ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Рынок труда: прогнозы и реальность


Игорь Шмидт:
"Следует как можно скорее возвратиться к распределению молодых специалистов- бюджетников в форме государственного заказа"
Источник: Группа Компаний "ТНС"
Разбалансированность российского рынка труда становится все более серьезным тормозом, мешающим развитию отечественной экономики. А без полноценного равновесия между спросом на качественных работников и предложением достойной рабочей силы никакие амбициозные планы стратегов не выполнимы.

Как это противоречие разрешается на региональном уровне? Собственно, этой теме и посвящено интервью, которое Игорь ШМИДТ, руководитель Департамента ФГСЗН по Новосибирской области, дал корреспонденту "ЧТ".

Хотя постдефолтный эффект, судя по всему, себя исчерпал, экономика не впала в новую кому. Да и показатели, характеризующие уровень безработицы, снижаются. Так, может, и повода для каких-то особых тревог нет?

Если не думать о завтрашнем дне, начинающемся сегодня, то действительно можно ни о чем не беспокоиться. Да, пусть и со скрипом, но кризис преодолен, однако радикальных сдвигов в экономической жизни пока не произошло. Это хорошо видно на примере Новосибирской области - а ведь именно о ней мы и будем с вами говорить. Какие сектора региональной экономики развиваются? Торговля, транспорт, сервис, отчасти - малый бизнес. Что же касается материальной сферы, и прежде всего производства, то относительный прогресс носит, если так можно выразиться, фрагментарный характер, зависящий, например, от получения предприятиями финансируемых заказов. Другими словами, обсуждать следует скорее проблемы, нежели успехи.

Экономическая ситуация, естественно, сказывается и на занятости населения. Рабочая сила из промышленности постепенно перетекает в сферу услуг, что в принципе отражает общемировую тенденцию. Только за прошлый год численность персонала промышленных предприятий уменьшилась на 1,4%, в том числе в черной металлургии - на 10%, химической и нефтехимической отраслях - на 2,6%, машиностроении - на 4,2%. Одновременно вовлеченность населения в коммерческую деятельность возросла на 17,6%, занятость в торговле и общественном питании - на 7,1%, в информационно-вычислительном сервисе - на 3,2%. Это официальная статистика, реальная картина более впечатляющая: приведенные показатели не учитывают влияния на рынок труда теневого сектора экономики. К сожалению, многие наши граждане, не задумываясь о будущей пенсии, соглашаются на работу без юридического оформления, на получение зарплаты "в конверте". На мой взгляд, это проявление социального инфантилизма, которое общество, конечно же, преодолеет. Правда, платой за сегодняшнюю незрелость станет бедная старость невзыскательных людей... Но перемены в общественном сознании все же начались: уже немало тех, кто понял, что благополучие его семьи зависит прежде всего от него самого.

Беда в том, что рынок труда разбалансирован, налицо несоответствие спроса и предложения. Как это ни парадоксально, но в определенной степени дестабилизатором ситуации является рынок образовательных услуг. Сегодня молодому человеку предлагается масса профессий, однако отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить будущую его востребованность по полученной специальности. Очевидна необходимость прогнозирования квалификационно-профессиональной структуры рабочей силы как в целом по стране, так и по регионам. Безусловно, вопрос этот чрезвычайно сложный. Недавний опрос руководителей крупных и средних предприятий, проведенный Департаментом совместно с администрацией области, фактически ничего не выявил. И это объяснимо: экономическая ситуация так неопределенна, что ни один работодатель не смог ответить, сколько инженеров одного профиля, а сколько - другого потребуется через четыре - пять лет.

Служба занятости, как известно, косвенно участвует в процессе выравнивания спроса и предложения рабочей силы. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на региональном рынке труда с точки зрения структуры контингента безработных и банка вакансий?

Уровень безработицы (по методологии МОТ) в области снижается: на конец 2002 г. он составил 13,5% экономически активного населения (в 2001 г. - 14,2%). Вместе с тем численность зарегистрированных безработных в течение года увеличилась на 35,1%, среди них 72,1% - женщины, 29% - молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, 15% - лица предпенсионного возраста. Практически каждый шестой имеет высшее образование, 75,3% живут в городах.

