печатью.

Все расположенные на сервере материалы являются собственностью их авторов. Любое воспроизведение, копирование или коммерческое использование этих материалов должно согласовываться с авторами материалов.
Заявление об ограничении ответственности
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.081 сек.
Яндекс.Метрика