ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Интервью президента международной сети PricewaterhouseCoopers Сэмюэля А. Дипиазы газете «Известия»


www.pwc.com
Источник: PricewaterhouseCoopers Россия

- Ваше представление о будущем России?

-Очень позитивное. Последние пять лет развития российской экономики говорят об огромном потенциале страны.

- Потенциале и больших рисках...

- Россия - часть общей системы развивающихся экономик. Риск и возможности здесь приходят вместе. Вы просто должны правильно взвешивать их.

- Слабость наших институтов капитализма - мы только что могли еще раз в этом убедиться. Когда кризис нескольких банков вылился в недоверие ко всей банковской системе.

- Для того, чтобы России перейти на новый этап экономического развития, необходимо иметь прочную солидную банковскую систему. И ход ее реформирования мы оцениваем очень позитивно. И понимаем все трудности. Слабость банковской системы – это общая черта развивающихся экономических систем. То, что мы видим – быструю реакцию Центробанка, решения Госдумы – мы оцениваем очень высоко. И исходим из того, что государство будет и дальше развивать банковский сектор.

- Вы лучше, чем кто-либо знаете, что такое капитал российских банков. Сколько там всего приписано?

- (Улыбка ) Российским банкам придется приспособиться к международным стандартам. Адекватность капитала – одна из таких норм и никаких других вариантов не предусмотрено. Единственный фактор, который может быть принят во внимание, – время, необходимое для реализации этого и других требований. И в этом Россия также не исключение в общем ряду развивающихся экономик.

- Каким образом дело Юкоса повлияло на развитие бизнеса в России?

- Текущая ситуация может побудить компании уделять большее внимание налоговым рискам. В целом экономика и рынки капитала функционируют более эффективно в условиях, когда есть стабильные и ясные законодательная база и порядок применения законодательных актов.

- Как вы оцениваете налоговую часть экономической политики российского правительства?

- Российской власти удалось за последние годы добиться главного – обеспечить стабильность, предсказуемость и конкурентоспособность национальной налоговой системы. Дальше будет идти ее настройка, например в области НДС. Чтобы оценить достигнутое, надо сравнить нынешнюю систему с тем, что было несколько лет назад. За это время произошло главное – определился сам фундамент налогового законодательства. И это я бы назвал абсолютным императивом для устойчивого экономического роста – простые, стабильные, предсказуемые правила налогообложения. Теперь компании хорошо понимают, как подчиняться этой системе. Россия сделала великое и важное дело, - создала конкурентоспособную налоговую систему. И это очень важно.

- Где заканчивается ответственность налогового советника, который рекомендует компании как платить налоги, а где начинается ответственность самой компании, которая эти налоги платит?

- Наша ответственность – давать советы по минимизации налогов, но в рамках закона. Ответственность компании – декларировать эти налоги, также в рамках закона. Есть еще и ответственность правительства которое должно определять четкие и ясные налоговые правила.

- Почему возможно подавать в суд иски против налоговых консультантов?

- Это распространенный вопрос. Налоговые консультанты несут ответственность за предоставление консультаций, которые соответствуют требованиям действующего законодательства, или в тех случаях, когда закон допускает неоднозначное толкование, - за информирование клиентов о тех рисках, которые возникают при выборе той или иной альтернативы. Ответственность за принятие окончательного решения о том, каким образом отчитываться по налогам, лежит на самих компаниях. Налоговые консультанты принимают на себя определенный риск в тех случаях, когда их советы или рекомендации не основаны на требованиях законодательных актов.

- Оффшорные зоны. Обычно мы представляем их как удобные средства для того, чтобы не платить налоги.

- Это далеко не всегда так. Многие компании используют международные оффшоры в своем бизнесе и прямо указывают на это – в этом нет ничего необычного или неправильного, при условии, что все схемы ясны и понятны. Проблемы в США, например, это не проблемы оффшоров – это проблемы прозрачности схем, бухгалтерского учета и желания снизить налоги. Оффшорные компании могут быть использованы в инвестиционных проектах (особенно при участии в них нескольких зарубежных инвесторов) с целью создания эффективных структур для консолидации прав собственности и привлечения капитала.

Ничего страшного в этом нет, опять же с условием, что это прозрачные структуры. Важно, чтобы все понимали, в чем цель создания той или иной оффшорной компании.