На 1 февраля 2003 г. в службе занятости зарегистрировано 12,5 тыс. вакансий, в том числе 8,9 тыс. по рабочим специальностям. Причем значительная их часть - невостребованные "долгожители". Почему? Прежде всего из-за мизерной заработной платы: по более чем 70% позиций банка вакансий она меньше (и зачастую намного) средней по региону; размер зарплаты, предлагаемой на почти половине хронически (более года) свободных рабочих мест, ниже прожиточного минимума. "Выпадая в осадок", такие вакансии, по существу, засоряют базу данных, затрудняют подбор подходящего места, поэтому недавно мы были вынуждены обратиться в администрацию области с предложением включить их в перечень общественных работ.

Насколько охотно работодатели представляют вам информацию о вакансиях?

Судите сами: на 1 октября 2002 г. в центрах занятости было зарегистрировано 57,5 тыс. из 92,3 тыс. хозяйствующих объектов, состоящих на учете в налоговых органах области, из них о вакансиях заявляют чуть более 10%. Поэтому одна из основных наших задач - существенное расширение количества предприятий, сотрудничающих со службой.

Сегодня ряд центров попал в замкнутый круг: работодатели не склонны размещать у них вакансии, так как зарегистрированные соискатели не отвечают их требованиям; квалифицированные же кадры предпочитают искать работу самостоятельно, не видя, в свою очередь, подходящих предложений со стороны центров. Что ж, будем искать новые формы взаимодействия с работодателями.

За время этой короткой командировки в Новосибирск я неоднократно убеждался в том, что ваша служба не просто известна "в народе", а по-настоящему популярна.

Действительно, поток обращающихся в СЗ увеличивается год от года. Так, в прошлом году диспетчеры информационных залов зарегистрировали около 700 тыс. посетителей. Люди идут в службу, конечно же, не ради праздного любопытства, а чтобы познакомиться с вакансиями, получить необходимую информацию. Немалую роль в повышении доверия граждан к СЗ играет то, что наши сотрудники готовы оказать содействие любому обратившемуся - бесплатно и качественно. На мой взгляд, в этом мы являемся антагонистами кадровых агентств, для которых основная цель - получение прибыли.

Какие из достигнутых результатов вы считаете наиболее важными?

Нам удалось добиться положительной динамики важнейших показателей работы, повысилось качество услуг, средства федерального бюджета используются эффективно. За год трудоустроено 45,5 тыс. человек. Соответствующий показатель (без учета временной занятости подростков) составил 43,4%. Много это или мало? Скажем так: заметно больше, чем в прошлом году, но не достаточно, чтобы исчерпывающе удовлетворить потребности населения. Приходится признать, что пока мы не готовы максимально быстро подбирать подходящую работу. Временную занятость и общественные работы рассматриваю лишь как вспомогательные "средства". Главная наша задача - обеспечить людям реальное трудоустройство. Вы удивлены моей категоричностью? Но я убежден, что общественные работы, которые в прошлом сыграли положительную роль, неперспективны: при их проведении основным стало не содействие безработным в получении временной занятости, а решение местными самоуправлениями своих хозяйственных вопросов.

Выступая месяц назад на расширенной коллегии Минтруда, вы уделили большое внимание мерам активной политики занятости, осуществляемым Департаментом...

Это естественно. По нашим подсчетам, каждый рубль, вложенный в такие мероприятия, экономит 6 руб., расходуемых на пособия по безработице. Проведение активной политики занятости, важнейшими элементами которой являются профобучение и переобучение граждан, ускоряет реальное трудоустройство. Очень скоро страна подойдет к порогу исчерпания трудовых ресурсов. Выход один - переподготовка взрослого населения по нужным работодателям профессиям. В прошлом году при участии администрации области проведен фестиваль "Образование взрослых". Его цель - заострить внимание на необходимости непрерывной учебы человека на протяжении его трудовой жизни. Разработка соответствующей региональной программы уже началась. Вообще намечаем много интересного: в частности, отрабатываем технологии дистанционной переподготовки безработных, проживающих в отдаленных районах, системы профориентационного сопровождения учебного процесса и психологической поддержки обучаемых.

Что мы имеем на сегодня? Работодателям нужны определенные специалисты, ищущие же работу не отвечают их требованиям. Вот этот лаг и нужно ликвидировать. Партия первой скрипки - у службы занятости.

По нормативам, в Новосибирской области на профподготовку одного человека ассигнуется до 2,4 тыс. руб. Но разве на такую сумму можно обеспечить действительно глубокую переподготовку, чтобы сформировать адекватные новым условиям профессиональные качества?

