ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Аудиторы хотят поспешать не торопясь

Интервью с вице-президентом Аудиторской палаты Петербурга, директором по аудиту ООО Аудит Санкт-Петербург Дмитрием Желтяковым


Владимир Хозиков
Источник: Еженедельник "ЭКОНОМИКА И ВРЕМЯ"
Как уже писала наша газета, затеянный государством перевод аудиторского бизнеса на новые принципы работы вызвал недовольство в профессиональном сообществе. Основные претензии связаны с кавалерийскими темпами, которые предусмотрены планами новой реформы. В профессиональный лексикон уже вошло понятие `проблема 01.01.2009` - именно этой датой предлагают завершить действие нынешних аудиторских аттестатов и перейти к документам нового типа.

Все это связано не только с бюрократическими процедурами - замена бумаг предполагает и достаточно серьезное переобучение десятков тысяч специалистов, что, по мнению представителей российского аудиторского сообщества, провести качественно в предложенный срок невозможно. О вариантах решения проблемы рассказывает вице-президент Аудиторской палаты Санкт-Петербурга, директор по аудиту ООО `Аудит Санкт-Петербург` Дмитрий Желтяков.

- Дмитрий Витальевич, установленный порядок перехода российских аудиторов на единый аттестат еще можно изменить, или обратного пути нет?

- Мы исходим из того, что на сегодня нет однозначного представления, как и какими темпами будет идти реформа. Даже представители Минфина, с которыми мы довольно долго ведем дискуссии, излагают различные мнения, а это свидетельство того, что вопрос до конца не решен и какие-то изменения возможны. По нашему мнению, можно выбрать один из нескольких вариантов. Например, продлить срок действия старых аттестатов, одновременно прекратив их выдачу и наложив ряд ограничений.

- Примерно так же, как в свое время поступали с советскими паспортами?

- Да. Ограничения могут быть разными. К примеру, если у аудиторской фирмы менее пяти аттестатов нового образца, она не имеет права вести обязательный аудит и аудит консолидированной отчетности. Предложен и более мягкий вариант, при котором обладатели аттестатов старого образца смогут вести обязательный аудит малых и средних компаний.

- И какое решение будет принято?

- Дискуссия продолжается и внутри Минфина, и среди специалистов, работающих в рамках проекта ТАСIS `Осуществление реформы аудита в Российской Федерации`.
- А подготовка по новым требованиям уже начата?

- Планируется, что со следующего года начнется новая программа подготовки аттестованных аудиторов, будут изменен порядок сдачи квалификационных экзаменов, введены новые дисциплины, касающиеся МСФО, страхового, банковского дела, инвестиционных процессов.

- И затем все действующие аудиторы должны будут эту программу пройти?

- Думаю, будет практиковаться дифференцированный подход. У разных аудиторов разная квалификация, и в соответствии с ней специалисты станут досдавать необходимые дисциплины. Возможно, некоторые, наиболее подготовленные, пройдут формальную процедуру обмена старых аттестатов на новые или ограничатся собеседованием по вопросам, касающимся МСФО. Есть и другие варианты...

- То есть самый серьезный вопрос все-таки связан со сроками, в которые должна уложиться эта работа?

- Да. В подавляющем большинстве представители аудиторского сообщества уверены, что мы должны придерживаться международного опыта перехода к новым квалификационным требованиям и обмену подтверждающих документов. К примеру, в ФРГ обмен тысяч аудиторских аттестатов старого образца на новые шел в течение двадцати лет. У нас же менее чем за три года предполагается перевести на новый квалификационный уровень более 30 тысяч аудиторов. При том что мы не только не можем похвастать германской дисциплиной и эффективностью работы, но пока даже не имеем новой программы переподготовки и достаточно преподавателей, которые могли бы вести ее и принимать экзамены.

- Иначе говоря, к 1 января 2009 года обменять все документы нереально?

- Совершенно нереально. Фактически произойдет так, что из 30 с лишним тысяч аттестатов большая часть не будет обменена, и приоритет на рынке получат западные специалисты, у которых уже есть документы международного образца. Мелкие и средние российские компании в этом случае просто уйдут с рынка обязательного аудита.

- Считается, что западные компании и так контролируют около 75% российского рынка аудиторских услуг. Вы согласны с такой оценкой?

- Если говорить о стоимости оказанных услуг, это так. Причем речь идет только о четырех крупнейших фирмах мира, так называемой большой четверке.

- Насколько реально передвинуть окончательное решение вопроса с 1 января 2009 года на более поздний срок?

- На сегодня эта дата зафиксирована в законопроекте, который прошел первое чтение в Госдуме РФ. Второе чтение намечалось на весеннюю сессию, но с учетом многочисленных поправок его перенесли на осень.

- И какие сроки вам кажутся реальными?

- Полагаю, разумным было бы вообще не назначать определенного срока. В законе достаточно установить общие нормы, которые потом можно регламентировать на уровне либо распоряжений Минфина, либо внутренних нормативных актов саморегулируемых организаций. Живя в России, мы очень хорошо представляем себе, к чему приводят реформы с жесткими сроками - достаточно вспомнить недавнюю монетизацию льгот. Нам революции не хочется.

- А к какому варианту решения склоняются в парламенте?

- Дума, как обычно бывает со специфическими вопросами, согласится с позицией профильного комитета. Комитет склонен все вопросы, связанные с механизмами работы нашего сообщества, решать, исходя из предложений самих аудиторов и позиции Минфина. Депутатов интересуют лишь такие важнейшие моменты, как соблюдение принципов саморегулирования, общественного контроля, надзора за деятельностью аудиторов.

- Насколько близки позиции профессионального сообщества и чиновников Минфина?

- Диалог получается с трудом. Мы не исключаем, что министерство может продавить свой вариант - жесткое решение проблемы в кратчайшие сроки. Тем более что обсуждаемый законопроект в его нынешнем виде вышел из Минфина.

- Там-то понимали, что именно предлагают?

- Безусловно. Там есть высококвалифицированные специалисты с опытом работы в западных компаниях. Просто нам кажется, что положения закона продиктованы определенными интересами западных фирм и не учитывают реальную ситуацию на рынке аудита и в российской экономике. В то же время дискуссии, которые мы ведем, показывают, что законопроект можно улучшить. Плохо то, что его широкое обсуждение началось уже после того, как законопроект был внесен в Госдуму.

- То есть необходимость самой реформы у вас вопросов не вызывает?

- Разумеется, нет. Переход на международные стандарты, международную отчетность откроет российским компаниям путь к иностранным клиентам, который для нас пока закрыт. Чем быстрее мы будем двигаться по этому пути, тем лучше, тем прочнее станут наши позиции на мировом рынке. Россия - участник процесса глобализации, от этого никуда не денешься.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001598
Rambler's Top100