![]() |
Цена оценкиИсточник: Журнал "Секрет фирмы" Ассессмент – оценка персонала – становится все более популярной услугой в сфере управления человеческими ресурсами. Однако разные специалисты трактуют это понятие по-разному, стоимость услуг отличается едва ли не на порядок, а осязаемым итогом процедуры является лишь отчет консультанта. Чем на самом деле является рынок оценки, объем которого в прошлом году достиг $30 млн, выяснял Андрей Вырковский. Что это такое ![]() Теоретически данные ассессмента можно использовать и для других целей. Скажем, если система мотивации базируется на оценке компетенций сотрудников, ассессмент может заменить традиционную для таких моделей аттестацию. Правда, себестоимость данной процедуры окажется на порядок выше, да и на оценку всех работников крупной компании у провайдера услуги может просто не хватить ресурсов. При оценке персонала небольшого предприятия численностью в 200–300 человек три группы консультантов должны работать в течение месяца. Стоимость подобных работ подрядчики затрудняются назвать точно – «с такими заказами к нам пока никто не обращался». Из чего складывается Классический ассессмент включает три основные составляющие: групповую оценочную сессию (деловые игры, работа с кейсами), тестирование (так называемые «батареи тестов») и индивидуальные интервью. Ядро ассессмента – деловые игры. Консультанты разрабатывают упражнения – ситуации, участвуя в которых, работник демонстрирует подлежащие оценке качества. Результат выставляется в баллах. Наивысшая отметка означает, что испытуемый не только продемонстрировал обладание искомой компетенцией, но и активно применял ее на практике. Тестирование и глубинные интервью закрепляют представление о данном человеке. Итогом оценки становится отчет, в котором консультанты определяют уровень развития данных качеств испытуемого и их влияние на его практическую деятельность. Сколько стоит Например, в компании «ФБК-персонал» стоимость оценочных процедур находится в диапазоне $40-$70 за час работы консультанта. При этом стандартный комплекс ассессмент-центра занимает, как правило, два-три дня у группы из нескольких консультантов. Подготовка заключения об ассессменте обойдется дополнительно в 20–30% от стоимости оценочной процедуры. В компании «Евроменеджмент» групповая оценочная сессия – «ядро» ассессмент-центра – стоит от $1,5 тыс. до $2,5 тыс. А при проведении полного комплекса работ разумной ценой в расчете на одного человека в компании считают $350-$600. Если заказчик не требует писать отчет, ассессмент одного сотрудника может обойтись и в $200. В Arthur Hunt тарифы жестче. Один день полного ассессмент-центра компания оценивает в $2 тыс. Сама процедура, как правило, длится два-три дня. В компании «Экопси Консалтинг» этот комплекс для группы в шесть-десять человек обойдется от $6,8 тыс. до $11,2 тыс. Разброс стоимости на рынке ассессмента довольно велик, с компании могут попросить и $200, и $1000 долларов за оценку одного человека. Чаще всего цена зависит от уровня и известности компании, проводящей данную работу, а также от объема заказанных услуг. Значение имеет и должность оцениваемых сотрудников – оценка мидл-менеджера обойдется в $250–400, топ-позиция – от $700 до $1000. Как сэкономить Другой вариант снижения расходов – заключить с провайдером услуги долговременное соглашение. Оговорив объем и график работ, заказчик получает скидки «от объема работ» и от удешевления отдельных процедур. У провайдера средней ценовой категории такой контракт, вероятно, будет стоить $1,5 тыс. до $5 тыс. в месяц. По словам консультантов, на рынке довольно часто встречается ситуация, когда предприятия не хотят проводить ассессмент-центр «в полном объеме», а заказывают отдельные процедуры, входящие в его состав. «Ортодоксы» оценочного дела не согласны с таким подходом в принципе. Они воспринимают ассессмент как целостную процедуру и не продают услуги, входящие в его состав по отдельности. В данном случае на вашу просьбу провести, предположим, только ролевые игры вам с недоумением ответят, что не видят в этом особого смысла. Но большинство компаний все-таки допускает реализацию некоторых услуг и вне программы ассессмент-центра. Компьютерное тестирование на соответствие личных и профессиональных качеств кандидата требованиям занимаемой должности в среднем обходится в $100–150 за человека. Однако консультанты предупреждают о возможных проблемах с применением «сокращенного» набора процедур. По мнению Дмитрия Полякова, «минимальный пакет должен включать тестирование способностей, а также тест достижений сотрудника». Ниже этого «порога», по его убеждению, опускаться нельзя, иначе с полученными результатами просто нечего будет делать. Данный анализ обойдется в $100–200 на человека. Используется он, как правило, при рекрутинге персонала нижнего звена. К кому обращаться Многие фирмы осуществляют оценку персонала лишь «номинально», в объеме их заказов данные виды работ не достигают и 10% (скажем, у иных рекрутинговых и тренинговых компаний, занимающихся ассессментом как побочным видом деятельности). Да и те, декларируя предоставление услуг по оценке персонала,на практике часто предлагают совершенно разные вещи. Одни – классический вариант ассессмент-центра, другие – упрощенные виды ассессмента (тесты, интервью, деловые игры), третьи – весь комплекс управленческого консалтинга, куда оценка входит как составная часть, четвертые – аттестацию персонала. Услуги «классического» ассессмента предоставляют всего 5–10 специализированных компаний. В качестве основных провайдеров услуг такого рода известны, прежде всего, транснациональная корпорация SHL, компании «ЭКОПСИ Консалтинг» и «Евроменеджмент». По количеству клиентов их доля на пестром рынке оценки персонала невелика. «Евроменеджмент» обрабатывает 20–30 заказов в год, а у лидера рынка «Экопси Консалтинга» заказов больше всего в два раза. Вообще на долю крупных компаний приходится не более 20% всех работ. Однако эти заказы – самые «дорогие». Например, при слиянии крупных компаний оценке могут подлежать сотни линейных руководителей. В этом случае из них формируют стандартные группы (шесть-десять человек), а процесс оценки ставится на поток. Сумма контракта оказывается кратной количеству оцениваемых групп, однако в статистике провайдера она значится как один заказ. В результате, несмотря на небольшое число клиентов, именно крупные компании-оценщики осваивают большую часть средств рынка оценки персонала. ЖУРНАЛ №12 (51), МАРТ 2004 года Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001243
![]() |
![]() |