ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Налоговая реформа. Взгляд из правительства


Максим Редин
Источник: СМИ.ru

Прошедшие 5 апреля парламентские слушания "Налоговая реформа: состояние и перспективы" еще раз подтвердили, что между исполнительной властью и бизнесом не существует пока единого мнения о том, какой быть налоговой системе в России.

Как отмечает газета "Время новостей" , попытки подвести черту под продолжающейся уже несколько лет налоговой реформой терпят неудачу. Бизнес критикует исполнительную власть за то, что ее публичные обещания улучшить положение предпринимателей затем ею же и выхолащиваются. А внутри самой исполнительной власти вновь обострились споры о том, надо ли дальше снижать налоговую нагрузку, а если надо, то по каким налогам и до какого предела.

Вчерашнее обсуждение должно было внести ясность в вопрос о том, какую же налоговую реформу готовит правительство, продолжает "КоммерсантЪ" . С разъяснениями в Госдуму прибыли министр финансов Алексей Кудрин со своим заместителем Сергеем Шаталовым, а также министр экономического развития и торговли Герман Греф.

Первым слово взял глава Минфина. По его словам, последние пять лет налоговая реформа сводится к поиску баланса в отношениях бизнеса и власти. Министр признал, что у предпринимателей по-прежнему возникает масса опасений в отношении контролирующих их чиновников. В частности, возникают вопросы по поводу возможности государства использовать налоговое законодательство "в борьбе за перераспределение собственности, а также корпоративной борьбе". "Надо дать ответ на эти вызовы",- заявил Алексей Кудрин. И дал: "Главная функция налогов - фискальная, нужно обеспечивать стабильность бюджетов всех уровней". "Но только таким образом, чтобы налоги не закрепощали бизнес",- сделал оговорку министр. После чего объяснил, почему не нужно снижать никакие налоги.

"Хотя мы и помним о послании президента, в котором говорится о необходимости снизить НДС до 16%, пока мы воздержались от этого шага",- заявил Алексей Кудрин. И пояснил, что налог не будет снижен, потому что для ряда отраслей его унификация (введение единой ставки вместо действующих 18-процентной и льготной 10-процентной) приведет к увеличению налоговой нагрузки, "а ниже 16% мы пойти не готовы". "И вообще ни одно из предпринимательских объединений не ставит вопрос о снижении НДС до 13%", - расставил он точки над i. "Предпринимателям важнее единый социальный налог..." - начал было господин Кудрин. "Неужели предложит снизить?" - зашептали в зале. "Но сегодня снижение ЕСН проблематично, а после 2009 года обязательства Пенсионного фонда еще больше увеличатся, и их придется за счет чего-то покрывать",- спустил предпринимателей с небес на землю господин Кудрин.

Пока же бизнесу обещано наведение порядка в сфере налогового администрирования. Однако и тут государство не хочет терять ни копейки. По словам Алексея Кудрина, сейчас по результатам камеральных проверок, в рамках которых по закону должна проверяться только правильность заполнения налогоплательщиками налоговых деклараций, ежегодно доначисляется до 200 млрд рублей налогов. Просто так отказаться от такого источника пополнения казны Минфин не готов. "Придется повысить нагрузку на выездные проверки и увеличить численность налоговиков",- раскрыл секрет Алексей Кудрин.

Кстати, не снят, по его словам, и вопрос о введении специальных НДС-счетов, активно обсуждавшийся в прошлом году. Напомним, было признано, что введение такого порядка серьезно усложнит жизнь предпринимателям. "Мы пока не нашли других сильных лекарств для борьбы с уклонением от НДС",- подытожил глава Минфина.

Замминистра финансов Сергей Шаталов, пишет "Время новостей" , дополнил выступление шефа. По его словам, необходимо соблюсти баланс интересов государства и плательщика, фискалы должны осуществлять эффективный контроль, но не настолько жестко, чтобы бизнес ушел в тень. "К тотальности контроля не надо стремиться, надо управлять налоговыми рисками и не создавать излишних проблем для добросовестных предпринимателей. Намерен Минфин прописать и процедуры выставления плательщиками претензии к налоговым органам. Человек должен иметь право при предъявлении ему претензий защитить себя, привлекая адвоката и аудитора", -- сказал замминистра. Если же поступила претензия на действие сотрудника фискальных органов, то рассматривать ее должен не тот, кто проверял предприятие. Чтобы исключить ошибки, из-за которых трясет фондовый рынок, по серьезным претензиям к плательщикам должны подключаться вышестоящие налоговые органы, отметил г-н Шаталов. Вопрос администрирования настолько болезненный, по его словам, что разногласия существуют и внутри самого Минфина.

