ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Свет коммерческой тайны


Валерий Степанов, советник налоговой службы второго ранга
Источник: Бухгалтерские вести
Казалось, только вчера доступ к служебной и коммерческой информации, не говоря уже о секретной, ограничивался узким кругом лиц из верхнего эшелона руководства организации.

Федеральный закон от 29.07.04 №98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Знаешь один — хозяин, знают трое — банкрот

С появлением новых средств коммуникации, и прежде всего компьютера, ситуация вокруг коммерческой тайны изменилась кардинально: теперь практически каждый пользователь ПК имеет возможность «путешествовать» не только по локальной сети, но и надолго увязнуть в мировой паутине Интернета. А если этот пользователь является еще и носителем ценной информации, то внимание и интерес конкурентов и сторонних организаций к нему растут не по дням, а по секундам. Вот тут-то человек действительно начинает понимать, что если время — деньги, то вкупе с информацией — это уже могут быть бо-о-олышие деньги. От открывающихся безграничных перспектив у некоторых «сносит крышу», и горе тому руководителю, который вовремя не позаботился о защите информации, ведь потенциальным преступником (нет, скажем осторожнее), «сексотом» может быть конечный пользователь, не технический служащий и не хакер, тот, кто не находится на руководящей должности, тот, у кого нет судимостей, умный, талантливый сотрудник, тот, кто много работает, тот, кто не разбирается в компьютерах, тот, кого вы подозревали бы в последнюю очередь, именно тот, кого вы взяли бы на работу.

Если коммерческая организация допускает утечку более 20% важной внутренней информации, то она в 60 случаях из 100 банкротится. Утверждают также, что 93% компаний, лишившихся доступа к собственной информации на срок более 10 дней, покинули бизнес, причем половина из них заявила о своей несостоятельности немедленно.

Исходя из этого можно и нужно сделать следующий вывод: существует множество субъектов и структур, весьма заинтересованных в чужой информации и готовых заплатить за это высокую цену. Никакие самые хорошие законы, включая и новый Федеральный закон от 29.07.04 №98-ФЗ «О коммерческой тайне», не гарантируют руководителю сохранность коммерческой (служебной) информации, если он не предпримет для этого должных, соответствующих мер. Так что спасение коммерческой тайны — дело рук, прежде всего, самих обладателей такой информации.

Это полезно знать

Федеральный закон «О коммерческой тайне» №98-ФЗ (далее — Федеральный закон) регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношении, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Но ведь понятие коммерческой тайны уже установлено Гражданским кодексом, а режим коммерческой тайны в сфере трудовых отношений регулирует Трудовой кодекс, воскликнет пытливый читатель. Согласен.

Тем не менее подчеркну, что в Гражданском кодекса Российской Федерации коммерческой тайне посвящена лишь одна статья. Что касается Трудового кодекса, то хоть он и ввел нормативное регулирование режима коммерческой тайны, однако эффективную защиту прав работодателей в этой сфере не обеспечил. Закон же о коммерческой тайне определяет административные меры по охране информации, составляющей коммерческую тайну, регулирует трудовые отношения, связанные с коммерческой тайной, устанавливает ответственность за ее разглашение.

Говорю, что думаю — поэтому молчу

Каким критериям должна отвечать информация, чтобы ее можно было отнести к коммерческой тайне?

Закон вводит два понятия: « коммерческая тайна» и «информация, составляющая, коммерческую тайну». Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных, обстоятельствах увеличить доходы, избежать, неоправданных: расходов, сохранить, положение, на рынке товаров, работ, услуг или лог лучить иную Коммерческую выгоду. Под информацией, составляющей коммерческую тайну, подразумеваются, сведения научно-технического, технологического, характера или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)) , финансово-экономического характера или иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Что представляет собой режим коммерческой тайны? Это правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности.

Обратите внимание: в отличие от служебной (секретной, военной, государственной) тайны, меры по сохранению коммерческой тайны возложены на самого обладателя информации, владеющего ею на законном основании. Он же ограничивает доступ к этой информации и устанавливает в отношении ее режим коммерческой тайны.

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона

Необходимо помнить о том, что сфера действия закона о коммерческой тайне ограничивается отношениями, связанными с защитой прав на коммерческую тайну. Сохранение в тайне служебной информации, как, правило, не обусловлено ее коммерческой ценностью (хотя такая информация иногда содержит сведения (Коммерческого характера), Служебная тайна не может быть объектом гражданского оборота. Запрещение ее разглашать основывается на законодательстве, регламентирующем отдельные сферы деятельности, в том числе сферу частной жизни. Определенные категории работников (например, банковские служащие, работники связи, налоговые инспекторы, страховые агенты, бухгалтеры) обязаны сохранять в тайне сведения, к которым они имеют доступ в связи с выполняемой работой.

