ЧОУ Институт проблем предпринимательства

Над внедрением МСФО в России должно работать не только государство

Интервью заместителя председателя Правления Фонда НСФО Михаила Киселева


Беседовала: Лейла Мамедова
Источник: НСФО

Киселев Михаил Евгеньевич - Заместитель председателя Правления Фонда НСФО

Во всяком деле страшнее всего оказывается неопределенность. И сторонники, и противники внедрения МСФО в России уже устали ждать вступления в силу «профильного» ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», устанавливающего обязанность составлять отчетность по международным стандартам для различных категорий отечественных компаний — на сегодняшний день законопроект, прошедший второе чтение, «застрял» в Государственной Думе. Вполне возможно, однако, что ключевую роль при внедрении МСФО сыграет в итоге другой нормативный акт — ФЗ «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности», проект которого проходил публичное обсуждение с мая по середину июля и готовится сегодня к согласованию с государственными министерствами и ведомствами. На наши вопросы отвечает представитель команды разработчиков этого законопроекта — заместитель Председателя Правления Фонда «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (НСФО) Михаил КИСЕЛЕВ.

- Михаил Евгеньевич, какие основные задачи стоят сегодня перед Фондом?

- Наибольшее внимание в настоящее время Фонд уделяет нормотворческой деятельности. Нами подготовлен проект Федерального Закона «О регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности». Кроме этого, Фонд занимается пропагандой МСФО в бизнес-сообществе и государственных органах. Мы наглядно демонстрируем, насколько благотворно переход на МСФО мог бы сказаться на состоянии отечественного финансового рынка, способствовал бы снижению расходов компаний, которые сейчас вынуждены вести отчетность фактически в трех системах — бухгалтерской, налоговой, международной.

В числе основных направлений нашей работы — взаимодействие с Комитетом по международным стандартам (КМСФО). Фонд на международном уровне участвует в разработке новых стандартов, направляет свои комментарии на проекты документов, распространяемых КМСФО коллегам в разных странах Последние обсуждения, в частности, касались внедрения МСФО в области малого бизнеса, использования в рамках МСФО различных финансовых инструментов.

- Как вы оцениваете процесс перехода на МСФО российской экономики?

- Вопрос о возможности такого перехода поднимался еще в середине 90-х годов. Постановление Правительства РФ о реформировании бухучета в соответствии с МСФО было принято в 1998 году.

С тех пор начала процесс сближения российских стандартов с МСФО. Но, несмотря на принятие ряда положений, приближающих российский учет к международным стандартам, многочисленные отличил ПБУ от МСФО сохраняются... Процесс внедрения МСФО на отечественных предприятиях носит пока добровольный характер: руководителей подталкивают к нему не нормативные акты, выпущенные госорганами, а желание выйти на международный рынок капитала или найти крупного инвестора.

В последнее время к процессу перехода на МСФО подключились и регулирующие органы. В частности, ЦБ издал Методические рекомендации по переходу банковской системы на МСФО; Минфин утвердил Концепцию о реформировании бухучета и отчетности, в которой центральное место принадлежит международным стандартам; Федеральная служба по финансовым рынкам также приняла документы о правилах листинга, в соответствии с которыми компаниям, желающим эмитировать ценные бумаги, необходимо подготовить отчетность либо по МСФО, либо по ГААП. Так что процесс медленно, но идет. Главная проблема, которая возникает у предприятий, — это, как я уже сказал, множественные правила отчетности. Все они имеют разные нюансы, и в результате одну и туже информацию приходится представлять в разной форме, хотя вполне можно было бы ограничиться одним комплектом стандартов финотчетности. Надеюсь, что новый ФЗ о регулировании бухучета позволит решить в том числе и эту острую для предприятий проблему.

- Сегодня значительная часть предприятий оказалась в «подвешенном» состоянии из-за непонятной ситуации, сложившейся вокруг «профильного» в смысле МСФО федерального законопроекта «О консолидированной финансовой отчетности», который, как известно, прошел второе чтение в Государственной Думе в декабре 2004 года — и вот уже полгода лежит "под сукном»...

