Трансформируем отчётностьКак перевести российский баланс на международные рельсы Сергей Модеров, Инар Кумаритов Источник: Журнал "Главбух" За последние годы все больше фирм сталкивается с проблемой подготовки своей отчетности в соответствии с международными стандартами (МСФО). Многим это кажется непростой, а порой и непосильной задачей. Каким же образом можно перевести российские бухгалтерские отчеты на понятный для иностранцев язык?
Способы подготовки отчетности по МСФО На практике выделяют два способа получения отчетности, соответствующей международным стандартам: параллельный учет и трансформация. Параллельный учет для российского предприятия - это ведение двух баз данных: по российским стандартам (РСБУ) и МСФО. Обычно такой учет ведется в специальной программе. При занесении операции проводки попадают как в базу российского учета, так и в базу МСФО. Однако не все факты хозяйственной деятельности можно автоматически разнести по базам ввиду различий в принципах учета по международным и российским стандартам. А значит, потребуется ручная корректировка. Трансформация ( restatement ) - это процесс подготовки отчетов по МСФО на заданную дату путем внесения корректировок в статьи российской отчетности для приведения их в соответствие с требованиями международных стандартов. Трансформация не требует обязательного наличия специализированных программ и может проводиться с использованием электронных таблиц, например MS Excel . Параллельный учет более точен и оперативен, но стоит обычно дороже из-за специализированного программного обеспечения. Кроме того, на внедрение такого учета требуется много времени, в течение которого все равно приходится составлять отчетность по МСФО путем трансформации. Поэтому каждая фирма сама определяет, что лучше. Как показывает практика, в большинстве случаев предпочтение отдается трансформации. Суть вопроса Трансформация по своей сути - это перегруппировка учетных данных фирмы в другой бухгалтерский стандарт. Не лишним будет заметить, что единого алгоритма трансформации отчетности как такового нет. Следовательно, каждый случай требует индивидуального подхода. Подготовить консолидированную отчетность по МСФО можно одним из двух способов. Первый заключается в том, что сначала готовится отчетность по международным стандартам для каждой компании группы. Затем эти данные суммируются и корректируются для получения консолидированной отчетности по МСФО. Второй способ предполагает составление для начала агрегированной отчетности по российским стандартам, а уж после ее трансформацию в соответствии с МСФО. Выбор того или иного варианта зависит от кадровых и технических возможностей компаний холдинга. Как правило, выбирают второй вариант. Дело в том, что трансформация одной, пусть даже очень большой, отчетности занимает, как правило, гораздо меньше времени и обходится дешевле, чем трансформация по отдельности отчетностей всех компаний холдинга. С другой стороны, если вы хотите получить международную отчетность по входящим в группу юрлицам, имеет смысл отдать предпочтение первому варианту. Отметим, что на практике встречается и третий вариант - дочерним компаниям, которые не готовят финансовой отчетности, рассылаются специальные опросники. Они заполняются на местах, отсылаются обратно в головную организацию и позволяют включить данные дочерних компаний напрямую в консолидированную отчетность группы. Процесс трансформации можно представить себе как корректировку данных предшествующих отчетных периодов. При этом в отчетность, которая сформирована в соответствии с российскими правилами бухучета, вносят изменения для того, чтобы привести ее в соответствие с международными стандартами. Перед тем как непосредственно приступить к процессу трансформации, необходимо обладать достаточной информацией о фирме. Помимо российской бухгалтерской отчетности, которая, собственно, и подлежит трансформации, это могут быть сведения о структуре компании, основном виде ее деятельности и др. Более подробно список необходимых данных можно представить так:
Отметим, что обычно при составлении финансовой отчетности по МСФО компании используют валюту, в которой совершается большинство операций. Однако, чтобы удовлетворить требования различных пользователей отчетности, могут быть подготовлены варианты отчетов и в других валютах. Схема трансформации Решив трансформировать отчетность, для начала фирма должна разработать общую стратегию. Она может выглядеть следующим образом. Во-первых, выявляются расхождения в учете по российским стандартам с МСФО. Для этого, в частности, проводится:
Во-вторых, составляются корректировочные проводки, а План счетов приводится в соответствие с планом счетов по МСФО. При составлении корректировочных проводок в действующем российском Плане счетов рекомендуется выделить два дополнительных счета:
Заметим, что международные стандарты финансовой отчетности не предписывают определенную структуру для Плана счетов и их нумерацию. Поэтому каждая фирма в зависимости от вида своей деятельности вправе самостоятельно разработать свой План счетов. Схематически его структуру можно представить так:
