ЧОУ Институт проблем предпринимательства

МСФО для бизнеса нуждается в переводе. Интьервью директора по развитию сети "Аптеки 36,6" Антона Волянского


Залуговский Станислав
Источник: НСФО

Приведение российской финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами открывает широкие перспективы по привлечению иностранных инвестиций для компаний и банков. При этом переход на МФСО требует значительных затрат. О том, выгодно ли российским предприятиям внедрять у себя МСФО или нет, мы беседуем с сертифицированным бухгалтером ACCA, директором по развитию сети "Аптеки 36,6" Антоном ВОЛЯНСКИМ.

- Сейчас крупным российским компаниям, в первую очередь публичным компаниям, банкам, чья деятельность существенно влияет на экономику страны, вменяется или будет вменяться в обязанность ведение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) наряду с российскими. На сегодняшний момент в основном практикуется так называемая "перекладка" финансовой отчетности. То есть компания, формирующая МСФО, нанимает стороннюю организацию, которая перекладывает данные российского учета в международные или фактически переводит их на язык МСФО.

- В чем отличия МСФО и РСБУ?

- Российские стандарты бухучета (РСБУ) в основном нацелены на контроль со стороны фискальных органов. Однако в последние несколько лет изменения в действующие ПБУ адаптируют международные нормы отчетности. Основное отличие МСФО от РСБУ - превалирование экономической сути над юридической формой, где каждая хозяйственная операция отражается в МСФО на основании экономической сути этой операции. Если мы возьмем, например, договор финансовой аренды, согласно которому арендатор получает существенные выгоды и риски по арендуемому объекту, то в соответствии с МСФО арендуемый объект должен отражаться в отчетности арендатора против кредиторской задолженности: Дт Основное средство (аренда) Кт Финансовая кредиторская задолженность. В то же самое время в российской отчетности арендуемый объект отражается в учете, как правило, арендодателя (по условиям договора). Арендатор при этом отражает арендуемый объект за балансом и не отражает финансовой кредиторской задолженности в том виде, в котором она появляется в МСФО.

- Как повлияет МСФО на реальный сектор экономики?

- В целом применение МСФО должно создать благоприятные условия для роста российской экономики. Во-первых, МСФО делает бизнес более понятным пользователям финансовой отчетности и сравнимым с другими компаниями и рынками. Во-вторых, компании, применяющие МСФО, получают доступ к более широкой линейке финансовых продуктов и поэтому скорость и динамика их развития возрастают. В-третьих, скорость и качество принимаемых решений в отношении инвестиций в компании с МСФО гораздо выше. В-четвертых, применение МСФО повышает качество управления бизнесом, так как отчетность отражает положение дел де-факто, а не де-юре. МСФО должны быть для бизнеса, а не бизнес для МСФО. МСФО нужны компаниям для привлечения зарубежного заемного капитала, привлечения инвестиций, приобретения иностранных компаний, выхода на международные рынки и т. д. Кроме того, МСФО являются обязательными для акционирования компании (IPO).

- С какими проблемами можно столкнуться при введении МСФО?

- Применение МСФО - это не просто отличная от российской отчетность, а новый взгляд на результаты ведения бизнеса. Прежде всего, необходимо понять, что внедрение МСФО может потребовать изменения менталитета сотрудников компании. Как минимум, речь идет об упорядочении всех бизнес-процедур и высокой дисциплине документооборота. В условиях интенсивного роста компаний, когда оргструктуры не успевают за темпами роста продаж, добиться стабильных процедур практически невозможно. Поэтому большинство компаний идет на относительно упрощенный шаг по перекладке российской отчетности в МСФО. Кроме того, часто задача по внедрению МСФО отдается на откуп финансовым директорам или того хуже - главным бухгалтерам. Такой подход абсолютно бесперспективен. Собственникам бизнеса не стоит питать иллюзии. Внедрение МСФО потребует усилий практически всех сотрудников компаний. Часто менеджеры не могут ответить себе на вопрос о необходимости МСФО. Отсутствие мотивации, понимания необходимости МСФО и нехватка ресурсов являются типичными барьерами для внедрения МСФО в российских компаниях, находящихся на рубеже решений о внедрении международной отчетности.

- С какими дополнительными издержками это связано?

- На перекладку своей отчетности в МСФО идут многие крупные компании, а это дополнительные затраты. Стоимость полной перекладки для крупной компании с оборотом свыше ста миллионов долларов составляет несколько сотен тысяч долларов в год. При переходе на МСФО издержки будут зависеть от готовности структуры организации к внедрению новых методик отчетности. Если в компании на высоком уровне дисциплина документооборота, автоматизация обработки информации, если она приспособлена к прозрачной регулярной отчетности и в ней прописаны бизнес-процедуры, протоколируются решения, то внедрение может пройти быстро и относительно недорого. Самым оптимальным подходом в условиях интенсивного роста является перекладка данных отчетности из российских регистров в международные (МСФО). Данная услуга оказывается сторонними организациями. Одновременно компании готовят собственных специалистов к МСФО, прописывают бизнес-процедуры, автоматизируют определенные операции учета и пр. Таким образом, как минимум каждый год основными издержками перехода на МСФО являются стоимость сторонних компаний, оказывающих услуги по формированию МСФО, затраты на подготовку специалистов МСФО и затраты на содержание этих специалистов.

Если речь идет о полномасштабном внедрении МСФО потранзакционной основе (где каждая операция находит свое отражение как в регистрах российского учета, так и в отчетности МСФО, то есть в двух планах счетов), то стоимость внедрения значительно превышает "перекладку". Это связано с внедрением автоматизированного решения (транзакционной системы) и часто с необходимостью реинжиниринга или прописанием и автоматизацией многих бизнес-процедур. При этом качество такого масштабного решения МСФО значительно превышает "перекладку", так как, во-первых, отчетность готовится намного раньше (например на третий рабочий день месяца, следующего за отчетным); во-вторых, существует возможность глубокого анализа МСФО отчетности (дрилл-даун), что полностью отсутствует при "перекладке", и, в-третьих, стоимость аудита МСФО дешевле, так как аудиторы занимаются проверкой контрольных процедур и проведением тестов, а не полным формированием МСФО.

- Есть ли примеры удачного внедрения МСФО?

- В моей практике я сталкивался с успешным внедрением системы ERP-класса, с помощью которой мы (в компании "Интербрю") в том числе решали задачу МСФО. Система была внедрена за полтора года и стоила несколько миллионов долларов. Если обратить внимание на динамику показателей компании на российском рынке, то видно, что прибыль, например, выросла многократно. Я убежден, что в таком росте есть заслуга качественной и своевременной отчетности.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001599
Rambler's Top100