![]() |
Всё будет зависеть от способности общества принять правильные решенияИнтервью с руководителем ФСФР Олегом Вьюгиным Беседует главный редактор журнала «Слияния и поглощения» Антон Смирнов. Источник: Журнал "Слияния и Поглощения"
—Олег Вячеславович, Ваше ведомство пришло на смену ФКЦБ. В чем базовые отличия ФСФР от ФКЦБ? - Фактически ФСФР теперь отвечает за регулирование и надзор в части коллективных инвестиций. Если раньше эти вопросы курировали разные ведомства, то теперь все эти функции относятся к ведению нашей службы, за одним исключением — Минфин по-прежнему устанавливает требования к инвестиционному портфелю управляющей компании, которая занимается инвестированием накопительной части пенсий. Всем остальным, включая регулирование и контроль над деятельностью негосударственных пенсионных фондов, надзор за управляющими компаниями, ПИФами, АИФами, занимается ФСФР. —Следует ли в этой связи ожидать, что в будущем ФСФР будет регулировать банковские и страховые инвестиции? Эта проблема обсуждалась неоднократно. Были различные публикации, высказывались мнения... - Да, это обсуждалось, но осталось за рамками наших полномочий и наших функций. В принципе я не вижу больших препятствий к тому, чтобы страховой рынок тоже был под контролем единого регулятора. Это можно сделать в любой момент, но пока принято решение, что он ре-гулируется специальной федеральной службой страхового надзора, которая подчиняется Минфину. Не вижу в этом большой беды. Полагаю, что если в ре-зултате административной реформы полномочия были распределены так, как сейчас, надо поработать какое-то время, а потом, возможно, провести и другие преобразования. Что же касается банковского сектора, здесь ситуация более сложная. Есть два серьезных препятствия для того, чтобы трогать сложившуюся организационную структуру. Прежде всего, сейчас Центральный банк впервые активно меняет нормативную базу регулирования этого сектора. Недавно вступил в действие закон о страховании банковских вкладов, одно из ключевых его решений — создание Агентства по страхованию вкладов. Продолжается проверка банков. В целом идет существенное изменение всех подходов к надзору и к регулированию. Очевидно, что в такой ситуации начинать еще и организационные изменения — значит затормозить весь процесс. Это будет не очень правильно. Кроме того, оплата труда, компенсации служащих Центрального банка выше, чем у работников ФСФР. Прямой физический перевод специалистов в Федеральную службу по финансовым рынкам будет означать снижение оплаты или компенсации и, естественно, уход кадров. Поэтому это не вопрос ближайшего будущего. — Вы неоднократно говорили, что ФСФР не может выполнять свои функции, так как сотрудники, получающие зарплату в 2ООО рублей, должны обеспечивать надзор над участниками рынка с миллиардными оборотами. Есть ли какие-нибудь подвижки в этом направлении? - В этом году, согласно указу президента, минимальная оплата у нас была повышена и сейчас составляет около 7 тысяч рублей. Интервал - от этого минимума и до моей зарплаты, которая составляет где-то 42 тысячи рублей. Оклады были повышены приблизительно на 70%. До конца это все равно напряжения не снимает, но если раньше, в период становления службы, практически невозможно было удержать квалифицированные кадры, то сейчас появился минимальный интерес, чтобы все еще здесь работать —При ФКЦБ существовал экспертный совет. Сейчас, насколько нам известно, при ФСФР такого совета нет. Как Вы считаете, нужен ли он? Какова должна быть его структура, права? Кто должен привлекаться в качестве экспертов в этот совет? - Я сторонник более радикального решения. Экспертный совет при ФКЦБ во многим был декоративным, фактически не имел полномочий принимать решения. Это был совещательный орган. Я могу без проблем пригласить сюда для обсуждения брокеров, ведущих специалистов фондового рынка И они придут с большим удовольствием, потому что понимают, что это им же на пользу. Но я сторонник более радикального решения. Для регулирования рынка нужно создавать коллегиальный орган, который законодательно был бы облечен полномочиями принимать нормативные акты и нести ответственность за это. В этом коллегиальном органе должны быть не только сотрудники Федеральной службы, но и представители других регуляторов: по крайней мере Центральный Банк и Минфин. И наиболее значимые, достойные, с хорошей