В-третьих, разрабатывается трансформационная модель. Это совокупность электронных таблиц, куда заносятся данные российской бухгалтерской отчетности, корректировки и получаемые в результате данные международной отчетности. В самом простом варианте у предприятия может быть всего одна трансформационная таблица, в которой по строкам показывается наименование статей баланса и отчета о прибылях и убытках по МСФО, а по столбцам - остатки по данным российского бухучета, номера трансформационных проводок и выводимые на их основе цифры отчетности по МСФО. После этого составляются проводки по реклассификации. Это означает, что вам надо будет перенести уже скорректированные остатки с российского Плана счетов на план счетов по МСФО. Его, как мы уже говорили, фирма разрабатывает сама в зависимости от вида своей деятельности. Проводки при этом составляются так: ДЕБЕТ « Касса фирмы » КРЕДИТ 50 - перенесен остаток наличных денежных средств ; ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ « Расчеты с поставщиками » - перенесены остатки по расчетам с поставщиками и подрядчиками . И наконец, в-пятых, составляется трансформированная отчетность. Рассмотрим методику трансформации на конкретном примере. Она может отличаться в зависимости от вида деятельности фирмы. Пример трансформации отчетности Одним из учредителей ОАО «Вектор» является иностранная компания. Она требует представлять ей бухгалтерскую отчетность, составленную в соответствии с МСФО. Для составления отчетности за 2004 год первым делом нужно сформировать таблицу расхождений между учетом по российским стандартам и МСФО с указанием причин поправок (табл. 1).Таблица 1 Журнал регистрации поправок
Корректировочные проводки будут выглядеть так. ДЕБЕТ 84- 11 КРЕДИТ 02 - 10 000 000 руб. - доначислена амортизация; ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 84- 11 - 3 000 000 руб. - часть доначисленной амортизации включена в стоимость готовой продукции на складе; ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 84- 11 - 6 000 000 руб. - часть доначисленной амортизации учтена в себестоимости реализованной продукции; ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 84- 11 - 1 000 000 руб. - часть доначисленной амортизации включена в состав общехозяйственных расходов; ДЕБЕТ 84-11 КРЕДИТ 43 - 5 000 000 руб. - уменьшена стоимость готовой продукции на величину общехозяйственных расходов; ДЕБЕТ 84- 11 КРЕДИТ 62 - 2 000 000 руб. - списана безнадежная дебиторская задолженность; ДЕБЕТ 84- 11 КРЕДИТ 63 - 4 000 000 руб. - начислен резерв по сомнительным долгам; ДЕБЕТ 84- 11 КРЕДИТ 01 - 7 000 000 руб. - отражено обесценение стоимости основных средств; ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 84- 11 - 4 000 000 руб. - списана сумма амортизации, приходящаяся на стоимость обесценившихся основных средств. После этого исходные отчетные данные и поправки обобщаются в трансформационной модели (табл. 2 и 3). При этом все вычитаемые показатели отражаются в круглых скобках. Трансформационная модель отчетности за 2004 год Таблица 2 Баланс на 31 декабря 2004 г.
После составления трансформационной модели фирма провела реклассификацию счетов. При ее проведении бухгалтер ОАО «Вектор» использовал разработанный на предприятии План счетов по международным стандартам финансовой отчетности. Были составлены такие проводки: ДЕБЕТ 123 «Основные средства» КРЕДИТ 01 - 233 000 000 руб. - перенесен остаток по основным средствам; ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 124 «Амортизация основных средств» - 106 000 000 руб. - перенесена сумма амортизации основных средств; ДЕБЕТ 211 «Сырье и материалы» КРЕДИТ 10 - 10 000 000 руб. - перенесен остаток по сырью и материалам; ДЕБЕТ 213 КРЕДИТ 43 - 18 000 000 руб. - перенесена сумма остатка по готовой продукции; ДЕБЕТ 244 «НДС к возмещению» КРЕДИТ 19 - 3 000 000 руб. - перенесен остаток по НДС; ДЕБЕТ 231 «Расчеты с покупателями» КРЕДИТ 62 - 28 000 000 руб. - перенесен остаток по расчетам с покупателями и заказчиками; ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 232 « Резерв по сомнительным долгам» - 4 000 000 руб. - перенесена сумма резерва по сомнительным долгам; ДЕБЕТ 262 «Расчетный счет» КРЕДИТ 51 - 37 000 000 руб. - перенесен остаток денег на расчетном счете; ДЕБЕТ 241 «Авансы выданные» КРЕДИТ 60 - 10 000 000 руб. - перенесен остаток по авансам, выданным поставщикам; ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 521 «Расчеты с поставщиками» - 60 000 000 руб. - перенесена сумма задолженности по расчетам с поставщиками и заказчиками; ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 531 «Расчеты по заработной плате» - 10 000 000 руб. - перенесена сумма задолженности по заработной плате; ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 533 «Расчеты по налогам» - 35 000 000 руб. - перенесена сумма налоговой задолженности; ДЕБЕТ 66 КРЕДИТ 511 «Краткосрочные займы» - 20 000 000 руб. - перенесен остаток по краткосрочным займам; ДЕБЕТ 80 КРЕДИТ 311 «Уставный капитал» - 50 000 000 руб. - перенесена сумма уставного капитала; ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 331 «Нераспределенная прибыль прошлых лет» - 30 000 000 руб. - перенесена сумма нераспределенной прибыли прошлых лет; ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 333 «Чистая прибыль отчетного года» - 24 000 000 руб. - перенесена сумма нераспределенной прибыли текущего года. После проведения реклассификации можно составить трансформированный баланс и отчет о прибылях и убытках (табл. 4 и 5). Таблица 4 Бухгалтерский баланс по МСФО ОАО «Вектор» на 31 декабря 2004 г.
Таблица 5 Отчет о прибылях и убытках за 2004 г.
Обратите внимание: помимо бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках отчетность по МСФО включает в себя еще два отчета: об изменениях капитала и о движении денежных средств. (Об особенностях составления этих документов читайте в материале «ПБУ и МСФО: сравним?» на стр. 24. - Примеч. ред.) "Главбух" и "Двойная Запись" специальный проект МСФО Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001264
|