Упование на полное возмещение дефицита имеющихся средств за счет бюджета субъекта Федерации - не что иное, как иллюзия. На пальцах можно пересчитать департаменты ФГСЗН, руководители которых могут сказать о примерном паритете финансирования. На региональные и местные бюджеты следует рассчитывать лишь при реализации таких программ, как "Общественные работы" и "Временная занятость подростков". Фундаментальные же программы - "Профессиональное обучение и переподготовка безработных граждан", "Профессиональная ориентация" - должны, по моему мнению, финансироваться преимущественно из федерального бюджета.

Не обсуждается ли возможность осуществлять подготовку и переподготовку кадров за счет (хотя бы частично) работодателя или самого соискателя?

И работодатели, и мы готовы поддержать эту идею. В регионе немало "продвинутых" предприятий, руководители которых заявляют о своей готовности учить и переобучать работников. Но пока нет соответствующего правового механизма. Пытаясь наладить профобучение работников в Сибирском федеральном округе, мы, например, не можем решить вопросы организации стажировок: нет юридической базы для заключения центрами занятости и работодателями договоров, предусматривающих долевое участие и ответственность обеих сторон. Аналогичная ситуация и с финансированием профобразования людьми, которые в состоянии это сделать сами, и с оплатой обучения на основе кредита.

Ряд крупных предприятий региона сохранил систему подготовки рабочих кадров, однако большинство работодателей хотели бы получать их без хлопот. Но желающих встать к станку не так много. А значит, все более острым становится вопрос профориентации молодежи. В одиночку службе занятости его не решить...

Тем не менее стремимся делать максимум возможного. Недавно Департамент подписал с киностудией, выигравшей соответствующий конкурс, договор о производстве фильмов о профессиях - не профессиограмм, а именно фильмов! Из перечня областного заказа выбраны наиболее востребованные сегодня профессии (фрезеровщик, станочник широкого профиля и др.). Нужно снять хорошие, человечные ленты, способные убедить молодежь в престижности этих специальностей. Герои - люди, ставшие подлинными мастерами, получающие достойное вознаграждение за свой труд. Мы пошли на серьезные затраты, будучи уверенными, что они окупятся сторицей. Проект вызвал большой интерес со стороны Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий, оказывающей творческим группам всяческое содействие. Один фильм уже "на выходе". Хотим, чтобы видеотека из первых шести фильмов была в каждой школе (в центрах занятости - само собой), намереваемся демонстрировать ролики по телевидению. Надеемся, что эта форма разъяснения окажется эффективной. Понятно, что ошибочные стереотипы, сложившиеся в сознании молодых людей, нельзя разрушить мгновенно, потребуется целенаправленная и наверняка долгая работа по формированию у них нового отношения к труду.

Идея, которую вы воплощаете, уверен, принесет хорошие результаты. Но насколько работодатели готовы принять молодежь? Ведь многое будет зависеть и от качества рабочих мест...

При всех издержках приватизации "класс" эффективных собственников все же складывается. Новые хозяева прагматичны: они осознают, что забота о работниках в конечном счете выгодна им самим.

Подготовка кадров по заявкам работодателей возобновилась. Некоторые частично финансируют обучение, подключилась и мэрия Новосибирска. На всех уровнях профессионального образования - начальном, среднем, высшем - лучшие учащиеся и студенты получают стипендии губернатора и мэра. Успешно реализуется программа "Стипендиаты В.Толоконского для села".

Совместно с администрацией области изыскиваем возможности для решения вопросов молодежной занятости. Из областного бюджета выделено около 1 млн. руб. - сумма мизерная, если соотносить ее с потребностями. Но лиха беда начало: важен прецедент совместной работы! В первую очередь попытаемся закрепить молодые кадры на производстве, помочь им и работодателям найти общий язык.

Подготовка молодежи - всего лишь часть огромной проблемы формирования кадрового потенциала. Думается, что назрела необходимость в разработке единой федеральной программы, включающей и профориентацию взрослых. Развитие опережающего обучения на производстве позволит не доводить дело до крайности - высвобождения работников. Помимо социально-экономических последствий, оно, как мы знаем, чревато стрессом, глубокой психологической травмой, которую получают уволенные. Об этом нельзя забывать...

Существует мнение, что вопросы, связанные с обучением, относятся к компетенции учебных заведений. В определенной мере, да. Но было бы настоящим расточительством не использовать потенциал ФГСЗН, обладающей полной информацией о рынке труда, способной стать координатором, более того - локомотивом, в столь важном процессе. Кстати, в каждом ЦЗ Новосибирской области имеется должность профконсультанта. Эти специалисты беседуют почти со всеми обращающимися за содействием, путем тестирования определяя наклонности человека. Очень перспективна программа клубной работы. Занятия в Клубах ищущих работу помогают безработным научиться ориентироваться на рынке труда, приобрести навыки самопрезентации и т.д. К сожалению, и здесь нехватка средств ограничивает наши возможности.