репутацией представители профессиональных участников рынка. —Вы хотите привлекать их как экспертов? - Нет. Как людей, которые принимают участие в принятии решений и несут за это репутационную ответственность. Но в рамках ФСФР в нынешнем ее виде реализовать такую идею нельзя. Необходимо законодательное решение, тогда можно будет попытаться создать коллегиальный орган. А пока ФСФР — по сути, министерство. Это означает, что существует единоличная ответственность руководителя, и соответственно все решения ФСФР принимаются в виде индивидуального правового акта, который подписывает руководитель, фактически обязательные для исполнения рынком нормативные акты — это прерогатива моей подписи. Получается, что один человек принимает решение, как, например, брокеру вести счета, как брокеру проводить операции, какие есть требования к биржам. Конечно, существует аппарат, который формирует документы, высказывает свое мнение, дает советы, но фактически это решения одного лица. Для регулирования финансовых рынков это в принципе нетипично. Скажем, для Министерства финансов это было бы правильно. Министр финансов несет персональную ответственность за формиро- вание и исполнение бюджета, потому что это чисто административная деятельность. А регулирование рынков - нечто большее. Достаточно взглянуть на историю вопроса, и мы увидим, что большинство финансовых инструментов - ипотечные бумаги, например, различные виды деривативов - придуманы самим же рынком. Он их создал, создал правила, которые регулятор потом оформил в свои требования. Бюрократ же никогда не сможет создать деривативов, просто потому что он бюрократ. Он работает с одной стороны, а рынок работаете другой. Поэтому при регулировании финансового рынка нужен синтез административных принципов и креативных, что может быть реализовано, на мой взгляд, в фирме такого коллегиального органа. Это, кстати, еще одно отличие нашей службы от ФКЦБ, которая была построена с претензией на колпегиальность. В Законе «О рынке ценных бумаг» были определены количество членов этой комиссии, их полномочия. Но я говорю: «С претензией на коллегиальность», потому что фактически коллегами этого органа были те же заместители председателя ФКЦБ, А председатель ФКЦБ, со своей стороны, обладал административным правом, т.е. по его предложению назначались все эти люди. Следовательно, через административные рычаги он имел возможность всякую коллегиальность нивелировать. Она была достаточно символическая. Сейчас, например, совет директоров Центробанка назначается Думой по предложению президента. Таким образом, председатель Центробанка не может вмешаться в полномочия членов совета директоров, определенные законом, и совет директоров вполне может выступать про тив решений председателя по тем вопросам, которые в их компетенции. Поэтому там люди самостоятельные, и от их голосования многое зависит. Мы сейчас обдумываем, как лучше наше видение регулятора рынка донести до правительства. Мы не просто планируем —у нас есть поручение правительства до конца года представить предложения о коллегиальном органе. — ФКЦБ, как известно, активно занималась нормотворческой деятельностью. ФСФР пока в такой деятельности не замечена. Надо ли понимать, что это пауза временная и нормотворчество будет продолжено? - Сейчас идет большая внутренняя работа. В свое время ФКЦБ выпустила много нормативных актов, которые выстроили определенное регулирование по широкому кругу деятельности профучастников. Поэтому нельзя сказать, что сейчас нет нормативных актов и в результате не может работать финансовый рынок. Но есть пробелы. И есть необходимость пересмотреть и освежить те акты, которые были приняты. Все нормативные акты можно разделить на две группы. Это законы и непосредственно нормативные акты службы, которые выпускаем мы, не обращаясь в парламент. Что касается законодательной деятельности, у нас ведется достаточно активная работа по законодательству об ипотечных ценных бумагах и пенсионной реформе. Мы являемся там ответственными исполнителями по целому ряду законодательных поправок и нормативных ак тов. Готовим, и немало, нормативные акты в виде постановлений правительства. Дру гое дело, что собственных нормативных актов, то есть которые принимаем непосредственно мы, а не правительство или законодатели, мы выпустили всего два Вкраце скажу, что именно мы будем выпускать. До конца года мы должны