ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Семь раз отмерь


Кушниров Владимир БорисовичВопрос автору

Кушниров Владимир Борисович

  • Консультант по вопросам организации производства;
  • Директор бюро технологического консалтинга "Знаю как" Консалтинговая группа "Воронов и Максимов",

Компас промышленной реструктуризации

В статье излагаются рекомендации (методология) по выбору оборудования для действующего производства - покупка отдельных единиц оборудования.

Рано или поздно любое предприятие сталкивается с проблемами переоснащения. Это может быть простая замена изношенного оборудования на однотипное, но новое. Это может быть локальная модернизация производства, вызванная необходимостью развития продукции и предприятия. Это может быть даже полная реконструкция всего производства. Но, в любом случае, необходимо сделать правильный выбор.

А выбор оборудования - это мало с чем сравнимое удовольствие. Тут и ощущение успешности предприятия - вот, можем себе позволить; и возможность помечтать; и особенный запах толстых красочных проспектов, содержание которых понятно только посвященным. Сам процесс может настолько захватывать, что известны случаи, когда предприятие годами присматривается и ничего не покупает.

Не мудрено. Приобретение оборудование не только удовольствие, но и очень ответственное решение, за которым следует много перемен.

Поэтому прежде чем потратиться, следует ответить себе на несколько непростых вопросов.

С точки зрения экономики, любая организация - это механизм для генерации финансовых потоков. Другими словами: с точки зрения собственника совершенно неважно, чем конкретное предприятие занимается. Главное требование к этому предприятию - обеспечить максимальную доходность при определенном уровне риска вложений капитала.

Риски могут быть самого разного рода. Но, применительно к оборудованию, наибольший интерес представляет стратегическая устойчивость предприятия в долгосрочной перспективе. Устойчивость предприятию обеспечивают его конкурентные преимущества и так называемая "стержневая компетенция" - набор знаний / умений / навыков и возможностей, с помощью которых компания зарабатывает деньги, которые собственно и делают компанию компанией, отличают ее от других и не могут быть взяты со стороны.

Стержневая компетенция у предприятия редко бывает единственная, обычно их несколько.

Пример: для станкостроительной компании (в общем случае) стержневой компетенцией являются: - проектирование - понимание специфики работы и умение правильно сформулировать набор требований как к станку в целом, так и к его составным / комплектующим частям; - производство - создание спроектированного продукта, но не по всем переделам, а только в части, обеспечивающей конкурентные преимущества продукции - чаще всего это сборка / наладка / обслуживание. - умение продавать свою продукцию (без сомнения) является стержневой компетенцией.

А, вот умение отливать станины - это компетенция, но второстепенная по отношению к основному виду деятельности. Сделаны комплектующие своими руками или заказаны на стороне - покупателей станков это обычно не интересует , равно как, это не сказывается на конкурентных позициях фирмы.

Вопрос №1: Какую компетенцию (основную или второстепенную, но перспективную для вашего предприятия) усилит покупаемое оборудование? Обычно стержневую компетенцию развивают в рамках планов долгосрочного развития. "Если же технологический передел не является основным, то стоит подумать о различных формах передачи части работ специализированным организациям (по аутсорсинуг, субконтрактингу, кооперации)". Смысл в том, что возрастание компетенции должно в итоге выливаться в конкретные конкурентные преимущества, которые приобретает компания от применения нового оборудования. Хотя для этого и потребуются определенные усилия, но все преимущества, полученные за счет использования нового оборудования, должны быть выражены в измеримых / сопоставимых показателях.

Для иллюстрации идеи и в качестве примера общих показателей можно назвать:

a. преимущества продукции компании на соответствующих товарных рынках: - основные технические параметры; - показатели надежности; - эксплуатационные показатели; - производственная себестоимость и цена для потребителя.

b. преимущества компании в отраслевой среде: - производственная мощность (нормальная, номинальная и максимальная) - минимальный и максимальный экономичный объем выпуска; - гибкость производства ; - производительность труда и/или трудоемкость операций; - показатели эффективности (в частности, такие как - загрузка оборудования и фондоотдача); - финансово-экономические показатели деятельности производства в целом.