- Дело в том, что вышеупомянутый законопроект, наряду с несомненными достоинствами (в частности, он содержит положения, позволяющие решить, наконец, вопрос об официальном переводе МСФО в России, который был бы доступен для российских компаний), имеет и определенные недостатки. К последним, во-первых, как раз и относится отсутствие каких-либо конкретных сроков уменьшения административной нагрузки на предприятия в виде трех форм отчетности. Во-вторых, в законопроекте ни слова не сказано о роли негосударственных организаций в процессе одобрения международных стандартов. В международной практике «пересадка» МСФО на национальную почву осуществляется с участием независимого от государства органа, который объединяет в своем составе специалистов по различным вопросам, связанным с финансовой отчетностью. Такой характер обсуждения позволяет принимать решение исходя из сугубо экономических, а не политических соображений... Эксперты указывают и на другие недостатки законопроекта, которые, к со жалению, не были своевременно устранены. Возможно, этот факт и стал одной из причин нынешней задержки его обсуждения депутатами в третьем чтении.

- Является ли появление проекта ФЗ «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности», разработанного экспертами Фонда, альтернативой законопроекту «О консолидированной финансовой отчетности»?

- При разработке он не рассматривался в качестве альтернативного. На наш взгляд, законопроект о консолидированной финотчетности освещает довольно узкий сегмент регулирования рынка и в силу этого не дает ответа на многие назревшие вопросы. Хотя, безусловно, отдельные положения двух законопроектов пересекаются. При разработке ФЗ «О регулировании бухучета...» мы опирались па действующую нормативно-правовую базу и исходили из того, что ФЗ о консолидированной финотчетности пока не принят. Соответственно в случае его принятия мы можем внести корректировки в свой текст.

Теперь более предметно о законе, над которым трудилась рабочая группа Фонда НСФО. Разработчики постарались, чтобы в нем нашли отклик проблемы, волнующие профессиональное сообщество. Законопроект разрабатывался с учетом предложений, поступивших не только от экспертов НСФО, а гораздо более широкого круга лиц — специально для этой цели сотрудники Фонда организовали заседание «круглого стола в декабре прошлого года. Главная мысль, которой старались следовать разработчики законопроекта, заключается в том, что технические моменты бухгалтерской отчетности должны регулироваться соответствующими стандартами отчетности и их не следует включать в закон. Стандарты более мобильны, проводить же каждое изменение путем внесения поправок и дополнений в действующий закон — слишком длительная процедура, в этом случае финотчетность в российских организациях неизбежно не будет «поспевать» за МСФО.

Соответственно, основной акцент в законопроекте сделан на выстраивании грамотной системы регулирования. По нашим представлениям и исходя из международного опыта, полномочия по разработке национальных стандартов и заключений о возможности одобрения в России международных стандартов должны быть переданы негосударственному органу регулирования. В юридическом плане такого органа в России на сегодняшний день не существует. Однако будет нелишним напомнить, что наш Фонд создавался именно с такой целью после предварительного знакомства с деятельностью подобных структур за рубежом.

На данном этапе развития российского права целесообразно, чтобы каждый стандарт, разработанный негосударственным органом, одобрялся государством перед тем, как вступить в силу. Это не противоречит зарубежной практике и вполне отвечает российской традиции, по которой документ, чтобы приобрести статус обязательного к исполнению, должен быть одобрен государственным органом.

В сфере бухгалтерского учета законопроектом также предусмотрено создание единого документа, имеющего статус нормативного правового акта, обязательного для исполнения всеми организациями, -Положения по ведению бухгалтерского учета. Мы планируем, что оно тоже будет разрабатываться негосударственной организацией, а впоследствии одобряться государственным органом. В Положение предполагается включить те базовые требования к бухучету, которые в настоящий момент зафиксированы в ФЗ «О бухгалтерском учете» и соответствующих нормативных правовых актах. В частности, Положение должно определять порядок оформления первичных документов, провозглашать основополагающие принципы, такие как обязательность двойной записи. Кстати, во многих странах государством регулируется только процесс составления финансовой отчетности, а ведение бухучета оставлено на усмотрение самого предприятия. Но поскольку, как я уже сказал, в России несколько иные традиции, то рабочая группа приняла решение зафиксировать в отдельном документе в качестве обязательных для исполнения базовые требования по бухучету.

Стандарты и Положение не должны пересекаться в области применения. В случае, если таковое пересечение все же возникнет в связи с внесением изменений в стандарты либо из-за различных трактовок Положения и стандартов, последние, по нашему мнению, должны иметь приоритет,

- Появление проблемы различной трактовки возможно не только в ситуации, которую вы описали. Как известно, она во многом осложняет и внедрение в России международных стандартов, поскольку термины, используемые в них, порой существенно отличаются от тех, которые содержатся в отечественном законодательстве...