пересмотреть известный нормативный акт об организаторах торговли. В нынешним виде там есть, ряд положений, котрые по существу неисполнимы,- например, требование проводить с 1 января 2005 сода расчеты только через систему централизованного клиринга. Но в России нет централизованного клиринга. Чтобы создать такую организацию, которая могла бы принять на себя все сделки брокеров, проведение клиринга и все риски, нужны инвестиции в размере $30-40 млн. Кроме того, нет достаточною законодательного обеспечения такой деятельности, потому что не решен вопрос о передаче прав сделки. Сейчас, когда брокер совершает сделку, у него есть договор, где предусмотрены права и обязанности обеих сторон. С 1 января 2005 года брокер должен будет все передавать центральной клиринговой организации, но в законодательстве нет достаточных оснований, чтобы защитить от рисков эту организацию при передаче таких договоров. Далее, мы определенно будем пересматривать нормативные акты по аттестации специалистов. Мы хотим несколько изменить эту систему, сделать ее более соответствующей здравому смыслу. Также будет принят нормативный акт, касающийся стандартов проспектов эмиссии. Сейчас мы собрали более тысячи замечаний и предложений по нему от профучастников и наших региональных отделений. Есть разумные предложения о том, как упростить для эмитентов саму процедуру подачи документов, состав документов и т.д. Но мы хотим прежде всего существенно переработать этот акт с учетом нашего опыта (хотя и очень короткого) по регистрации проспектов эмиссии. Мы каждую неделю регистрируем несколько десятков проспектов, но нормативный акт написан так, что часто решение «плывет». Возникает проблема выбора, который нельзя сделать формально. Сейчас акт предоставляет свободу действий, а мы хотели бы сделать его более определенным. Кроме того, сейчас готовится обновленная версия нормативного акта о раскрытии информации. Новый норматив по лицензированию уже находится в юридическом управлении и дорабатывается с гонки зрения юридической техники. —Собирается ли ФСФР стимулировать российские АО к более активному раскрытию информации о своей деятельности? Будут ли региональные органы ФСФР штрафовать недобросовестных эмитентов? Многие отечественные компании среднего эшелона игнорируют положения закона о раскрытии информации, но прежде ФКЦБ смотрела на это сквозь пальцы. — Проблема в том, что наказание закон определяет чисто символическое. Не очень, скажем так, стимулирует. Я неточно помню цифры, но недавно мы рассмотрели вопрос по одной крупной компании, которая неадекватно раскрывала информацию. Я спросил: а как мы, собственно, можем эту компанию наказать? Мне сотрудник ответил - штраф наложить. Сорок тысяч рублей. А это компания с оборотом $3-4 млрд. в год! Понятно, что она может заплатить штраф и раз, и два, и три, совершенно не заметив, что она его заплатила. Что касается второй части вопроса, то ФКЦБ сквозь пальцы не смотрела. Надо отдать ей должное. Она неоднократно пыталась повысить свои полномочия по санкциям, причем не только в этом случае - увеличить размеры штрафов, но и внести в УК изменения, которые бы предусмари-вали уголовное наказание по целому ряду нарушении, например, за несвоевременное раскрытие информации. Это был бы очень серьёзный стимул к раскрытию. В нашем случае, я думаю, этого делать не надо, поскольку мировая практика идет по другому пути. Вопрос решается очень просто - серьезными штрафами. Вот свежий пример. FSA - регулятор финансового рынка в Великобритании - оштрафовала компанию Shell на 18 миллионов фунтов за несвоевременное и неправильное раскрытие информации. Они терпели долго, компания нарушала свои обязательства по раскрытию на протяжении трех лет. И они в конце концов наложили такой штраф. Вот это сумма ощутимая. У нас, конечно, таких полномочий нет, для нас тысяча долларов - это максимум! А компании в России работают, может быть, не такие, как Shell, но тоже достаточно серьезные. В свое время наши предложения такого рода не принимались Госдумой. С одной стороны, из-за лоббирования тех, кому такие санкции были бы невыгодны, с другой стороны, из-за опасения, что мы будем санкциями злоупотреблять. Сейчас есть поручение правительства подготовить предложения в этой области. Посмотрим, насколько нам дадут увеличить полномочия. —В одном из интервью Вы говорили о том, что будут приняты поправки в