Рассказывая о "кинематографическом проекте", вы упомянули об областном заказе. В чем его суть? Что делается для того, чтобы увязать потребности рабо тодателей и выпускников учебных заведений?

Областной заказ на рабочие профессии - мощная действующая программа, позволяющая в определенной степени согласовывать потребности сторон. Очень важно, что оживают связи между предприятиями и учебными заведениями, возрождается институт базовых предприятий для системы начальной профессиональной подготовки: многие из них доплачивают мастерам за работу с учениками.

Служба занятости установила контакты практически со всеми вузами региона. В прошлом году в четырех из них организованы центры трудоустройства выпускников. Мы обеспечиваем их информацией о вакансиях, в том числе и для вторичной занятости студентов (в свободное время).

Убежден, что следует как можно скорее возвратиться к системе распределения молодых специалистов-бюджетников в форме государственного заказа и их поддержки на первоначальном этапе. Оплачивая образование человека, государство вправе ожидать отдачи. Для выпускников же это будет социальной гарантией. Мне кажется, что подавляющее большинство студентов и учащихся проголосует за такой контракт. По сути, он означал бы обучение в кредит.

У ряда предприятий уже сегодня есть свои стипендиаты, нередкими стали случаи заключения контрактов со студентами третьего-четвертого курсов. Однако следует признать, что большинство вузов и ссузов слишком увлеклось расширением перечня предоставляемых образовательных услуг, им так понравилось "выживать", что в море предлагаемых ими специальностей неискушенному человеку не сориентироваться. Вмешаться в данный процесс служба занятости может только в пределах предоставленного ей права согласовывать набор по тем или иным специальностям в учебные заведения системы Минобразования. В 2002 г. министры труда и образования подписали соглашение, в соответствии с которым план набора утверждается только при наличии визы руководителя соответствующего департамента ФГСЗН. Но, как я уже отмечал, отсутствует серьезный анализ будущих потребностей в выпускаемых сегодня молодых специалистах.

Министр труда поставил перед службой занятости задачу скоординировать количественно и качественно с потребностями рынка труда выпуск прежде всего из профессиональных учебных заведений. Для эксперимента выбран ряд территорий, в том числе и наша. Но с какой стороны подступиться к решению задачи, честно говоря, не знаем. Нет методологии, научных разработок...

Один из эффективных путей решения проблем занятости - содействие людям в открытии собственного дела. Особую актуальность это приобретает в связи с реструктуризацией естественных монополий. Какое место занимают вопросы организации и развития малого бизнеса в деятельности Департамента?

Малый бизнес - та сфера занятости, за которую я готов стоять горой. По моему мнению, ФГСЗН обязана содействовать ее развитию, в том числе финансово: без стартовой подпитки малый бизнес, создающий рабочие места, пополняющий бюджет, развернуться не сможет. Пока же нам приходится ограничиваться проведением семинаров, участники которых получают начальные знания о правовых основах, лицензировании, преимуществах того или иного вида деятельности. Существует областной фонд предпринимательской деятельности, где изучают подготовленные с нашей помощью бизнес-планы безработных граждан. Есть договоренность с администрацией региона изыскать в ближайшее время средства для реализации наиболее интересных проектов, в том числе и поступивших от действующих малых предприятий (по расширению производства, технологическому перевооружению и т.д.).

Что касается реструктуризации естественных монополий, то в свое время регион достаточно болезненно пережил период банкротств в угольной промышленности - особенно пострадали жители шахтерских поселков. Сегодня на передний план выходит реформирование железнодорожной отрасли. Здесь нам удалось предвосхитить события. Летом 2001 г. Департамент заключил с управлением Западно-Сибирской железной дороги соглашение, регламентирующее действия сторон. Получив четкие планы по территориям, СЗ смогла хорошо подготовиться к предстоящему высвобождению, провести необходимые мероприятия. Например, Болотинский ЦЗ, располагая точными сведениями о сокращениях (буквально пофамильно), заранее наметил, куда пойдет каждый человек: трудоустроится в рамках своей системы, досрочно оформит пенсию или переведется в другую структуру. Центры занятости поработали со всеми высвобождающимися и получили их согласие на предложенные варианты, помогли подготовить необходимые документы. В итоге статус безработного присваивается очень немногим железнодорожникам.