Полученные (прогнозные) цифры следует сравнить со своими (текущими) показателями и, по возможности, с показателями конкурентов. Самое удивительное: по результатам сравнения может оказаться, что замена оборудования никаких практических результатов, кроме суеты, не принесет.

Вопрос №2: Каким образом введение в эксплуатацию нового оборудования скажется на продукции и предприятии? Позволит ли новое оборудование достичь каких-то явных / ощутимых / существенных конкурентных преимуществ?

Если после теста №1 все же выяснилось, что менять оборудование имеет смысл, то надо понять, каким именно ему следует быть.

Технические параметры покупаемого оборудования выбираются в соответствии с производственной задачей предприятия, конструкцией и технологией выпускаемого продукта, выбранными материалами и т.д. На это, обычно, тратится львиная доля всех сил, времени и внимания. Проколы в этих вопросах - большая редкость. А вот другие аспекты выбора, в частности: финансово-экономические последствия принятых решений - насколько позволяет судить наш опыт, нередко полностью или частично упускают из вида. Подобные упущения, впоследствии, могут весьма негативно сказаться на финансовых результатах деятельности компании.

Вопрос №3: Соответствие выбранного оборудования существующим на предприятии организационно-техническим решениям.

Здесь следует внимательно рассмотреть следующие моменты: a. Производительность.

Производительность оборудования не должна слишком превосходить остальные переделы и уж, конечно, не создавать "узких мест" в технологической цепи. Избыточность производственной мощности ведет к снижению фондоотдачи из-за простоев и неоправданных потерь при частых запусках. b. Уровень автоматизации процессов.

Автоматизация только одной - двух операций может приводить к дисбалансу производительности и возникновению ситуации, при которой либо простаивает автомат, либо работники на ручных операциях пытаются тягаться с автоматом. Кроме того, работа на автоматическом оборудовании и в ручном режиме, работниками воспринимается по-разному и может порождать конфликты на тему "кто сколько работает и сколько зарабатывает". Возникает дилемма - "выгодные" и "невыгодные" операции.

Вопрос №4: Место оборудования в общей функциональной схеме предприятия - каким образом новое оборудование впишется в технологические маршруты и транспортные потоки.

Нередко, замена оборудования требует проведения изменений в смежных (основных и вспомогательных) технологических операциях.

Иногда изменения могут потребоваться настолько значительные, что речь уже придется вести о покупке не единицы оборудования, а комплекта или комплекса. Этот вопрос мы здесь не затрагиваем.

Что касается внутренней логистики, то изначально, при проектировании производства, оборудование располагают так, чтобы материальный поток двигался без петель / изгибов / возвратов. Новое оборудование чаще всего ставят не там, где бы следовало по логике вещей, а там, где найдется подходящее место.

Обычно, влияние расположения оборудования на себестоимость продукции и/или стоимость операции не считают нужным просчитывать. Однако, известны случаи, когда возрастание транспортной составляющей в структуре себестоимости перевешивает снижение себестоимости, полученное за счет применения нового оборудования.

И еще о логистике. Очень часто упускают из вида необходимость заранее оценить последующие изменения потребности предприятия в общецеховом / общезаводском складском оборудовании и транспорте.

Вопрос №5: Соответствие выбранного оборудования возможностям технических служб. Заранее следует оценить:

a. ремонтопригодность приобретаемого оборудования. Не всякий станок можно и/или имеет смысл чинить вообще. Это значит, что "про запас" придется что-то держать в резерве (или оборудование, или продукцию).

b. технический уровень и возможности гарантийного и сервисного обслуживания;

c. работы и затраты, возникающие вследствие приобретения нового оборудования:
- набор и/или обучение персонала , обслуживающего оборудование;
- приобретение специальных (диагностических, контрольно-измерительных, юстировочных и т.п.) приборов и инструментов для ремонта и обслуживания;
- необходимость наличия на складе оригинальных запасных частей.