Закон "О рынке ценных бумаг», которые защитят права инвесторов в процессах поглощения и вытеснения. Вы также говорили о существовании серьезного пробела в регулировании процессов М&А, из-за чего сдерживается рост финансовых механизмов развития средних компаний. Есть какие-нибудь подвижки по этим направлениям? Какова их судьба? — У нас есть готовые поправки, которые по существу близки к директиве ЕС в этой области. Это означает, что накопление крупного пакета акций в компании каким-то одним акционером должно происходить открыто. Если, например, акционер хочет приобрести более 25% путем скупки, он обязан объявить об этом. Это первое. Второе - он должен сделать предложение другим акционерам выкупить их акции по справедливой цене, т.е. по цене, по которой он будет приобретать крупный пакет. Покупатель крупного пакета должен уважать права мелких акционеров, а именно — предоставить им возможность или остаться в компании, если им нравится этот новый акционер, который теперь будет играть существенную роль в принятии решений, или, если не нравится, получить справедливое возмещение за свои акции. Внутри правительства, между ведомствами, мы по поводу этих поправок догово-рились. Остался вопрос тактический. Мы имеем возможность, согласовав концепцию, внести ее в правительство как инициальное предложение, поскольку и плане работы правительства ее формально нет. Дальше предстоит пройти рассмотрение в правительстве, в комиссии по законопроектной деятельности, внесение в Думу законопроекта, что займет не меньше полугода. Второй вариант - присоединиться к инициативе некоторых депутатов, которые предложили законопроект о вытеснении. Когда мы увидели этот законопроект, то сказали, что вытеснение — это последняя стадия поглощения. В той же директиве ЕС указано, что если и ходе его поглотитель сделал все правильно, с соблюдением всех необходимых процедур, и осталась еще небольшая доля — от 2 до 5% — акционеров, которые противятся, он как приз, как награду получает право их «выдавить». Заплатив им, опять же, адекватные деньги, чтобы вывести их из состава акционеров. Тогда мы сказали в Думе: «Если уж есть такой интерес к вытеснению, есть законопроект, давайте не будем посвящать его только «выдавливанию», а включим в него весь процесс поглощения». —Но принятые ГД в первом чтении поправки к закону об АО позволяют акционеру, владеющему 9О% акций компании, выкупать доли остальных акционеров по цене, которую определит оценщик, нанятый и оплаченный им же. При этом миноритариям не оставлено возможности остановить выкуп их долей. Какова позиция ФСФР в этом вопросе? - Позиция не только ФСФР, но и всех других ведомств, которые занимаются этим вопросом, очень простая. Когда этот закон появился, мы сказали, что надо быть крайне осторожными и если уж пропускать его в первом чтении, то при условии коренной переработки. Т.е. идея вытеснения сохраняется, а механизмы, цифры - все это коренным образом должно быть пересмотрено. Сейчас у нас предварительно позиция такая: о 90% речь, видимо, идти не может. Минимально допустимая доля — 98%. Почему так? Потому что если акционер имеет менее 2%, он фактически не может участвовать в управлении компании. Это просто балласт. Конечно, с точки зрения его интересов, он может быть долгосрочным инвестором, который ждет роста курсовой стоимости. При этом он не перестает быть собственником. Далее, оценщик, конечно же, не может быть назначен мажоритарным акционером. В практических случаях, которых я знаю немало, если есть объект продажи, две стороны (покупатель и продавец) нанимают независимых оценщиков каждый со своей стороны. Цифры «независимых» оценщиков разнятся в такой ситуации в десятки раз. Конечно, если это два частных лица, они потом договорятся - возьмут, скажем, середину и заключают сделку по этой средней цене. Но в целом на это полагаться нельзя. Мы предлагали такой вариант: оценщика назначает по конкурсу регуляр -один из уполномоченных органов. Оценщик, выигравший конкурс, проводит оценку, а акционер ему платит. Кроме того, мы предусматривали, что регулятор может воспрепятствовать поглощению или вытеснению в случае определенного набора событий. Остается, конечно, вопрос о праве собственника. На него нет ответа. Я спрашивал юристов, как же директива ЕС позволяет его нарушать? Ведь это же универсальная норма! На что мне ответили, что в Европе тоже по этому поводу