Ошибаются все — одни больше, другие всегда

Чтобы оградить себя от неприятных последствий, руководителю необходимо придерживаться обязательных мер по охране конфиденциальности коммерческой информации, определенных ст. 10 Закона. Они должны быть закреплены в локальных нормативных актах организаций. Например, всех работников, имеющих доступ к конфиденциальной информации, работодатель обязан под расписку ознакомить с перечнем данных, составляющих коммерческую тайну, а также с ответственностью за их разглашение. С ними может быть заключено соглашение с указанием срока о неразглашении ставшей им известной коммерческой информации. Условия неразглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, могут быть включены в трудовой договор работника (ст. 57 ТК РФ). В этом случае работник несет имущественную ответственность за разглашение коммерческой информации, с которой он был ознакомлен в связи с выполнением им трудовых обязанностей как в период трудовых отношений, так и после их прекращения. В обоих случаях ответственность наступает, если разглашение имело место по вине работника. Помимо имущественной ответственности за разглашение коммерческой тайны Трудовой кодекс предусматривает меры дисциплинарной ответственности вплоть до расторжения трудового договора (п «в» ст 81): Отношения между работником и работодателем после прекращения трудовой деятельности выходят за рамки трудовых отношений и носят уже гражданско-правовой характер. В этом случае закон устанавливает иную санкцию за разглашение коммерческой информации, принадлежащей бывшему работодателю, — возмещение причиненных убытков.

Если трудовыми обязанностями не предусмотрен допуск работника к информации, составляющей коммерческую тайну, а работодатель все же без его согласия разрешает ему работать с такими документами, то в этом случае работнику не могут быть предъявлены требования об ответственности за сохранение коммерческой тайны.

За разглашение информации на ответственное лицо налагается административный штраф: на граждан от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц от 40 до 50 МРОТ

Информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом, несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо.

Однако при сборе такой информации законными способами (через средства массовой информации, получение от ее обладателя на основании договора или другом законном основании), её анализе и особенно передаче третьим лицам надо быть очень внимательным, чтобы случайно не переступить ту невидимую черту, которая граничит с разглашением служебной, военной или государственной тайны! В этом случае последствия Могут быть крайне неприятными.

Начальники сильны, зато законы всемогущи

На своем бизнесе испытав крайне негативные последствия от разглашения коммерческих секретов, некоторые предприниматели, как говорится, обжегшись на молоке, начинают дуть на воду и перегибают палку, устанавливая режим коммерческой тайны на все стороны жизнедеятельности организации.

Федеральный закон гласит, что меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны. Законом определено, что режим

коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащихся в документах; дающих право на осуществление, предпринимательской деятель

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия; государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной , безопасности санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке; безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное ; воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право: действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлены иными федеральными законами

Слово — серебро, молчание — золото

Чтобы зря всю ночь беспокойно не ворочаться в постели, полезно ознакомиться с некоторыми статьями, Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», и Уголовного кодекса РФ, касающимися незаконного получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

Статья 13.14. Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» устанавливает, что разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В Уголовном кодексе РФ (статья 183. в ред. Федерального закона от 08.12.03 №162-ФЗ) все гораздо строже.

В зависимости от степени вины и размера ущерба виновному грозит либо штраф, либо лишение права занимать определенные должности, либо лишение самой свободы.

К примеру, незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

А если же разглашение сведений повлекло тяжкие последствия, то можно лишиться свободы на срок до десяти лет.

Нас помнят, пока мы мешаем другим

Вполне допускаю, что, видимо, опасаясь таких суровых санкций, некоторые бизнесмены, ссылаясь на коммерческую тайну, проводят профилактическую работу по недопущению разглашения полученных сведений (что вполне похвально), зачастую категорически отказываются сами и запрещают своим сотрудникам предоставлять кому бы то ни было любую информацию, касающуюся предпринимательской деятельности.

Если разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, повлекло тяжкие последствия, то можно лишиться свободы на срок до 10 лет

Однако Федеральный закон предписывает обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставлять им такую информацию на безвозмездной основе. Важно при этом помнить, что мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

Если же обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, отказывается предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, то данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти; иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. К примеру, согласно ст. 315 Уголовного кодекса РФ злостное неисполнение, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Насколько эффективно будет работать данный закон, покажет время. Однако предельно ясно что в большей степени только от обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, зависит, сумеет ли он обеспечить её сохранность или нет.

Бухгалтерские вести №48 декабрь 2004

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000817
Rambler's Top100