Действительно, проблема не нова. Действующий Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» оперирует гражданско-правовым понятием имущество, которое, согласно российским нормам, является одним из объектов бухучета. Соответственно есть мнение, в частности в Минюсте РФ, что терминология бухучета должна соответствовать гражданскому законодательству. Международная точка зрения несколько иная — в европейских странах стандарты финансовой отчетности являются, по сути, самостоятельной отраслью права и оперируют собственным понятийным аппаратом, в основе которого лежит не юридический, а экономический смысл. МСФО изначально разрабатывались с учетом того, чтобы без помех «приживаться» в любой правовой системе — используемая в них терминология была взята из области экономики, а не права. В разработанный нами законопроект включен пункт, который дает право при разработке и утверждении нормативных актов по бухучету и финотчетности использовать особый, отличающийся от определений гражданского законодательства понятийный аппарат. Разумеется, этот момент еще предстоит обсудить при юридической экспертизе законопроекта. В одном эксперты уверены стопроцентно: законопроект должен содержать такую формулировку, которая позволит применять в бухгалтерских нормативных актах чисто бухгалтерские понятия.

В случае же конфликта русского перевода МСФО и английского оригинала новый законопроект позволит руководствоваться английским текстом как первоисточником. Получит ли такое положение право на жизнь, будет ясно после юридической экспертизы. Нам оно представляется правильным, потому что если финансовая отчетность будет соответствовать переводу, который, в свою очередь, отклоняется от оригинала, то на такую отчетность вряд ли удастся получить аудиторское заключение в соответствии с МСФО...

Законопроект содержит определенный набор требований по процедурам принятия нормативных актов в области бухучета. Схема предлагается такая: оба регулирующих органа — и уполномоченный, и негосударственный — утверждаются Правительством РФ. При этом негосударственный орган должен соответствовать требованиям, изложенным в статье 6 настоящего законопроекта. Эта идея почерпнута из закона Сарбейнса-Оксли, принятого в США в результате серии финансовых скандалов. В соответствии с этим законом право выбора негосударственного органа, ответственного за утверждение стандартов финансовой отчетности, предоставлено Комиссии по ценным бумагам и биржам США, по требования к такому негосударственному орган) изложены в законе. Американский закон содержит также ряд весьма ценных требований в области регулирования аудиторской профессии, ответственности руководителей компаний за содержание финансовой отчетности и направлен на то, чтобы обеспечить финансовый рынок объективной и достоверной финансовой информацией, что необходимо для его поступательного развития...

Возвращаясь к роли государства в системе регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, замечу также, что в большинстве стран она сводится к трем процедурам: утверждение негосударственного органа в целом, назначение части или всех его членов, одобрение стандартов, принятых этим негосударственным органом. Причем вторая процедура, как правило, характерна для стран с менее развитыми системами бухучета.

- Будет ли график внедрения МСФО в России, разработанный в рамках законопроекта НСФО, отличаться от сроков, обозначенных в законопроекте «О консолидированной финансовой отчетности»?

- Дело в том, что при обсуждении законопроекта о консолидированной отчетности предлагаются разные сроки. При разработке законопроекта «О регулировании бухучета...» члены рабочей группы НСФО пришли к единому мнению, что компаниям, ценные бумаги которых допущены к обращению на фондовом рынке, переходить на МСФО целесообразно с 2007 года. Для прочих организаций с публичной подотчетностью, то есть открытых акционерных обществ, бирж, страховых организаций, кредитных организаций и т. д., — не позднее 2009 года. В свою очередь, законопроект предусматривает право Центрального банка инициировать переход на МСФО кредитных организаций рапсе намеченных сроков, поскольку последние ушли в этом процессе далеко вперед.

- Когда в стране начнется полномасштабный переход на МСФО, будут ли развиваться РСБУ?

- Я считаю, что компании с публичной подотчетностью, в том числе выходящие на фондовый рынок, должны готовить отчетность только по МСФО — заставлять их дополнительно отчитываться по другим стандартам смысла нет. Что касается более мелких компаний, то для них отчетность по МСФО должна носить добровольный характер. Кстати, МСФО для малого и среднего бизнеса находятся пока в процессе разработки, и многое будет зависеть от того, в какой форме их примет Международный Совет по МСФО.