периодически себя неуютно чувствуют и обсуждают эту проблему. Но тем не менее норма эта там существует. Наш закон пока достаточно противоречив. Есть много аргументов «за», но много и «прогив», если учитывать современное состояние российской системы акционерного капитала. Когда все российские активы будут оценены правильно, не будет специфических рисков страны, курсовая стоимость российских компаний еще вырастет. На это и рассчитывают многие инвесторы. Купить, например, немножко «Газпрома», сидеть и ждать, потому что «Газпром» все равно вырастет, куда он денется. Когда этот рост произойдет, когда все российские активы будут оценены более-менее в полной мере, тогда вытесния будут вполне понятны. —Следует ли ожидать появления единого регистратора (депозитария)? Если да, то когда и при каких условиях? - Мы считаем, что приоритетная задача в плане инфраструктуры рынка капитала - путем переговоров добиться создания центрального расчетного депозитария. Это то, что рынку сейчас нужно в первую очередь. С законодательной точки зрения мы готовы поддержать этот процесс, у нас есть подготовленные поправки. Но этого мало. Законодательные поправки дают лишь юридическую среду к центральному депозитарию - требования к нему, полномочия и так далее. А по поводу собственно создания такого органа есть два варианта. Первый вариант — принимаются поправки в законодательство, и государство финансирует создание этой организации. Второй вариант - участники рынка сами договариваются, создают единую структуру и придают ей функции центрального регистратора. Это, на мой взгляд, идея, которая излечивает от всех существующих пороков: ведения двойных реестров, «мусорных регистраторов» и прочих неправомерных действий, которые нам известны из практики. Это лучшее решение. Я за то, чтобы в конечном счете к этой структуре прийти, это будет удобно для рынка со многих точек зрения. Хотя в определенной степени нынешние болезни регистраторов можно вылечить промежуточным способом, например, через систему регистрации договоров о ведении реестров. Есть акционер, и есть регистратор, между ними есть договор. Этот договор регистрируется у нас, и никакой другой договор не будет зарегистрирован, пока этот договор не будет расторгнут. Таким образом, никакой двойной реестр невозможен. Но пока это все на уровне концепции, для начала подобной деятельности необходим определенный ресурс. Сейчас мы просчитываем затраты на ведение баз данных и размер трудовых затрат. —Следует ли ожидать, что все АО (независимо от числа акционеров) обяжут передавать ведение реестра акционеров профессиональным участникам рынка ценных бумаг? — Мы пришли к выводу, что, наверное, не надо этого делать. Это не задача нынешнего времени. У нас сейчас 78 регистраторов, 200 тысяч акционерных обществ. Сразу видно здесь некоторое несоответствие. У всех реестры, это тоже большой объем информации. С другой стороны, у нас много АО, которые имеют по 2 акционера. Совершенно очевидно, что им такая услуга не нужна. Они живут спокойно, потому что учитывать-то нечего. —Каково Ваше отношение к высказываниям депутата Государственной Думы Виктора Плескачевского о том, что у нас слишком много ОАО и необходимо переводить те из них, которые не являются, по сути, публичными компаниями, в ООО или ЗАО с одновременным усилением контроля (законодательного и общественного) над деятельностью публичных компаний? — Действительно, у нас много акционерных обществ, форма которых не соответствует их целям. Для чего, например, нужны ОАО? Для того чтобы выпустить акции, которые купят инвесторы, чтобы при влечь большое число акционеров, и компания могла эффективно работать. Но у нас это все по-другому проходило. У нас была государственная cобственность, ко торую надо было превратить в негосударственную. Возникла идея, что это должно быть через акционирование, в итоге получились компании, которые и не думали никогда увеличивать капитал. Им просто сказали: «Вы теперь акционерные общества, давайте выпишем бумаги, заведем реестр и так далее». Часть действительно превратились в публичные, но большинство совершенно не заинтересованы, что бы увеличивать капитал через эту форму собственности. Так что слова Плескачевского соответствуют действительности. Но вот стоит ли что-то с этим делать, я не знаю. Я думаю, что беды для экономики в этом нет. Однако возможности для перехода, например, из АО в ООО в законодательстве должны быть. —Ваше отношение к приватизации акций без использования спец-аукционов, т.