Выступление министра экономического развития и торговли Германа Грефа было весьма образным. Существенным шагом в улучшении администрирования должно стать создание единого фискального пространства, где совмещались бы данные ФНС, Минфина, ГТК и других контрольных органов, считает он. В стране сегодня нет проблем с идеями, есть кризис их реализации. Фискальные органы не должны руководствоваться принципом "нам дозволено все, если мы несем деньги в казну", ведь главная функция государства не фискальная, а функция развития, заявил г-н Греф и перешел к теме снижения налогов. По его мнению, во избежание злоупотреблений нужно обязательно избавиться от двух ставок НДС (обычная -- 18%, льготная -- 10%). "Все консервы сегодня идут по ставке НДС 10% как детское питание, поэтому прежде чем говорить о снижении этого налога, необходимо разобраться в его администрировании", -- предложил министр. И вообще, в налоговой реформе пора уже перестать руководствоваться словом "сколько", а пора отвечать на вопрос "как", заплатить одну и ту же сумму налогов можно красиво и элегантно, полагает г-н Греф.

Выступление Германа Грефа могло бы внушить бизнесу больше оптимизма, если бы не один нюанс, подчеркивает "КоммерсантЪ" . Казалось бы, и от снижения налогов, правда в перспективе, МЭРТ отказываться не собирается, и качество налогового администрирования можно повысить. Но министр признался, что ввиду того, что сегодня "судебная система и правоохранительные органы функционируют с большими проблемами, а налоговое законодательство порой трактуется с точностью до наоборот", на серьезное улучшение налогового администрирования рассчитывать не приходится. В качестве примера он привел пункт Налогового кодекса, предусматривающий, что все неясности законодательства должны всегда толковаться в пользу налогоплательщиков. "У нас складывается обратная практика, все трактуется в пользу налоговых органов", - посетовал Герман Греф.

Однако все высказанные соображения, как пишет ГАЗЕТА , возмутили депутатов и РСПП: они сочли, что предложения Минфина слишком неконкретны. Так, ни слова не сказано о том, каков именно должен быть закрытый перечень документов, которые имеют право запрашивать налоговики у налогоплательщиков, и каким именно образом будут ограничены основания для проведения повторных проверок. По мнению депутатов и РСПП, Минфин вместо того, чтобы сократить, только увеличил полномочия налоговиков. "Зачем при проведении камеральной проверки требовать реестр бухгалтерского учета? - негодовал член бюджетного комитета Андрей Макаров. - А зачем в дополнение к открытому перечню заменять налоговую декларацию налоговой отчетностью?" По его мнению, предложения Минфина сводятся к тому, что "неограниченность (бумаг) становится законной". "Мы можем рассматривать проект Минфина лишь как приближение к проблеме, но не как решение", - резюмировал депутат. Эстафету критики в адрес правительства подхватил глава комитета по налогам РСПП Олег Киселев. "У нас не партнерство (с налоговиками), налоговые органы у нас - это карательная функция", - сокрушался он. И напомнил Минфину об условии, на котором поддержал его в споре с премьером о снижении НДС: "Мы договорились, что при выборе между снижением НДС и совершенствованием администрирования выбираем последнее, так как сейчас в этой части происходит беспредел, какого нет в другой стране". "Но предложения, которые сейчас разрабатывает Минфин в этой части, не соответствуют требованиям бизнеса. Если обещания не будут выполнены, бизнес-сообщество будет настаивать на снижении ставки НДС", - предупредил Киселев.

В РСПП были две точки зрения по поводу инструментов снижения налогового бремени, напомнил, как сообщает ПРАЙМ-ТАСС , Олег Киселев. Одна заключалась в улучшении налогового администрирования, другая - в снижении ставки НДС.

Правительство в качестве приоритета выбрало улучшение администрирования, но предложения, которые сейчас разрабатывает Минфин в этой части, не соответствуют требованиям бизнеса, отметил глава Комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике. Киселев напомнил, что эти требования были озвучены на заседании Совета по конкурентоспособности 3 марта и на встрече предпринимателей с президентом России 24 марта. При этом с ними согласились представители правительства, подчеркнул глава Комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001221
Rambler's Top100