ЧОУ Институт проблем предпринимательства

МСФО: не страшно, но накладно


Наталья Соколова
Источник: Группа Компаний "ТНС"

Эпопея с переводом российского бизнеса на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) грозит некоторым фирмам серьезными потерями. Но не по налогам, как иногда опасаются.

В середине сентября был утвержден очередной план мероприятий по внедрению МСФО в России. Он предусматривает поэтапный, до 2007 года, переход компаний на международные стандарты составления бухгалтерской отчетности. Цель - увеличение прозрачности отчетности фирм для внешних пользователей: инвесторов, государства и др. Идти к "светлому будущему" разным компаниям придется различными путями: кому-то предстоит руководствоваться международными стандартами в чистом виде, кому-то -работать по адаптированным российским правилам учета, которые будут максимально приближены к МСФО. Но вопросы перед ними встанут одинаковые.

ВОПРОС №1:

СМОЖЕТ ЛИ БУХГАЛТЕРИЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ "РИСОВАТЬ ОТЧЕТНОСТЬ"?

Не секрет, что для большинства компаний прозрачность -скорее зло, чем благо. Внешний инвестор, заинтересованный в понятной отчетности, - существо полумифическое. Тогда как государство с многочисленными контролерами - всегда рядом. Отсюда вопрос: сможет ли бухгалтерия после перехода на МСФО показывать в отчетности "все как надо". Да, сможет. Принципы учета и отчетности, заложенные в основу МСФО, не только не уменьшают возможности для "творческой" трактовки различных сделок, но в некоторых случаях даже открывают дополнительные варианты, как показать в отчетности черное белым (или наоборот) либо вообще не показывать нечто, не предназначенное для посторонних глаз. Свидетельство тому - скандалы с недостоверной отчетностью ряда американских корпораций. Правда, те прибыль завышали, а у нас будут занижать. "МСФО - это прежде всего среда, идеология и взаимоотношения между людьми, - объясняет заместитель генерального директора Северо-Западного территориального института профессиональных бухгалтеров, партнер компании "Петро-Балт-Аудит" Ольга Островская. - Сегодня убыточные предприятия прекрасно существуют и год, и два, и 10 лет. За рубежом это невозможно. Либо ты приносишь прибыль не только себе, но и пополняешь бюджет налогами, либо ты закрываешь предприятие". Есть все основания предполагать, что после введения МСФО можно будет по-прежнему показывать бумажные убытки, пока не будет других препятствий, например законодательства по банкротству, которое будет требовать закрытия убыточных предприятий.

ВОПРОС №2:

ЧТО БУДЕТ С НАЛОГАМИ?

Пока трудно сказать. "Связь между бухгалтерским и налоговым учетом не прямая, поэтому сложно сказать, как изменится величина налогов", - говорит г-жа Островская. "Каким образом МСФО будет влиять на налогооблагаемую базу - сегодня сказать невозможно, пока нет законодательства, - солидарен с ней заместитель генерального директора по аудиту фирмы "БАЛТ-АУДИТ-ЭКСПЕРТ" Андрей Кузин. - Мы хотели бы сначала получить четкие рекомендации и утвержденные документы". Но, скорее всего, сам по себе переход на международные стандарты налоговую нагрузку не увеличит. Кстати, крупным компаниям, которые уже сегодня параллельно с российской составляют и западную отчетность, ничего не мешает использовать существующие лазейки в законодательстве. По крайней мере, если судить по упрекам в их адрес со стороны налоговиков и Счетной палаты.

ВОПРОС №3:

ВО СКОЛЬКО ОБОЙДЕТСЯ ПЕРЕХОД НА МСФО?

Как ни крути, для перехода на международные стандарты предприятию потребуется раскошелиться. Насколько серьезно - покажет время.

Если будет реализована предусмотренная в плане возможность ведения упрощенного учета для предприятий, не собирающихся выходить на финансовые рынки и не оказывающих влияние на широкий круг участников рынка (а это малый и средний бизнес), переход на МСФО может обойтись для них малой кровью. В противном случае расходы будут ощутимыми. "Если в бухгалтерии не более пяти человек, достаточно обучить МСФО одного бухгалтера, -рекомендует Ольга Островская. -Чем крупнее предприятие, тем больше людей должны владеть информацией о международных стандартах".

Андрей Кузин из "БАЛТ-АУ-ДИТ - ЭКСПЕРТА" говорит, что "для своих клиентов фирма будет проводить обучение". "Трудно сказать, - продолжает он, - но если бы вы заказывали переход на МСФО у нас, цифры были бы сопоставимы со стоимостью полного аудита".

Сергей Модеров, руководитель отдела финансового учета по международным стандартам Института проблем предпринимательства, оценивает расходы крупного предприятия, связанные с переходом на МСФО (не считая потерь рабочего времени сотрудников, находящихся на обучении) таким образом:

- обучение персонала (пять человек по $1700 = $8,5 тыс. - это стоимость обучения по международной программе АССА);

- затраты на консультанта на постановку финансового учета по МСФО ($35 тыс. в первый год);

- обновление, доработка или замена программных продуктов (от $25 тыс. до $1 млн. - для всеобъемлющих корпоративных ERP-систем для самых крупных холдинговых компаний);

- плюс затраты на ежегодный аудит отчетности по МСФО (он в полтора раза дороже российского аудита - в среднем $15 тыс. в год).

Итого: как минимум $83,5 тыс. в первый год.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000592
Rambler's Top100