е. путем их продажи через организаторов торговли на рынке ценных бумаг? - Технически непросто для российского законодательства, хотя я не очень разбираюсь, в чем там проблема. В ряде случаев это было бы достаточно привлекательно, скажем, компанию «Связьин вест» так можно было бы приватизировать. Но я не веду речь о том, чтобы всю компанию продать через размещение акций. В большинстве случаев должно быть сочетание - стратегический инвестор и широкий круг других акционеров. А вообще, почему нет? Можно было бы некоторое количество акций разместить на бирже, сразу появился бы меха низм оценки капитализации компании, после этого нашлись бы и стратегические инвесторы. Но на этом пути есть сложности. Если изначальный владелец пакета — государство, оно должно очень четко сформулировать программу. Ведь это рынок. Это выход на IPO, компания должна раскрыть всю информацию. Государственный менеджмент в этой компании должен быть очень хорошим, таким же, как в частных компаниях, тогда этот проект будет успешным. — Еще год назад все ожидали, что пенсионные деньги в нашей стране попадут на фондовый рынок и это приведет к его существенному развитию. Однако ничего подобного не произошло. Рынок в последнее время падает, и никакого существенного увеличения оборотов мы не видим. Что необходимо для развития рынка? Что должны сделать сами участники рынка и регулирующие органы, а что зависит только от государства и общеэкономического развития страны? - Это первый опыт. Я думаю, достаточно естественно, что сразу большое количество счетов не перешло в частные управляющие компании. Для простых людей это не очень понятное решение. Если люди привыкли к депозитам в банке, то для них непонятно, что такое инвестирование, принятие самостоятельных решений по этому вопросу. Нужен некий опыт. Кто-то, попробовав, должен убедиться, что доход от этих инвестиций выше, чем от депозита в банке. Рассказать соседу. Люди ведь в большинстве случаев принимают решения из опыта других людей, а пока такого опыта нет. Второе, что действительно было сделано не очень хорошо, - to, что требования к инвестированию управляющими компаниями бюрократически сильно зарегулированы. Получается, что ежемесячно нужно соблюдать структуру портфеля. Продавать бумаги в тот момент, когда они начинают расти, Курс начинает расти, и на базе роста нужно продать бумагу. Это нелепо! Противоречит всем правилам управления активами. В результате выяснилось, что управлять пенсионными деньгами крайне сложно, и очень трудно получить доход. Ко всему прочему там есть такие хитрые требования, что, совершая сделку, управляющая компания не знает, нарушит она правила по структуре портфеля или нет. Она ведь не имеет информации в этот момент. Нельзя же сначала пойти в депозитарий ОДК и спросить, не нарушишь ли ты требования, чтобы ОДК что-то там посчитало, разрешило, - а сделку уже поздно заключать, ее уже увели! Я понимаю, придумывая все эти ограничения, авторы пытались максимально снизить риски вложений. Но надо знать, что доход и риски - вещи взаимосвязанные. Самый нерискованный способ сохранить деньги — это положить их в сейф. Но дохода от этого не будет. Здесь нужно посмотреть внимательно и, я думаю, немного дерегулировать этот процесс. Первая мысль, которая приходит в голову, - не ежемесячно, а только в среднем контролировать структуру портфеля, как это делается по управлению резервами Центробанка. Там дилер имеет право отклоняться от нормативов в мо- мент проведения конкретных сделок, но в среднем он должен выйти на некоторые результаты. Надо дать свободу инвестиционным решениям, но сохранить контроль над рисками. Что мы видим? Если в прошлом году управляющие компании активно рекламировали привлечение людей в систему частного управления, и 704 тысячи человек передали свои деньги, то в этом году мы рекламы не видим. Вообще никакой. Что это значит? Это значит, что управляющим компаниям деньги не нужны. Все за деньги борются, а они нет. ВЭБ борется за то, чтобы получить «молчунов» к себе, а они нет. Почему? Потому что ВЭБ инвестирует по указанию Минфина. Минфин говорит: «Вот на эги деньги, там накопилось 40 миллиардов, — ты купишь то, то и то». Минфин-то, конечно, знает, что нужно покупать. Более того, они специальные выпуски делают