![]() |
Аттестация и планирование карьеры Н.С. Вдовенко, заместитель директора по персоналу ЗАО "Аптека-Холдинг", г. Москва Источник: Журнал "Справочник по управлению персоналом" Какую роль в аттестации играет оценка сотрудником своих просчетов и достижений? Какой может быть схема оценки руководителем своего работника? Чтобы эффективно использовать собственные кадровые ресурсы, компании важно знать личностные и профессиональные возможности каждого сотрудника.
Для этого используется процедура аттестации. В компании "Аптека-Холдинг" сделали этот процесс максимально прозрачным для персонала, системным и технологичным. В статье рассказывается обо всех его этапах. На втором этапе аттестации руководитель подразделения, к которому причислен аттестуемый, проводит с ним беседу, дает письменную характеристику его деятельности, указывает сильные и слабые его стороны, оценивает своего сотрудника по разработанной схеме. Каждое качество работника подразделяется на пять градаций и оценивается по признаку "от лучшего к худшему". Например, по показателю "Умение контролировать работу" наивысшему оценочному баллу "5" соответствует утверждение: "Сотрудник способен держать под контролем массу дел и деталей, вовремя реагировать на любое отклонение". В итоге руководитель подразделения делает заключение о соответствии сотрудника занимаемой должности. При этом выводы руководителя могут отличаться от итоговой оценки аттестационной комиссии. После всех этих мероприятий на рассмотрение комиссии представляется профессиональный портрет каждого сотрудника. А получение конкретного цифрового выражения помогает проследить дальнейшую тенденцию его развития в компании. По мнению автора статьи, предложенная процедура аттестации достаточно объективна, так как учитывает мнение всех заинтересованных сторон, начиная от самого аттестуемого и заканчивая высшим руководством компании. Развитие компании ЗАО "Аптека-Холдинг" и стратегия ее деятельности, направленная на дальнейшее укрепление позиций на рынке, предопределили поиск новых методов работы с персоналом. В частности, в компании немало высокопрофессиональных сотрудников, но руководство ее не всегда могло оценить все их возможности. Это, в свою очередь, затрудняло горизонтальное или вертикальное продвижение работников; оставались невостребованными собственные кадровые ресурсы. В компании проанализировали различные варианты решения этого вопроса и пришли к выводу, что наиболее объективную оценку всему персоналу можно дать только с помощью аттестации. При этом перед отделом по персоналу была поставлена задача сделать этот процесс максимально прозрачным, системным и технологичным. Технология проведения аттестации Аттестация персонала в ЗАО "Аптека-Холдинг" является плановым мероприятием и проводится не реже одного раза в год. Отдел по управлению персоналом информирует сотрудников компании о графике ее проведения за месяц. Учитывается и то обстоятельство, что аттестация является сильным стрессовым фактором для всех сотрудников. В связи с этим служба персонала предварительно разъясняет цели аттестации, дополнительно проводится подробная беседа с каждым руководителем аттестуемого подразделения, даются ответы на все интересующие их вопросы. Самооценка персонала Немаловажным моментом в оценке персонала является собственное отношение сотрудника к своей работе и обязанностям, поэтому на первом этапе аттестации ему предлагается сформулировать свое видение целей и задач работы. Есть специальная форма для оценки деятельности сотрудника АТ-1 (см. Приложение 1). В этом оценочном листе сотруднику предлагается прокомментировать свои достижения за последний год и обозначить собственный план дальнейшего профессионального роста, четко определить ближайшие цели, пути их достижения и реальные сроки реализации. Сотрудник указывает основные трудности, с которыми ему пришлось столкнуться в процессе своей деятельности, начиная от проблем в профессиональной компетенции до вопросов взаимодействия с руководством и коллегами. Далее работник оценивает свои сильные и слабые стороны, те качества, которые помогают ему совершенствоваться в профессиональной деятельности, высказывает свое мнение о проведении мероприятий: тренингов, курсов, семинаров, которые содействуют его развитию как профессионала. В заключении опросника сотрудник дает характеристику своему отделу, обозначает перспективы своего профессионального и карьерного развития в компании "Аптека-Холдинг". Собеседование с руководителем Руководитель подразделения, к которому причислен аттестуемый, должен провести с ним беседу и дать письменную характеристику его деятельности. Помимо профессиональных навыков руководитель оценивает умение подчиненного планировать свою работу, надежность, исполнительность, инициативность, способность к обучению, восприятию новой информации, умение применять ее на практике. Кроме того, руководитель также указывает, что2, по его мнению, является сильными и слабыми сторонами сотрудника. Высказывает свое мнение относительно того, соответствует сотрудник требованиям занимаемой им должности или его квалификационный уровень гораздо выше. Четко сформулированы параметры оценки всех качественных показателей работы сотрудников. Это