- Многие эти схемы настолько сложны, что не все люди и не всегда могут понять схему, даже если она понятная и прозрачна для профессионала.

- Люди используют подобные инструменты – раньше их называли целевые механизмы (Special Purpose Vehicles) , сейчас чаще используются термин механизмы, в которых компания имеет переменную долю собственности (Variable Interest Entity), но они четко определяются: если ты контролируешь эти компании – ставишь их на баланс, если нет – снимаешь с баланса.

- Означает ли усложнение системы финансовых транзакций и их оптимизация, что государство в конечном итоге будет получать меньше денег, чем оно получало раньше.

-Нет. Я не верю что государство будет в проигрыше – если будет четкое законодательство и определенные правила, государство всегда будет в выигрыше. Россия – классический пример этого. Законодательство об уплате подоходного налога в России делает страну фактически налоговым подоходным раем на Земле. И тот факт, что налоговые иски против государства были не слишком успешными говорит о том, что налоговая система стала эффективной

- Представим себе стратегического инвестора. Как он действует?

- В России много случаев, когда инвестиции идут в активы, а не в акции компаний. Таких инвесторов не слишком интересуют портфельные вложения. И это очень характерно для таких мест как Россия, Восточная Европа или Южная Африка. В таких регионах инвесторы хотят ограничить риски конкретными проектами или регионами. К сожалению для обычных людей, которые, как правило, размещают деньги в фондах портфельных инвестиций, приобретающих акции компаний. Иногда, конечно, можно делать такие вложения через инвестиционные фонды, но это редкий случай – прямыми инвестициями занимаются фонды прямых инвестиций и или хедж-фонды – в этом нет ничего необычного или неправильного.

- А как он действует в России?

- Когда иностранный инвестор приходит в Россию и намерен финансировать сложный капиталоемкий процесс, он скорее всего будет использовать схему проектного финансирования, – и это означает, что инвестор будет обладать правом непосредственного контроля над инвестируемым активом. Это критическое условие.

- Так будет всегда?

- По мере того, как Россия будет развиваться, доля таких инвестиций будет сокращаться. Финансирование через нормальный выпуск акций станет более традиционным способом финансирования компаний. Это классический способ развития рынков.

- Мне казалось, что все наоборот – по мере усложнения бизнеса, роль «сложных» механизмов его финансирования также усиливается.

- Эта тенденция, конечно, тоже имеется . В любой стране есть так называемые целевые инвестиции. В России из-за большого количества природных ископаемых эти инвестиции будут всегда. Прежде всего, из-за огромной капиталоемкости многих проектов. Сектор природных ресурсов – естественное поле для использования схем проектного финансирования. В Индии ситуация, например, совершенно иная, - там, где большие инвестиции делаются в интеллектуальный капитал, проектное финансирование используется гораздо меньше. Если компания строит супермаркет – тут все ясно – строят магазин и начинают продавать товары. При осуществлении крупных проектов в области природных ресурсов значительно чаще используются совместные предприятия и проектное финансирование, что позволяет инвесторам сконцентрировать внимание на рисках, связанных с конкретным проектом, и управлять этими рисками. В таких случаях инвесторы конечно стараются избежать вложения слишком больших капиталов в один проект.

- Восточная Сибирь. Штокмановское месторождение.

- Последнее –особенно характерный пример. Диверсификация – особенно важное условие для финансирования подобных проектов. Но я бы не стал зацикливаться исключительно на таких проектах. Россия за последние пять лет существенно расширила диапазон привлекаемых инвестиций. И это создает более мощную устойчивую основу для экономического роста.

- Что вообще думают ваши иностранные клиенты о России?

- Наши клиенты проявляют огромный интерес к России. Если вы посмотрите на мир, то Россия сразу привлекает внимание – с высокообразованным многочисленным населением, наличие которого обеспечивает масштаб внутреннего рынка. Устойчивым налоговым режимом. Снижением инфляции. Рыночными реформами, которые набирают ход. Есть проблемы, но эти проблемы решаются. Россия находится на взлете, в отличие, например от Западной Европы, где есть стабильность, но нет роста, или Южной Америки, где есть рост, но тоже есть существенные риски. Мы проводили исследование по привлекательности рынка ритейла в Восточной Европе, где есть хорошие страны для новых инвестиций в этом секторе, но Россия заняла первое место.