Департамент ФГСЗН по Новосибирской области выполняет и функцию межрегионального органа. Помогает ли взаимодействие с другими департаментами решать проблемы занятости в Сибирском федеральном округе? Как налажены методическая помощь, обмен базами данных?

Формально наши функции сводятся к координации деятельности органов службы занятости регионов, входящих в округ, анализу статистических данных. Однако жизнь вносит свои коррективы: выкристаллизовались конкретные формы сотрудничества. Это, в частности, регулярные рабочие встречи руководителей департаментов для обсуждения наиболее важных вопросов и поиска совместных решений. При необходимости обращаемся в Минтруд с просьбой о содействии в решении сложных проблем.

Обобщенные материалы представляем в аппарат полпреда президента. Отрадно, что вопросами занятости здесь серьезно интересуются. Например, при СибФО работает межведомственная комиссия по поддержке малого предпринимательства (ваш покорный слуга - ее член). В ежегодный доклад полпреда президенту обязательно включается раздел, посвященный ситуации на рынке труда округа.

В 2002 г. - сначала по собственной инициативе, а затем при поддержке Минтруда (Департаменту выделено несколько дополнительных штатных единиц) - мы стали анализировать отчетность коллег. Общих программ, контрольных показателей нет. Каждый регион самостоятелен в принятии решений: согласования вопросов финансирования или кадровых назначений не проводится. Но начиная с этого года составляется единый план мероприятий. Мы получаем из регионов сведения о том, что они намечают на предстоящий квартал, выделяем наиболее важное, сводим в отдельный документ, который рассылается департаментам. К слову, у каждого их них обязательно бывает что-то достойное общего внимания. Есть также единый план окружных семинаров специалистов. Отлажена практика селекторных совещаний, в частности, по вопросам эффективного использования выделяемых из бюджета средств. В радиорежиме обсуждаем технологию и опыт работы с гражданами.

Многое упускается из-за отсутствия единого информационного пространства. Задача его формирования не решается уже десять лет: это чрезвычайно дорогостоящий проект. С помощью интернет-технологий любой желающий мог бы ознакомиться с возможностями трудоустройства, в том числе и на территории СибФО. На окружном совещании в Новосибирске в сентябре 2002 г. мы обратились с конкретными предложениями к представителям Минтруда, которые подтвердили, что на федеральном уровне прилагаются усилия для решения данной проблемы. Придется ждать. А ведь можно было бы начать с частного, например, с подготовки программы для молодежи как наиболее мобильной части населения. Особенно это важно для крупных городов - Новосибирска, Томска, Красноярска - с давними университетскими традициями. Многие их вузы работают на пространство "от Урала - до Читы". Было бы здорово, если бы молодой специалист - и не только обладатель вузовского диплома - имел возможность выбора. Переезд ему не страшен, главное - получить шанс самоутвердиться, сделать карьеру.

По инициативе нашего Департамента эта тема обсуждалась на окружном совещании. Коллеги нас поддерживают. Позволю себе использовать предоставившуюся возможность для того, чтобы еще раз обратиться к Минтруду: настала пора включить программу формирования единого информационного пространства для молодежи в рабочие планы ведомства. Коль скоро в масштабах страны сегодня это невозможно, давайте начнем с Сибирского федерального округа - мы готовы!

Как складываются отношения Департамента и администрации региона?

Их можно назвать конструктивными. Причем в решении самых сложных вопросов всегда принимает участие губернатор. В текущем году из регионального бюджета на реализацию областной целевой программы содействия занятости выделено 4 млн. руб., из местных - 4,5 млн. руб.; достигнута договоренность о создании группы специалистов для разработки такой же программы на предстоящие годы. Осуществляются программы содействия занятости уволенных военнослужащих и женщин. Наша гордость - подготовленная совместно с администрацией области программа профориентационной работы с молодежью. Немногие регионы могут похвастаться подобным документом, предусматривающим комплекс необходимых мероприятий и объединяющим усилия СЗ, профессиональной школы, органов государственного управления и социальной защиты.

Залог успеха любой организации - профессионализм ее команды. Что вы можете сказать о ваших подчиненных?

Мы - действительно команда. Я с огромным уважением отношусь к своим коллегам - благодаря их человеческим и профессиональным качествам наша служба завоевала авторитет у жителей области. Большинство специалистов центров занятости, даже потеряв статус госслужащих, остаются на своих местах. И совсем не потому, что это выгодно материально (многие могли бы устроиться получше), - такой уж в нашей службе климат...


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000170
Rambler's Top100