помогает руководителю выразить свое мнение по поводу каждого работника конкретно и объективно. Далее в форме характеристики на сотрудника АТ-2 (см. Приложение 2), руководитель отдела оценивает своего сотрудника по предлагаемой схеме. В таблице формы АТ-2 указывается 10 наиболее важных для корпоративной культуры компании факторов (профессиональные качества, наличие причинно-следственных связей, лояльность, стрессоустойчивость и др.). Каждый оцениваемый фактор подразделяется на 5 градаций, и оценивается по признаку "от лучшего к худшему". Например, по показателю "Умение контролировать работу" наивысшему оценочному баллу "5" соответствует утверждение: "Сотрудник способен держать под контролем массу дел и деталей, вовремя реагировать на любое отклонение"; баллу "4"- "Способен и умеет осуществлять правильный контроль за узловыми вопросами, но и мелочей старается не упускать из виду"; баллу "3" - "Обычно держит под контролем только основные вопросы, пренебрегая тем, что считает мелочью" и т. д. Аналогично оцениваются все необходимые для каждого работника компании качества. Максимальной суммой набранных балов является 50, а условно минимальной - 20, т. к. сумма баллов, равная 10, скорее всего, нереальна. В итоге руководитель подразделения делает заключение о соответствии сотрудника занимаемой им должности: при этом оценка его несколько отличается от итоговой оценки аттестационной комиссии по результатам аттестации. Руководитель выбирает из пяти утверждений одно: 1. Перерос свою должность. Готов к назначению на вышестоящую должность. 2. Занимаемой должности соответствует. После дополнительного обучения будет способен к выполнению более ответственной работы. 3. Занимаемой должности соответствует. На данный момент карьерный рост не предвидится. 4. Занимаемой должности соответствует не в полной мере. Необходимо дополнительное обучение и отработка профессиональных навыков. 5. Занимаемой должности не соответствует, требуется немедленное увольнение. Такой подход позволяет понять точку зрения руководителя о работе каждого сотрудника и исключить двусмысленные и размытые оценки. Собеседование по результатам аттестации Аттестационная комиссия создается согласно приказу директора компании. В ее состав в качестве обязательных членов обычно входят директор ЗАО "Аптека-Холдинг" (председатель комиссии), заместитель директора по персоналу и директор учебного центра компании. Остальной состав комиссии формируется из руководителей тех подразделений, которые внутри компании участвуют в едином технологическом процессе совместно с аттестуемым отделом. Например, при аттестации персонала отдела поставок (закупок) в состав комиссии приглашаются директор региональной сети, управляющий московским сбытом, а также директора по маркетингу, поставкам и логистике. Всем членам комиссии заранее раздаются материалы по аттестуемым сотрудникам, чтобы они смогли наметить круг вопросов, которые, по их мнению, необходимо задать аттестуемому. В целом же основные вопросы, задаваемые сотруднику на собеседовании, мало чем отличаются от описанных в форме АТ-1. В ходе собеседования акцентируется внимание аттестуемого на трудностях в процессе взаимодействия со смежными отделами. Сотрудник же высказывает мнение о том, как можно, на его взгляд, устранить имеющиеся проблемы. После собеседования комиссия совещается совместно с руководителем аттестуемого отдела и выносит одно из решений:
Комиссия высказывает свои пожелания о дальнейшем обучении сотрудника или о зачислении его в кадровый резерв. При этом члены комиссии не вправе изменить балльную оценку, изложенную в форме АТ-2, но могут дополнить ее своими комментариями и замечаниями. Комиссия записывает итоговые решения в форму АТ-1, с которыми может ознакомиться и сам аттестуемый. Форма АТ-2, заполненная руководителем аттестуемого подразделения, сотруднику обычно не предъявляется. Все материалы аттестации вкладываются в личное дело работника и могут быть востребованы для дальнейшей оценки и анализа результатов аттестации в динамике. Предложенная процедура аттестации сотрудников компании достаточно объективна, так как позволяет проводить периодический мониторинг труда всех работников компании; она формализована по критерию оценок и учитывает мнение всех заинтересованных сторон, начиная от самого аттестуемого и заканчивая высшим руководством компании. В итоге это дает возможность наиболее четко спрогнозировать дальнейшую работу с кадрами, определить подготовленность работника к выполнению своих должностных обязанностей, а также уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста. Форма для оценки деятельности руководителя аптечного склада АТ-1 Заполнение данной формы позволит:
1. Опишите ваши действительные функциональные обязанности. Ранжируйте их по приоритету (ключевая должна быть сначала).
1. Опишите деятельность аттестуемого сотрудника с учетом таких факторов, как количество и качество работы (по приоритетным функциональным обязанностям), умение планировать работу, способность к обучению и применению знаний на практике. ![]() ![]() ![]() Источник: Журнал "Справочник по управлению персоналом", номер 6-2004 Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000431
![]() |
![]() |