- По моему мнению среди представителей инвестиционных банков – есть две группы, и меня всегда поражает глубокое разделение мнений среди тех, кто анализирует Россию.

-Это абсолютно нормально для развивающейся экономики – в таких условиях всегда есть победители и проигравшие . В России есть все условия для развития бизнеса. Но риски есть и в других странах – скажем в Европе – отсутствие роста и стареющее население – это ведь тоже риски, в США – тоже свои риски. Наши клиенты умеют понимать риски, среди них многонациональные компании, которые уже давно ведут бизнес в России. И они, как правило, оптимистичны и в оценке российских перспектив. Те компании, которые еще не пришли, относятся к России с большей осторожностью. Но за последние года два это отношение изменилось – в лучшую сторону. Генеральные директоры многих компаний приезжают в Москву, чтобы увидеть и понять, что здесь происходит. И любые действия правительства, направленные на улучшение инвестиционного климата, принесут огромные дивиденды.

- Что нужно тем, кто еще не пришел?

- Стабильность. Прозрачность. Законность. Хорошая система управления. Предсказуемость. Это не такие уж сложные понятия. Сегодня еще ранняя стадия исторического пути. Правительство делает успехи. С учетом всех факторов, Россия имеет хорошие шансы .

- Ваши прогнозы по тенденции развития рынка капитала в России – долговой или акционерный?

- Главное сейчас – создание системы регулирования, а потом уже будем смотреть. Cейчас трудно делать прогнозы: будем честными. – это еще неразвитый финансовый рынок. Наличие устойчивых банков – непременное условие для развития рынка капиталов. Неминуемая консолидация банковской системы – тоже одно из таких условий.

- Нас ждет волна слияний и поглощений?

- Во многих секторах – это неизбежно, банковский сектор – просто самый очевидный случай.

- Принятие закона Сарбейанса-Оксли- сделало американский рынок капиталов менее привлекательным?

- Об этом много разговоров на рынке. Но американский рынок капиталов – по-прежнему самый крупный в мире – и это неоспоримый факт. Доступ к капиталу, эффективность перетока капитала дают ему огромные конкурентные преимущества. И компании будут приходить сюда. Одно из основных последствий нового закона – рост издержек для компаний, которые должны его соблюдать. Так как они фиксированные, то это ограничит приход на американский рынок менее крупных компаний. Стандарты поднялись на очень высокий уровень. Но это же создает и преимущества для тех, кто туда попадает. Мы пока не видели примеров компаний, ушедших с американского рынка капиталов. Мы слышали, что европейские корпорации, которые не очень нуждаются в новом капитале, намерены уйти с американского рынка из-за дополнительного бремени Сарбейнса-Оксли. Но в ЕС также намерены ужесточить нормы корпоративного регулирования, - уже в будущем году в Парламенте будет обсуждаться «восьмая директива» - очень хорошо подготовленный по нашему мнению законопроект, который во многом повторяет нормы Сарбанеса-Оксли.

- Другими словами в США был создан новый стандарт корпоративного регулирования для всего мира? Также как это было после создания в США комиссии по ценным бумагам и биржам в 1934.

- В конечном итоге все страны мира окажутся в новом правовом поле. И это правильные шаги. Рынок капитала основан на публичном доверии. И это правило работает в любой стране – России или Америке. Нет доверия – рынки рушатся. Сарбейнс-Оксли- может быть и не самый лучший вариант подобного регулирования, но он дал очень много рынкам. Сейчас нормы регулирования гораздо более прозрачны. Многие российские компании придут на американский рынок капитала.

- Когда умрут финансовые отчеты компаний?

- Никогда. Они просто станут частью общего отчета. Компании просто вынуждены раскрывать гораздо больше информации, чем определяется финансовыми отчетами. И сейчас институциональные инвесторы внимательно смотрят за тем, насколько подробно раскрывается эта информация. А теперь еще возрастает внимание и к так называемой социальной отчетности.

- Вы стали пионером на рынке уже несколько лет продвигая на рынке модель «стоимостной отчетности» (value reporting)?

- Эту и подобные идеи высказывает и поддерживает все рыночное сообщество. Последнее время к отраслевым инициативам в области телекоммуникаций и фармацевтики присоединилась нефтяная промышленность – инициатором здесь является BP – компания, которая больше всего предоставляет дополнительной информации о своей деятельности.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000237
Rambler's Top100