В законопроект НСФО заложена норма, согласно которой в будущем субъекты малого предпринимательства вообще освободят от обязанности составлять финотчетность. Но на ближайшие годы национальные стандарты для средних организаций, как мне кажется, целесообразно сохранить.

- Как при переходе на МСФО планируется поступить с крупными российскими компаниями — своего рода пионерами, первыми разместившими свои ценные бумаги на американском фондовом рынке и в соответствии с его требованиями ведущими отчетность по американским стандартам ГААП?

- По нашим подсчетам, отчетность по ГААП раскрывают в России около 20 эмитентов. В свое время, когда Россия обсуждала, каше именно международные стандарты — МСФО или ГААП - ей следует взять за основу МСФО «победили» не случайно. Во-первых, ГААП все-таки привязан к нормативно-правовой базе определенной страны, во-вторых, он гораздо больше по объем), поскольку разрабатывался в течение длительного времени и имеет более глубокий исторический компонент. В-третьих, положения ГААП гораздо более детальны, чем МСФО. Череда же недавних финансовых скандалов в США наглядно продемонстрировала, что в излишне детализированных правилах опытным бухгалтерам легче найти лазейки.

В апреле нынешнего года Совет по МСФО и соответствующий органам США договорились о том, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США в срок не позднее 2009 года разрешает иностранным компаниям составлять отчетность по МСФО без дополнительной перекладки в ГААП. Сейчас компании, размещающие в США свои ценные бумага и ведущие отчетность по МСФО, сталкиваются с проблемой: им приходится перекладывать отчетность по МСФО на американский ГААП. То, что США не будут требовать перекладки, — отрадная новость для компаний, в частности европейских и российских, которые пользуются МСФО в том числе и потому, что по МСФО проще подготовить специалистов.

- Хотелось бы затронуть вопрос, часто поднимаемый в последнее время, но так и не подучивший пока разрешения, - вопросу утверждения официального перевода МСФО на русский язык.

- Авторскими правами на английский текст международных стандартов обладает КМСФО. В случае, если какая-либо страна принимает решение о переходе на МСФО, Комитет передает ей права на перевод и издание этого перевода. В частности, согласно соглашению, заключенному с Европейским Союзом, Комитет фактически отказался от авторских прав на территории ЕС, соответственно, текст МСФО стал частью общеевропейского законодательства, доступного для всех государств-членов ЕС. С Россией такое соглашение еще не подписано. Но поскольку подготовка грамотного перевода — процесс весьма длительный, обе стороны потихоньку его готовят. Терминология согласовывается с Минфином РФ и экспертами. Русский текст стандартов, правда, без последних изменений, уже размещен на сайте КМСФО. Сейчас идет работа по его актуализации в соответствии с последними изменениями.

- Давайте вернемся к разработанному НСФО законопроекту, публичное обсуждение которого проходило до 15 июля. Каковы его результаты?

- Напомню, что текст законопроекта размещен на сайте www.nsfo.ru , куда вес желающие могли направить по электронной почте свои комментарии. За период публичного обсуждения мы получили десятки предложений по совершенствованию законопроекта. Поправки обобщаются и рассматриваются рабочей группой Фонда НСФО. Мы планируем обсудить все поправки и подготовить законопроект к согласованию с государственными органами к сентябрю. Сейчас можно сказать, что получен ряд глубоких и интересных предложений, которые будут включены в текст законопроекта.

Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (НСФО) был создан в 2003 году. Он является негосударственной организацией, объединяющей представителей всех профессий, имеющих отношение к составлению, аудиту и использованию данных финансовой отчетности, а также представителей регулирующих органов.

Целью НСФО является содействие внедрению в практику экономической деятельности в России признанных и широко применяемых в мире стандартов финансового учета и отчетности, в частности Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО),

Основными направлениями деятельности Фонда являются разработка предложений по совершенствованию российского законодательства, регулирующего учет и отчетность для уменьшения непроизводительной нагрузки на предприятия и для устранения препятствий внедрению МСФО; информационная поддержка применения МСФО российскими организациями; участие в разработке международных стандартов финансовой отчетности через взаимодействие с Лондонским Комитетом по МСФО; содействие образованию аудиторов и бухгалтеров в соответствии с МСФО.


Постоянный адрес: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=001613
Rambler's Top100