ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Фонд НСФО: Концептуальные положения к подготовке законопроекта «О бухгалтерском учете»


Палий Виталий Федорович
Источник: НСФО

Палий Виталий Федорович Палий Виталий Федорович - Cоздатель и руководитель АО «Союзаудит» и ООО «Палий и сыновья», член Экспертного совета НСФО.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, утвержденным Министерством финансов, в 2005 году предполагается подготовить новую версию закона «О бухгалтерском учете».
Фонд НСФО является одним из соисполнителей данного пункта плана.

Руководитель рабочей группы НСФО по подготовке новой редакции закона, член Экспертного совета НСФО профессор Палий Виталий Федорович

Концептуальные положения к подготовке законопроекта «О бухгалтерском учете»

1. Готовится новая версия закона «О бухгалтерском учете и отчетности»; которая должна включить требования к ведению бухгалтерского учета, документации и регистрации хозяйственных факторов, их оценке отражению и обобщению в бухгалтерской отчетности. Законопроект должен содержать прямые нормы по индивидуальной отчетности организации, консолидированной и сводной бухгалтерской отчетности, а также порядок составления бухгалтерской отчетности реорганизуемых и ликвидируемых организаций. В случае требования со стороны законодательных органов новая версия закона должна позволить изложить ее в форме изменений и дополнений действующих Законов.

2 .В законопроекте необходимо уточнить порядок государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, имея в виду передачу части функций государства негосударственным организациям.

В ведении органов государственной власти остаются:

  • выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, публичной бухгалтерской отчетности;
  • установление процедуры одобрения МСФО, их применение на территории РФ, совершенствование правовых основ бухгалтерского учета и отчетности;
  • утверждение российских стандартов в области бухгалтерского учета и публичной отчетности;
  • государственный контроль за соблюдение законодательства в области бухгалтерского учета и публичной отчетности, мониторинг факторов, требующих совершенствования или уточнения содержания публичной отчетности, внесения изменений в законодательство и другие нормативные акты.

Регулированием вопросов бухгалтерского учета и отчетности должна заниматься негосударственная организация. В состав такой организации должны входить представители пользователей публичной бухгалтерской отчетности, профессиональных бухгалтерских организаций, ведущие ученые и профессорский состав в этой области.

К ведению общенациональной негосударственной организации по регулированию бухгалтерского учета и отчетности, в частности, относятся:

  • профессиональная общественная экспертиза МСФО и представление их российского перевода для одобрения и применения в РФ, методическая помощь, консультации и интерпретации отдельных МСФО организациям, их применяющим;
  • разработка проектов российских стандартов, их общественная экспертиза и представление для применения российскими организациями, методическая помощь, консультации и интерпретации РПБУ организациям их применяющим, комментарии по применению норм российского законодательства и рекомендации по ведению бухгалтерского учета и составлению публичной отчетности (по МСФО и РПБУ), включая планы счетов бухгалтерского учета, другие методические процедуры;
  • разработка норм профессиональной этики, сертификация главных бухгалтеров, мониторинг состояния бухгалтерского учета и отчетности, обобщение и распространение передового опыта, подготовка предложений по совершенствованию законодательства и других нормативных документов в области бухгалтерского учета;
  • взаимодействие с международными бухгалтерскими организациями и другие.

3 . В законопроекте должно быть определено разделение бухгалтерского учета на две части – финансовый и управленческий учет.

Финансовый учет обеспечивает составление бухгалтерской отчетности, в том числе публичной, а также консолидированной, сводной, налоговой и отчетности реорганизуемых и ликвидируемых организаций. Финансовый учет подлежит государственному и общественному регулированию. Он ведется в строгом соответствии с общепризнанными стандартами бухгалтерского учета и отчетности. На счетах финансового учета обеспечивается возможность получения полной прозрачной информации об основных элементах финансовой отчетности: активах и обязательствах организации, ее капитале, доходах и расходах с детализацией, требующейся для их раскрытия в примечаниях к отчетам.

Управленческий учет обеспечивает внутреннее управление организацией и регулируется исключительно внутрифирменными стандартами, разрабатываемыми самой организацией. Какое либо государственное или общественное регулирование управленческого учета недопустимо.

4 . Необходимо установить порядок и сроки составления отчетности по МСФО для организаций, которые обязаны составлять публичную бухгалтерскую отчетность:

  • до 2007 года переходят на обязательное составление консолидированной бухгалтерской отчетности по МСФО организации, ценные бумаги которые торгуются на фондовых биржах России и других стран;
  • до 2009 года переходят на обязательное составление консолидированной бухгалтерской отчетности по МСФО все другие организации, обязанные представлять публичную бухгалтерскую отчетность;
  • в 2007 – 2010 годах должно быть принято решение о ведении финансового бухгалтерского учета и составление индивидуальной бухгалтерской отчетности по МСФО всеми организациями, головные организации которых представляют консолидированную отчетность по МСФО.

Все другие организации ведут финансовый бухгалтерский учет и составляют бухгалтерскую отчетность по российским стандартам, но с 2008 года получают право по собственной инициативе переходить на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности по МСФО.

Налоговая отчетность должна составляться преимущественно по данным финансового бухгалтерского учета.

Для малых предприятий устанавливается упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и составления сокращенной бухгалтерской отчетности.

5 . Другие значимые изменения в законодательстве о бухгалтерском учете и отчетности:

  • пересмотреть нормы о статусе главного бухгалтера, второй подписи на отчетах и документах, ответственности руководителя и главного бухгалтера за составление бухгалтерской отчетности и ведение бухгалтерского учета;
  • ввести в законодательство положения об электронном ведении учета и матричном представлении публичной отчетности по E - mail и сети Интернет;
  • предусмотреть норму, разрешающую организациям самостоятельно определять календарные сроки начала и окончания отчетного года;
  • пересмотреть список адресатов, которым обязательно должна направляться бухгалтерская отчетность;
  • предусмотреть норму об участии профессиональных общественных организаций в регулировании бухгалтерского учета, мониторинге составления учета и отчетности, соблюдении профессиональной этики членами своих организаций и т.п.;
  • уточнить нормативные положения об объектах, целях и задачах бухгалтерского учета, его организации и ведению юридическими и физическими лицами.
  • ввести положение о ведении бюджетного учета в учреждениях, финансируемых из бюджетов всех уровней;
  • уточнить сроки представления и утверждения годовой бухгалтерской отчетности, привести их в соответствии с Законами РФ «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью». Уточнить нормативные положения о публичности бухгалтерской отчетности.

Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000887
Rambler's Top100