Отдельной проблемой может стать доступность и время поставки запасных частей / специальных расходных материалов, запасать которые по тем или иным причинам невозможно.

Вопрос №6: Во что это выльется по затратам?

Приобретение оборудования - это, по своей сути, инвестиционный проект. А к инвестиционным затратам нужно подходить со всей серьезностью. Жизненно важно не упустить ничего существенного из алгоритма принятия решения.

a. Основные затраты:
- стоимость оборудования;
- таможенные платежи;
- транспортные расходы;
- прочие платежи, связанные с приобретением (проценты за кредиты / лизинг, страховки, и т.д.)
- расходы, связанные с монтажом / установкой / пуско-наладкой. (время, когда старое оборудование уже демонтировали, а новое еще не приносит ничего + материальные затраты + трудозатраты)

b. Дополнительные затраты:
- подготовка помещений. Тут возможны самые различные статьи расходов от разработки и согласования инженерно-строительного проекта до оборудования специальных фундаментов и модернизации инженерных сетей. К слову, демонтаж / утилизация старого оборудования тоже входит в понятие "подготовка помещений".
- модернизация инженерных сетей оборудования. Увы, старые инженерные сети далеко не всегда смогут "потянуть" изменения потребных объемов воды / сжатого воздуха / пр. и переработку отходов / стоков;

c. Сопутствующие затраты:

Новое технологическое (оно же основное) оборудование, скорее всего, потянет за собой множество сопутствующих перемен, которые могут обойтись не дешевле, чем само оборудование:
- контрольное, измерительное и испытательное оборудование (для основных технологических операций);
- технологическая оснастка и приспособления;
- вспомогательное оборудование (нагреватели и охладители, насосные станции, разного рода очистное оборудование, всевозможные подающие, загрузочные и разгрузочные устройства и т.д. и т.п.).

Выше также упоминалась:
- необходимость модернизации смежных технологических операций и оборудования;
- приобретение запасных частей и специального инструмента;
- подбор и обучение персонала

Как ни печально, но это все тоже - не бесплатно.

d. Прочие затраты:

Как уже говорилось, изменение технологических маршрутов и процессов потребует значительных усилий на разработку технологической и технико-экономической документации. Далеко не всегда предприятие располагает для этого собственными возможностями. Может не хватать специалистов, опыта или квалификации - поскольку задача не типовая. Привлечение сторонних специалистов стоит каких-то денег. Но, и работа своими силами тоже может потребовать дополнительных материальных ресурсов, иногда весьма значительных.

e. А так же …

Не забудьте о своих добрых друзьях из охраны труда, санитарной / пожарной инспекции и всяких прочих надзорных и разрешительных инстанций. Они непременно навестят Вас, поздравят с приобретением и попросят оплатить проверку соблюдения Вами всех известных науке норм и правил. В крайнем случае, сделать хотя бы аттестацию нового рабочего места и купить пару-тройку огнетушителей. Эти затраты тоже следует включить в инвестиционные издержки.

Вопрос №7: Что мы с этого будем иметь?

По смыслу, вопрос не сложный.

Экономическим следствием улучшений продукции и/или производства, вызванных применением нового оборудования, должно быть хотя бы одно из следующих событий:
- снижение стоимости операции и/или снижение себестоимости изделия;
- увеличение продажной цены (при фиксированном объеме сбыта) за счет улучшения потребительских свойств;
- увеличение объемов продаж (при фиксированной цене) за счет улучшения потребительских свойств.

Всего-то и надо оценить: когда вернутся вложенные денежки. И, соответственно, как скоро начнется реальная прибыль от проделанной работы.

Статья опубликована в журнале "Компас промышленной реструктуризации" за июль 2004


Постоянный адрес: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000349
Rambler's Top100