под пенсионные деньги. Это называется «управление активами»? Это административное инвестирование. Это, по сути, бюджетное решение, сколько мы будем начислять на пенсионные вклады. В этом все дело. При такой «конкуренции», конечно, будет и такой результат. В этом году управляющие компании ясно говорят: «Нам эти деньги не нужны». Значит, что-то неправильно. Нужно исправлять ситуацию. Есть и другая сторона, конечно, связанная с количеством инструментов. Рынок госдолга потихоньку умирает. Объемы сокращаются. Корпоративный рынок не развился, там 240 миллиардов рублей всего в выпуске. Рынок акций тоже ограничен, потому что новых размещений не происходит. Варятся одни и те же компании, и ликвидность в последнее время, в последний год, скажем так, ушла на Лондонскую биржу. — В этой связи. Вы согласны с высказыванием Германа Грефа на заседании правительства, что «нес, что происходит на фондовых биржах, — спекулятивная игра, ничего общего с развитием экономики не имеющая», а «вся капитализация — это 1О-15 компаний, акции которых гоняют туда-сюда». - Нет, не согласен. Дело в том, что на большинстве фондовых рынков мира 10-15 компаний ведут рынок. Другой вопрос, что там за этими двумя десятками огромный эшелон, а в России его нет. Здесь есть 10-15 ведущих компаний, а все остальные существенно от них отстают. Это большая проблема Потом, что значит «спекулятивный»? Вообще говоря, это принцип фондового рынка. На нем работают брокеры, которые зарабатывают на купле-продаже акций, т.е. занимаются спекуляцией. Я уверен, что Герман Греф имел в виду нечто иное, просто слишком эмоционально высказался. Он имел в виду, что не очень хороши правила. Инсайдерская торговля процветает, и мы видим, что манипулирование цена- ми имеет место. Нельзя сказать, что каждый день в России на фондовом рынке только и делают, что манипулируют ценами, но это случается достаточно часто. — Какова Ваша оценка как руководителя ФСФР перспективы того, что сделки М&А в России будут осуществляться в будущем, как в развитых странах, через фондовый рынок? Легальные враждебные поглощения, например? Когда мы сможем этого достичь? - Думаю, не скоро. Здесь роль играют глубинные проблемы. Они связаны с защитой прав собственности. Здесь дело не в том, что там люди предпочитают хорошо себя вести, а у нас плохо. В России фондо вый рынок начинался с приватизации, и новые собственники в первую очередь ставили себе задачу получить контроль над финансовыми потоками компании. Жуткий период, когда ничего не инвестировалось, основные фонды проседали, во всем мире кричали, что Россия скоро умрет, экономика остановится. Потом, когда финансовые потоки отвели, образовался некий капитал, стало ясно, что деньги — это хорошо, но они кончаются. А вот активы, которые производят финансовые потоки, - это настоящее! Тогда, в 1995-1996 годах, стали бороться за активы. Любыми способами: и залоговые аукционы, и масса других не столь широко известных методов. И только сейчас, когда активы распределены, бизнесмены начали говорить: «Обеспечьте нам правовую защиту нашей собственности. Мы хотим нормальных судов, чтобы можно было защитить свои права, и объясните нам, как вообще государство относится к тому, что мы владеем этой собственностью? Оно это одобряет или завтра Дума проголосует, что надо проверить все сделки приватизации и вернуть все государству?» На эти вопросы мы хотели получить ответ. Что получили? Судебная система насквозь коррумпирована. Да, наверное, есть честные судьи, но я в своей практике сталкивался с тем, что просто покупаются решения. Это, конечно, тоже определенная защита прав собственности. Как говорил Каха Бендукидзе, кто больше заплатит, тот и защитил свои права. Но в такой ситуации мечтать о чем-то цивилизованном, IPO и тому подобное - это в другой жизни. Все будет зависеть от государства, от его мудрости, от мудрости общества и его способности принять правильные решения. Вот Дума, например, не хочет по этому поводу высказаться, хотя это народные избранники. Вот если бы они вышли и от имени народа заявили: «Мы не будем касаться этих вопросов. Вот собственность есть - вперед, работайте. А судебную систему будем улучшать». Никто же пока этого не сказал! Все чешут в затылке и говорят: «Еще, может, надо и посмотреть...» Слияния и поглощения #10 (20) 2004 Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000478
![]() |
![]() |